13. На пути к Таразу. Мавзолей Айша Биби

После посещения мавзолеев в пригороде Шымкента, наш водитель взял курс на город Тараз (в СССР одно время он назывался Джамбул). Приехав ближе к вечеру, мы устроились в настоящей казахской юрте в деревне Айша-Биби в 18 километрах от Тараза (места в так называемых паломнических помещениях, коих здесь было не мало не оказалось по причине наплыва паломников). Это место в акурат находилось рядом с известным и почитаемым священным местом мавзолеем Айша-Биби: по факту находилось за забором и поэтому немудрено было, что мест в паломническом комплексе для нас не осталось. Мы по-началу посчитали, что нам выпало очередное испытание, но расположившись со всеми удобствами на полу юрты и заняв фактически всю ее площадь кроме дастархана в центре юрты (даже в столовой нам места не досталось!), мы посчитали, что такое диковинное место очень даже интересно нам. Надо сказать, что в этом году при нашей остановке в этом комплексе к нашему удивлению комплекс оказался по факту пустым, но мы все дружно (кто был в прошлом году) спросили разрешения остановится снова в этой юрте. А столовой нам в этом году пришлось попользоваться, но к сожалению у хозяйки не много хватало сил и времени обслуживать нас, вывозить мусор по причине серьезного заболевания супруга, когда его за день до нашего приезда увезла в больницу «неотложка».

По одну сторону дастархана расположились мужчины, а по другую - женщины. Тут же ночью и днем читался намаз после принятия тахарата. И можно было бы подумать, что испытанием для всех станет мой  и еще некоторых из нашей группы не прекращающийся храп, но дневные выезды с посещениями близ лежащих святых и исторических мест так уматывал всех, что засыпали все весьма быстро непробудным богатырским сном.

Еще до заката солнца и до закрытия комплекса мы успели попасть в мавзолеи Айша Биби и ее воспитательницы. Легенда об этой девушке и трагической любви ее с Карахан Ата кем только не написаны, но вкратце мы остановимся на этом с вашего позволения.

Легенд об Айша Биби существуют 28 различных версий. Одна из них о любви Айша биби к своему жениху. И по моему мнению она разумна и более соответствует действительности. Красавица Айша была дочерью знатного человека Хаким ата, в народе его звали Зенги баба, ученика Ахмеда Яссауи (кстати, мне два дня назад удалось побывать с нашей дружной командой в Мавзолеи Зенги Бабы в 25 километрах от Ташкента во время нашего 7-дневного паломничества по святым и историческим местам Узбекистана (города Ташкент, Самарканд и Бухара, но об этом будет новое повествование в будущем!). 16-летнюю Айшу полюбил с первого взгляда Карахан Ата. Несравненная Айша тоже воспылала страстью к Карахану.
Отец Айши отказался отдавать свою дочь за Карахана, который хотя и был ханом и правителем Тараза, но не слишком знатного рода. Опечаленный юноша уехал в родные места, земли его рода находились в районе современного Тараза. Предупредив мать Ануар Ана, но не добившись благословение отца, Айша собралась в дорогу.      
«Шесть рек  ты перейдешь, а седьмую перейти не сможешь, - сказал ей вдогонку отец. Шесть рек перешла Айша. Перед седьмой остановилась, помня заклятье отца. К несчастью, ее жених никогда не смог ее увидеть больше, так как она погибла на берегу реки.


Скорбя по смерти девушки, Карахан  Ата воздвиг мавзолей сказочной красоты на мести ее гибели. Попутчица Айша Биби Бабаджи хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша Биби в мавзолее Бабаджи хатун.
Время не пощадило камни. Но даже то, что осталось, одна стена со стрельчатой аркой входа и двумя полуразрушенными колоннами - поражает красотой и изяществом.
Мне удалось запечатлеть эти орнаменты из плитки XIII века, а также пано вверху мавзолея со змеей.

Нам в очередной раз повезло: мы приехали почти к закрытию комплекса и вдоволь насладились красотой аллей из роз, самими мавзолеями, сделали немало интересных фото на память. Что касаемо энергии, источаемой в Мавзолее Айши, то могу сказать одно: была бы такая теплая и проникновенно-нежная энергия Любви и безграничной Доброты, которую излучали бы все возлюбленные всей нашей Планеты, какую я ощутил и в своих ладонях, и всем телом, находясь во время молитвы в мавзолеи Айши, то с уверенностью могу сказать, что не было бы в помине войн, распрей, не было бы разводов и соперничества, не было бы зависти и злобы. С мавзолея просто не хотелось уходить: уединение в полном молчании после молитвы, заставило нас всех оставаться еще некоторое время в Мавзолее. Не менее интересной оказалась энергия, выдаваемая в более скромном, но от этого не менее изящном мавзолее Бабаджи хатун - воспитательницы Айши. Энергия ровно лилась на ладони и легко и непринужденно просеивалась сквозь мои пальцы. Ощущение сопричастности к трагедии многовековой давности заставило меня по-новому посмотреть на отношения полов в обществе сегодня. Готова ли сегодняшняя молодежь на такие самоотверженные и одновременно безрассудные поступки ради настоящей Любви, когда с экранов телевизоров нам преподносится совсем иная модель поведения, пропагандируются совсем другие ценности, навязываемые нам не нашим Западом и растлевающую молодежь до такой степени, что по закрытым данным, озвученным недавно на Ютюб-канале одного из бывших депутатов Государственной Думы 1-го созыва количество браков, заключенных в 2024 году на территории Российской Федерации, доросло до количества разводов в этом же году. Это немыслимо по меркам родовосполнения, и несет фактическую угрозу безопасности страны.

Мы ночевали не одну ночь в той юрте: на утро нас ждали достопримечательности Тараза. (31.08.2025. Продолжение следует)


Рецензии