Шедевриально. Глава 26
(восточная рапсодия с зазывами, перцем и укропом)
Базар — это не рынок. Это — спектакль.
Акт первый — специи.
Акт второй — ор.
Акт третий — философия через баклажан.
Восточный базар — не просто торговая площадь, это шумная модель мироздания, где ты — и зритель, и участник, и, как водится, немного пострадавшая сторона.
В старом Самарканде, как гласит летопись, дервиш в чалме у входа в базар не просил милостыню — он рекламировал пустоту бытия. Тут же, через ряд, стояли дуканы, перекошенные, как моральные ориентиры в сезон скидок. Купцы с бородами цвета зиры томно курили чилимы, а сделки вершились не биржами, а взглядом, отточенным как лезвие сабли.
Ах, были времена… Но восток жив, пока кричит!
Израильский базар — это восток на иврите.
Особый шик — базары в восточном Иерусалиме, Рамле, Яффо и, конечно же, царь всех базаров — Шук Кармель, сердцебиение Тель-Авива, где даже фалафель поёт, прежде чем попасть в питу.
Шук Кармель на исходе пятницы - это эпическая поэма:
"Кило на шекель"
На подступах к базару нищие. Но какие: принцы позавидуют
Не уныние, а табличка с цитатой на груди:
— «Да возлюби нищего своего…» — и рядом QR-код для перевода биткоинов.
И, главное, — ни один не выглядит голодным. Наоборот: розовощёкие, ухоженные, с лицами, будто только что вышли из спа-центра при синагоге. Один даже предложил мне благословить кошелёк — за символическую сумму.
Внутри базара — как в Багдаде, только с вайфаем
Вы вступаете в само сердце базарной какофонии:
Запахи, вопли, фрукты, ссоры, любовь, чеснок, дети, рыба, проклятия, скидки — всё вперемешку. Тут тебе и репка, и крики торговца:
— “Шекель! Один шекель, мама дорогая, я с ума сошёл! Забирай, друг!”
Прилавки — как корабли, пришвартованные к причалам из бетона.
Товары — от тапочек до турбины от самолёта.
Кто ищет — тот найдёт.
А кто не ищет — всё равно купит.
Торговцы — это не профессия, а театр личности. Каждый — Шекспир, каждый — Паганини, каждый — спецназ по продаже лука.
Научить этому нельзя. Это в крови.
С этим, как с аллергией на тёщу, надо родиться.
Слово «шекель» здесь не валюта — а воппли в Кнессете.
Один выкрикивает как тенор с иракскими корнями:
— “Яллаааа шекель!”
Второй — как старый кантор из Йемена:
— “Але шоооокель!..”
Третий — вовсе не поёт, а завывает, как муэдзин на пенсии:
— “Игия! Игия!!!” (картошку подвезли).
Такой вокальный диапазон, что Фредди Меркьюри бы сдался и пошёл продавать хурму.
Но иногда базар — это мюзикл
Встречаются базарные ансамбли, целые квинтеты из зазывал в стиле:
А-ля Морокко:
— “Гверет Роза, тааси лану поза!”
Они не просто кричат, они строят сюжет, драматургию, кульминацию.
Толпа замирает:
«А что за поза?».
Пока фантазия работает, руки тянутся к кошельку.
Продавать — это не просто искусство. Это — расчет на простака, которому нужно сбыть товар.
А есть и танцы
Торговец-картофелевед, вращаясь между ящиками, исполняет болеро с баклажанами. Весы — его партнёрша. Если попросите скидку — исполнит казачка. Если два килограмма — можно рассчитывать на венский вальс с томатами.
А рядом — хор кастаньет, аплодисменты с артишоками, и откуда-то звучит
— “Оренбургский пуховый платок…” —
в исполнении мужчины с дыней вместо бубна и акцентом, будто он сам — плод эксперимента между Мичуриным и Рабиновичем.
Русская алия вдохнула в шук дух Гоголя и Зыкиной
Теперь тут поют
“Есть на Волге утёс” вместо “Шалом Алейхем”, а продавец селёдки цитирует Достоевского:
— “Если Бога нет, то почём же тогда укроп?”
Иранский еврей увлёкся трудами Мичурина, а бухарский — стал поклонником Маяковского.
— “Я русский бы выучил только за то, чтобы… впарить капусту без сдачи!”
В дни массовой алии, когда шекель нам только снился, не министерство абсорбции, а именно Шук Кармель кормил и грел репатриантов
По пятницам отходы становились ужином. Из «почти испорченного» варили «почти суп». И никто не жаловался — потому что это была не нищета, а… школа выживания с приправой надежды.
Шук — это песня. Это запах. Это детство и эмиграция, совок и Ханаан, политика и поэзия.
Шук Кармель — это и есть Израиль. Только погромче.
Shmiel Sandler
Свидетельство о публикации №125083001693