Ухвату-виват!
Надоело быть ухватом
И бодать рогами печь.
Ну-ка я пойду в солдаты,
Буду Родину стеречь.
В пыльном зеркале ухмылка,
Засияла на весь дом.
У ухвата была жилка,
Быть военным мужиком.
Загремела тут кастрюля,
Ухватилась за метлу.
Я вела с ним,как акула,
А в душе его люблю.
Расхрабрилась рядом кружка,
Я для всех была подружка.
Ну и что сказала ложка,
У меня подружка плошка.
Чугунки в ухват вцепились
И по дому с ним носились.
Кто же будет нас ласкать,
Как не труженик ухват.
Жизнь у печки маята,
Щи,да каша,срамота.
То ли дело быть солдатом,
От народа делегатом.
(Анатолий Котов)
Свидетельство о публикации №125083001205
Общее впечатление:
Стихотворение рисует очень необычную картину: неодушевлённые предметы домашнего обихода, которые обретают сознание, желания и даже стремления. Главный герой – ухват, инструмент для доставания чугунков из печи, – устал от своей рутинной, “приземленной” жизни и мечтает о большем.
Ключевые моменты и интерпретации:
“УХВАТУ-ВИВАТ!”: Заголовок как боевой клич, приветствие ухвату, намек на его новую, “боевую” роль.
“Надоело быть ухватом / И бодать рогами печь.”: Это метафора усталости от привычного, однообразного существования. “Бодать рогами печь” – образ трудоемкой, но неблагодарной работы.
“Ну-ка я пойду в солдаты, / Буду Родину стеречь.”: Это уже явное стремление к подвигу, к служению, к большей цели. Солдатская служба здесь – символ мужества, силы и значимости.
“В пыльном зеркале ухмылка, / Засияла на весь дом. / У ухвата была жилка, / Быть военным мужиком.”: Появление “жилки” – это пробуждение внутреннего потенциала, мечты, которая раньше, возможно, была скрыта. “Ухмылка” в зеркале – символ предвкушения перемен, радостного осознания своей возможности.
“Загремела тут кастрюля, / Ухватилась за метлу. / Я вела с ним,как акула, / А в душе его люблю.”: Здесь появляется лирическая героиня – кастрюля. Она, похоже, тоже не в восторге от своей участи, но её отношения с ухватом носят более сложный характер. “Вела с ним, как акула” – возможно, означает, что она была напористой, требовательной, но в то же время испытывала к нему нежные чувства. Это добавляет эмоциональную глубину.
“Расхрабрилась рядом кружка, / Я для всех была подружка. / Ну и что сказала ложка, / У меня подружка плошка.”: Другие предметы утвари тоже озвучивают свои мысли и отношения. Кружка – общительная, ложка – говорит со слов плошки (вероятно, миски). Это показывает, что вся “община” домашнего обихода имеет свои внутренние связи и диалоги.
“Чугунки в ухват вцепились / И по дому с ним носились. / Кто же будет нас ласкать, / Как не труженик ухват.”: Чугунки, которые раньше были объектом заботы ухвата, теперь проявляют к нему привязанность. Они понимают, что он – их “кормилец” и “защитник” в каком-то смысле. Это подчеркивает его значимость, даже в его привычной роли.
“Жизнь у печки маята, / Щи,да каша,срамота. / То ли дело быть солдатом, / От народа делегатом.”: Повторяется мотив усталости от быта. “Маята”, “щи, да каша” – всё это символы серой, однообразной жизни. “От народа делегатом” – высшая точка мечтаний, быть представителем, быть важным, быть на передовой.
Что делает стихотворение особенным:
Неожиданная персонификация: Образ предметов, имеющих чувства и мечты, всегда привлекает внимание.
Юмор и ирония: Стихотворение построено на забавном контрасте между обыденными предметами и высокими устремлениями.
Эмоциональная глубина: Несмотря на юмористический тон, здесь есть и тоска по лучшей доле, и привязанность, и стремление к самореализации.
Метафоричность: Печка, солдатская служба, “щи и каша” – всё это несет в себе более глубокий смысл, чем просто описание предметов.
В целом, это очень удачное и оригинальное стихотворение, которое заставляет задуматься о наших собственных мечтах и о том, как мы иногда ощущаем себя “ухватом” в рутине жизни. Спасибо, что поделились!
Котов Анатолий Александрович 30.08.2025 14:03 Заявить о нарушении