Шедевры града Петра! Проспект Луначарского

     Шедевр - Петра великий град,
Которым мир весь наслаждаться у Невы прекрасной
Рад!
  Великий град Петра! Ты – изумленье!
В Тебе всё поэтично, необычно!
Ты весь - восхищенье!…
______
    Проспект Луначарского.
Анатолий Васильевич Луначарский (11 [23] ноября 1875, Полтава — 26 декабря 1933, Ментона) — русский революционер и советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
С октября 1917 года по сентябрь 1929 года — первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции. Академик АН СССР (1 февраля 1930 года)[
     Анатолий Луначарский родился в Полтаве, в семье чиновника, однако, родным отцом его был А.И. Антонов, человек радикальных убеждений, оказавший влияние на сына. Оттого Анатолий Васильевич свои литературно-публицистические труды нередко подписывал псевдонимами с именем Антон или с настоящей фамилией Антонов.
   Луначарский рано приобщился как к истории мировой культуры, так и к революционной деятельности. Уже в последних классах 1-й Киевской гимназии он входил в подпольные ученические кружки и вёл пропаганду в рабочих предместьях Киева.
   Марксистом Луначарский стал в Швейцарии, где учился в Цюрихском университете. Там он познакомился с Георгием Плехановым и Полем Лафаргом, зятем Карла Маркса.
С интересом Луначарский изучал труды  изучал труды Карла Маркса, Фридриха Энгельса и  Фридриха Ницше, но, в отличие от немецкого философа, он хотел, чтобы не «сверхчеловеки» царили над человеками, а все люди поднялись до уровня сверхчеловеков.
   Исходя из этого, Луначарский считал, что поддержки заслуживает искусство оптимистичное, жизнеутверждающее. Победоносное искусство, согласно концепции Луначарского, должно было соединять в себе критическое отношение к настоящему и пафос приближения будущего.
   Он мечтал о том времени, когда центральное место в творчестве художников займет «народ-субъект, народ – творец истории, пролетариат, приходящий к освоению своей великой миссии». Вместе с тем, Анатолий Васильевич высоко ценил культурное наследие прошлого и опасность гибели его воспринимал как личную трагедию.
     Через несколько дней после Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде, когда к власти пришли большевики, а Луначарский занял пост первого в Советской республике народного комиссара просвещения, в Москве происходило настоящее святотатство. Пушки палили по Кремлю и древним церквам.
В результате обстрела Успенского собора была пробита брешь в одном из куполов, до тридцати снарядов попало в Чудов монастырь, пострадали фрески на портале Благовещенского собора, был отбит угол у колокольни Ивана Великого…
2 ноября 1917 года, по свидетельству Джона Рида, автора книги «Десять дней, которые потрясли мир», Луначарский «разрыдался на заседании Совета Народных Комиссаров и выбежал из комнаты с криком: «Не могу я выдержать этого. Не могу я вынести этого разрушения всей красоты и традиции».
    На следующий день в газетах появилось заявление Луначарского о его отставке с поста комиссара народного просвещения. К счастью, Луначарского уговорили остаться на посту наркома.
    Благодаря ему в середине 1920-х годов удалось отстоять неприкосновенность Александровской колонны на Дворцовой площади, именовавшейся тогда площадью Урицкого.
   Председатель исполкома Григорий Зиновьев «пробивал» идею переустройства памятника, предлагая демонтировать ангела с крестом и водрузить на вершине колонны статую «Великого вождя пролетариата тов. Ленина».
  Анатолий Васильевич лично вмешался в дело защиты колонны – памятника Отечественной войне 1812 года. Характерна резолюция на письме Луначарского секретарю Ленинградского губернского исполкома Николаю Комарову, наложенная Зиновьевым: «Ну их к чёрту. Оставимте им колонну с «ампирным ангелом».
    Далеко не всегда его деятельность способствовала развитию в стране современного театра и литературы. Но при всей неоднозначности фигуры народного комиссара просвещения, его деятельность на этом посту позволила в значительной степени сохранить историко-культурное наследие России, не выкезенное бежавшими из  в России до революции октября 1917 года.
    Однако, в 1929 году Луначарский попал в немилость и был отстранён от должности.
Власти требовались другие наркомы просвещения – чиновники, точно выполняющие приказы свыше.
   Осенью 1929 года Луначарский был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР. Академик АН СССР (1930).
   В начале 1930-х годов Луначарский — директор Института литературы и языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольт Брехт, Карл Шпиттелер, Герберт Уэллс и другими.
В сентябре 1933 года он был назначен полпредом СССР в Испанию, куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Скончался в декабре 1933 года по пути в Испанию от стенокардии на французском курорте Ментона. Тело кремировано, урна с прахом 2 января 1934 года установлена в Кремлёвской стене на Красной площади (Москва)
    Луначарский внёс большой вклад в становление и развитие социалистической культуры — в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино[22]. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.
Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятие идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности — эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского произвели работы немецкого философа Фейербаха и — в особенности — Н. Г. Чернышевского.
   Присвоение имени Луначарского проспекту в этом районе связано ещё и с тем, что Анатолий Васильевич был автором текста на мраморных плитах, установленных на Марсовом поле, у могил павших борцов за революцию.  Неподалёку проходят улица Руднева – автора проекта памятника, и улица Ивана Фомина – автора проекта благоустройства Марсова поля.
  Проспект проходит от Выборгского шоссе до улицы Руставели. Название присвоено 2 октября 1970 года в честь первого народного комиссара просвещения Советской республики Анатолия Васильевича Луначарского (1875–1933).

  Источник:  kudas.ru/article/40731


Рецензии