Модесту Петровичу Мусоргскому

Русскому композитору, создателю опер, оркестровых пьес,
циклов вокальной и фортепьянной музыки, хоров, романсов и песен.
Для жителей улицы Мусорского во. Владивостоке и для всех жителей города.
К проекту «Улицы Владивостока»
Литературно-музыкального объединения «Третья Пятница» (Владивосток)


Кто для России этот человек?
Прекрасно образован, музыкален...
...Мы говорим сегодня: «Саундтрек»...
И я, простите, этим опечален.
Есть музыка, в ней тема и аккорд,
что потрясают чуткий слух накалом!
Вот этим композитор и живёт!
А Мусоргский...
ему всех звуков мало!

Ведь, кроме них он слышал гул толпы,
что в пушкинском «Борисе Годунове»
В «Хованщине» - заутрени, попы,
старообрядцы...
Звуки в каждом слове!
А фортепьянной музыки узор,
хоры и песни, волшебство романсов?..
«Могучей кучки» зависть и укор...*
Ведь, на веку немало диссонансов.

В конце концов, они, сломив его,
заставили отречься от юдоли,
дарованной Творцом не для того,
чтоб растворить таланты в алкоголе.*
Ну, что сказать? Бывает...
В наши дни
со многими случалось и похуже.
И гасли в мире яркие огни...
Не нам судить о гениях досуже.

Таким он был...
В его душе и боль,
народный гнев и радость отозвались.
Минор, мажор, диез, бекар бемоль
в мелодии от Бога превращались.
От всенародной славы и любви
не отвращают даже и пороки.
Что делать? Мы такие...
C’est la vie!
И Мусоргскому в память эти строки!

Ведь, как бы там, не довелось в судьбе –
не пасынком России был он, сыном!
И в славном, композиторском гербе
был, несомненно, в золоте рубином!
Его могиле тень даёт ветла
на Тихвинском погосте благочестья.*
И если март – звонят колокола,
Церквей России, в память о Модесте...


© Владимир СПАСИБЕНКО, 2025
Моде;ст Петро;вич Му;соргский
1839, с. Карево, Псковская губерния —  1881, Санкт-Петербург
Русский композитор, член «Могучей кучки». Работал в различных жанрах:
в его творческом наследии — оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной
и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры.
В творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты,
но самобытность его при жизни не была в полной мере оценена.
 С начала XX века и поныне его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина»,
цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки», вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская» признаются шедеврам.

«Могучая кучка»*
«Могучая кучка» (также известна, как Балакиревский кружок,
Новая русская музыкальная школа или, иногда, Русская пятёрка.
 Это творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге
в конце 1850-х — начале 1860-х годов.
Состав:
Милий Алексеевич Балакирев (1837–1910);Модест Петрович Мусоргский (1839–1881);
Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887);Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908);
Цезарь Антонович Кюи (1835–1918).
В начале существования кружка - композитор-любитель А. С. Гуссаковский.

«Могучей кучки» зависть и укор...»*
Противоречия в «Могучей кучке» (Балакиревском кружке) проявлялись в разных аспектах: в идеологических взглядах, в творческом подходе и в организационной деятельности.
Эти противоречия привели к внутренним творческим расхождениям, которые в середине 1870-х годов привели к распаду кружка как сплочённой группы. Мусорского в кружке не понимали.

«...чтоб растворить таланты в алкоголе..»*
Модест Петрович Мусоргский  страдал от алкогольной зависимости.
Это повлияло на его жизнь и творчество, а также на отзывы современников.
Начало зависимости относится ко времени пребывания в Школе гвардейских подпрапорщиков
 и Кавалерийских юнкеров, где Мусоргский, попав под влияние старших товарищей, начал пить.
Далее, постепенно начали проявляться приступы белой горячки.
В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжёлую алкогольную депрессию,
вызванную длительными запоями и жизненными невзгодами.
Из-за алкогольной зависимости невольно прерывалась работа над серьёзными сочинениями.
Интересно, что большинство своих лучших произведений Мусоргский написал в начинавшихся запоях.
В продолжение двух последних лет жизни Мусоргский писал мало из-за алкогольной зависимости.
В последние годы большинство знакомых отвернулось от Мусоргского, считая его «опустившимся».
Композитор Георгий Свиридов говорил, что в Мусоргском сочетались «ослепительная гениальность»
и «последствия алкоголизма».
Смерть композитора была практически самоубийством:
смертельный приступ вызвала бутылка коньяка, контрабандой пронесённая в палату,
где лежал больной Мусоргский.

«...на Тихвинском погосте благочестья...»*
Модест Петрович Мусоргский
похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры,  в Санкт-Петербурге.

«...И если март – звонят колокола...»*
Интересным фактом-совпадением жизни и смерти композитора является то,
что он родился в марте и скончался тоже, в марте.


Рецензии