Карлу Павловичу Брюллову
и монументальных росписей, создателю знаменитых полотен и портретов.
Для жителей улицы Брюллова во Владивостоке и всех жителей города
К проекту «Улицы Владивостока»
Литературно-музыкального объединения «Третья Пятница» (Владивосток)
Он мог бы нелепым прослыть,
без почёта, без славы и чина,
бездарно ваять на холстах
голых женщин с веслом
Но можно ль, России забыть
протестанта,
но славного сына,
что честен с собою был и
со своим ремеслом?
Ведь, создано кистью его
двести самых прекрасных портретов,
расписан собор Исаакия!
Гений! Талант!
И не перечислить всего,
что он сОздал!
Не счесть пиететов,
которых достоин
холста и палитры гигант!
Полотна-шедевры кричат
о глубоком и ярком таланте!
Здесь гибель Помпеи,
и «Всадница», и «Вольтижёр»,
Италия и виноград,
«Сон монашки»,
«Турчанка» и «Данте»...
«Гулянье в Альбано», «Распятье»
и... голый позёр...
Увенчан лавровым венком,
награждён бриллиантовым перстнем!
И «Первою кистью» Империи
Провозглашён!
Да, он ли мечтал о таком?!
И что может приятней быть,
лестней?
Дворами Европы он лучшими
был приглашён...
И помнит Россия о нём:
в Третьяковке и в Русском музее,
в Архангельске и в Татарстане,
и в Риге он есть!
И в улицах, где мы живём
его имя живёт, не стареет...
Хвала всенародным талантам!
Им память и честь!
© Владимир СПАСИБЕНКО, 2025
Карл Павлович Брюллов
(1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана, близ Рима, Папская область)
Русский живописец и рисовальщик, наиболее известный представитель
художественной династии Брюлловых, один из главных художников позднего русского классицизма
первой половины XIX века.
В 1809–1821 годах учился в Императорской Академии художеств,
окончил Академию с большой золотой медалью.
Создал большое количество портретов, картин и графических работ
В 1836–1849 годах преподавал в Академии художеств.
В 1843–1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского собора в Санкт-Петербурге.
С 1850 года жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской академий, а также Академии Св. Луки в Риме.
Почётный вольный общник (с 1834) и профессор (в 1836–1849) Императорской Академии художеств, почётный член Московского художественного общества (с 1844), иностранный член ряда художественных обществ Европы, в том числе Академии Святого Луки в Риме.
Вероисповедование: христианин-лютеранин, протестант (одно из направлений лютеранства)
Упоминающиеся в стихотворении полотна и портреты,
написанные К. Брюлловым.
Гибель Помпеи (и.в. знаменитое полотно « Последний день Помпеи»)
«Всадница», «Вольтижёр» (этюд), «Сон монашки», «Турчанка», «Гулянье в Альбано», «Распятье»
«Италия и виноград» -
(и.в. две картины:
«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»
и «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)»
«Данте» (и.в.незавершённая картина К.И. Брюллова, которую он писал в последний год своей жизни)
«И... голый позёр»... (и.в. «Портрет Пашкова» в обнажённом виде).
Исаакиевский собор
«Расписан собор Исаакия» -
и.в. что Карл Брюллов принял участие в оформлении Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Художник был привлечён к работе над интерьером. Его главной работой в соборе стала роспись плафона главного купола — композиция «Богоматерь во славе». Эта фреска, созданная в традициях итальянского Возрождения, изображает Деву Марию в окружении ангелов и святых
Некоторые (основные) награды и провозглашения
Увенчан лавровым венком, награждён бриллиантовым перстнем
и «Первою кистью» Империи провозглашён Императором Николаем I
(хотя отношения Брюллова с Николаем I были не самые радужные)
Свидетельство о публикации №125082800704