Пусть всегда будет небо
Володя родился в 1958 году в Киеве в семье, где мама была успешным юристом, а его папа, Владимир Александрович – военным авиационным инженером. Из-за особенностей службы отца семья часто меняла места жительства, переезжая в Приморский край, на озере Хасан, в Хабаровск, в Николаевскую область, в Германию. С самого раннего детства Володя слышал гул самолетов, видел их взлет и посадку, потому что везде военные городки находились рядом с аэродромом. Не удивительно, что он еще в юные годы решил стать летчиком, ему так хотелось быть похожим на отца! В 1975 году Владимир поступил в Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов ПВО. В училище он освоил самолеты: Л-29, Су-15, в дальнейшем в полках летал на Су-15 ТМ, МиГ-31, МиГ-23 МЛД.
Суровые будни летчика-истребителя
В 1979 году по окончании обучения в училище, началась служба в истребительном авиационном полку в Комсомольске-на-Амуре. Летчики, охранявшие воздушное пространство СССР, на тактических учениях отрабатывали личное мастерство днем и ночью в сложных метеоусловиях, совершенствуя свои навыки от полета к полету на сверхзвуке, на малых высотах, в стратосфере. На учениях была задействована вся авиация округа, чтобы поддерживать летное мастерство, нести боевое дежурство, ведь страна граничила с КНР, Японией, КНДР и США на Камчатке. Наши летчики не раз получали приказ не допускать разведывательные самолеты.
В этой связи на память приходит трагический инцидент с Боингом 747 Южно-Корейской авиакомпании, произошедший в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином. Нарушивший государственную границу и проследовавший вглубь территории СССР над Камчаткой и островом Сахалин самолет был сбит истребителем Су-15 ТМ. В истории этой авиакатастрофы даже теперь не поставлена точка, детали до сих пор обсуждают авиационные специалисты разных стран, и многие связывают трагедию с провокацией, организованной американской стороной. Существует целый ряд версий катастрофы южнокорейского Боинга. Но в тот момент, когда принималось решение уничтожить воздушную цель в нашем воздушном пространстве, первостепенной задачей было обеспечение безопасности страны. Следует ли говорить, что инцидент с Боингом-747 вызвал новый виток обострения сложных отношений между СССР и США.
Мы встретились с бывшим военным летчиком 1-го класса, подполковником, ныне ветераном военной службы Владимиром Владимировичем Ильиных. Я задала ему свои вопросы о службе, полетах и бывший летчик стал обстоятельно отвечать на них, потом взял лист бумаги, ручку и сделал подробную схему тех событий сорокалетней давности. На схеме указал: где находился каждый из объектов и только после начал свой рассказ:
- По сообщению радиотехнических войск ПВО СССР самолетом Боинг 747 Южно-Корейской авиакомпании произошло комплексное нарушение границы. Как было выяснено при разбирательстве инцидента, экипаж состоял из высшего состава Южно-Корейских ВВС, выполняя задачи, поставленные американцами. В момент нарушения воздушной границы над Камчаткой «висели» американские разведывательные спутники серии Ferret-t, которые вели наблюдение за работой наших ПВО.
Экстренно включились для сопровождения самолета-нарушителя Боинг 747, с целью перехвата, либо принуждения посадки на территорию СССР. Ранним утром была поднята группа самолетов СУ-15. На индикаторах локаторов ПВО метка пассажирского самолета Боинг, летевшего освоим обычным рейсом Анкаридж – Сеул международной трассой никогда не отклонялась от маршрута, поэтому в тот момент ни у одного наблюдателя не возникло даже мысли, что пассажирский самолет нарушит пространство СССР!
А в эти часы рядом с международной трассой «крутился» вдоль границы над нейтральными водами самолет-разведчик, за которым велось пристальное наблюдение. В какой-то момент на индикаторе локатора метки двух самолетов сошлись в одну точку, учитывая, что их размеры оказались одинаковыми. Затем один из них на индикаторе ушел на Аляску, метка другого самолета резко оказалась над территорией Камчатки за 150 километров от границы, провокация была просчитана так, что статусы самолетов обозначить было невозможно. Медлить нельзя, поступает команда: «Воздух-взлет по нарушителю». Самолет-нарушитель пересекает Камчатку и уходит в нейтральные воды. Вел он себя, как самолет - разведчик, а догонять его, во избежание потерь летчиков, с высшего командного пункта запретил полковник Н.И. Саулов, заместитель командира полка, запретив атаку. Нарушитель «пошел» на Сахалин, там его ждала ракета «Воздух-Воздух», где он был сбит подполковником Г. Н. Осиповичем. Таким образом поставленные командованием задачи были успешно выполнены.
Видели все происходящее американцы? Видели, просчитав провокацию зарание, но молчали. Южная Корея стала запрашивать сведения о Боинге и началась обычная предсказуемая «игра», по миру пошли фото плачущих корейцев, но, что характерно, во время поисков не было найдено трупов. Ни одного! И с упавшего Боинга не поступали сигналы, хотя на нем есть система, которая подает их с любого места падения.
Вот такой напряженной обстановке проходила служба летчика Владимира Ильиных на восточных рубежах нашей страны.
Не допустить ошибки в небе
Когда смотришь на статного богатыря, каким является Владимир Владимирович Ильиных, то кажется, что в небе с ним не может случиться какое-либо недоразумение, настолько он изучил свой самолет. А сам Владимир Владимирович рассказывает об экстремальных случаях во время полетов, например, как на взлете, посадке рвались шасси, сбрасывая самолет с полосы, бывали отказы в работе радиостанций, когда прерывалась связь с землей. Был также редчайший случай, когда отказали датчики топливомера и расходомера. Об этом отдельная история Владимира Ильиных:
- На 9 мая 1983 года в Петропавловске проходил парад. Мне дана команда «Воздух». Взлетаю, наблюдаю праздничные колонны с красными знаменами, делаю обычный облет и вдруг вижу на топливомере аварийный остаток топлива – 650 литров, всего на 1 круг, на 7 минут полета! Самолет летит с ракетами, заправлен полностью, а на приборах – 650 литров, аварийный остаток на посадку! За секунды в сознании пронеслась вся моя жизнь! Как же так, ведь я мечтал лично свою дочь отвести в школу и, чтобы непременно она была с белыми бантами и в белых колготках, с букетом цветов! Вспомнил занятия по авиатехнике: если я аварийно сброшу ракеты, самолет облегчится. Продолжаю полет, вижу края вулканов, земля все ближе, расходомер в режиме отказа. Что это? Ложное срабатывание показателей аварийного остатка топлива? И все же его хватило долететь и посадить на аэродром, где ожидал инженерный и командный состав. На земле старший инженер зафиксировал редкий случай отказа техники и срабатывание ложных показаний, не зависящих от пилота…
В 1993 году Владимир окончил учебу в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Военный летчик 1-го класса подполковник Владимир Ильиных отбыл к месту службы в Забайкалье, в Читу. Более 30 лет Владимир Владимирович прослужил на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, в Сибири и на Урале.
Труд на гражданке - служение Родине
Окончив службу и став пенсионером, ветераном военной службы, Владимир Ильиных работал инженером на ставропольских заводах, педагогом в образовательных учреждениях и ни разу не прерывал свои связи с ребятами, увлеченными небом и морем, помогая определиться с будущей профессией. Большинство из них занимались и продолжают заниматься судомодельным спортом в Центре детского творчества Промышленного района и в Доме детского творчества Октябрьского района Ставрополя.
Движение Поддержки Флота, совместно с Союзом «Морское братство», созданным при музее-библиотеке имени И.Бурмистрова при участии капитана 1-го ранга, ветерана подразделения особого риска, председателя Ставропольского отделения ДПФ Юрия Викторовича Виноградова – реальная поддержка для молодежи в выборе жизненного пути. Здесь, в кают-компании, проходят встречи с кадетами, где офицеры рассказывают ребятам о специфике службы на флоте, о быте военных моряков, о суровой романтике военной службы подводников и летчиков. Делится своими воспоминаниями, идеями, дает ценные советы и Владимир Владимирович.
На внеочередной отчетно-выборной конференции, состоявшейся в феврале 2025 года Владимир Владимирович Ильиных был избран на должность заместителя председателя Совета ветеранов Октябрьского района города Ставрополя. Надо сказать, что работает он вдохновенно, с огоньком, заряжая своей энергией юные сердца.
Свидетельство о публикации №125082806948