Гимн молодых или Гимн молодёжи
Строфа 1:
Золотой свет солнца вокруг,
Белый Орёл взмывает ввысь,
Гордо головы подними,
Смотря на польский Знак и Крест.
Строфа 2:
Мы приносим Польше возрожденье,
Попирая подлость, ложь и грязь,
В нас дыханье мощной весны,
В нас — будущее,
С нами — народ.
Строфа 3:
Вперёд идём, по пути потока,
Пусть дрожит враг пред нашей силой,
Уже приближается день победы —
Мы — мощь Великой Польши!
Мы — мощь Великой Польши!
Строфа 4:
Вперёд идём, духовно вооружённые,
Антихриста гнать прочь.
Матерь Божья(Пресвятая Богородица), услышь нас,
Благослови меч Хробрего!
Благослови меч Хробрего!
Историко-культурное описание песни "Гимн молодых" (Hymn M;odych)
Исторический контекст
"Гимн молодых" (Hymn M;odych) — это польская патриотическая песня, созданная в 1926 году как официальный гимн организации Обоз Великой Польши (Ob;z Wielkiej Polski). Текст написан выдающимся польским поэтом Яном Каспровичем (Jan Kasprowicz), который скончался 1 августа 1926 года — в том же году, когда была написана эта песня.
Песня исполняется на мелодию "Варшавянки" 1831 года — знаменитой польской патриотической песни, которая была написана французским поэтом Казимиром Делавинем (Casimir Fran;ois Delavigne) под впечатлением от польского восстания 1830-1831 годов. Музыку к польской версии "Варшавянки" написал композитор Кароль Курпиньский.
Организация "Обоз Великой Польши" (OWP)
Обоз Великой Польши был создан 4 декабря 1926 года в Познани по инициативе Романа Дмовского — одного из главных идеологов польского национального движения. Организация возникла как ответ на захват власти маршалом Юзефом Пилсудским в результате майского переворота 1926 года.
OWP стал одним из самых массовых политических движений в Польше, насчитывая от 200 до 300 тысяч членов. Организация имела крайне правый и националистический характер, а её программа была направлена на проведение "национальной революции".
Символика и атрибутика
Важной частью OWP стал Рух Молодых (Ruch M;odych) — молодёжное крыло организации, которое фактически определяло её политику. Именно для этого молодёжного движения и был написан "Гимн молодых".
Символом Руха Молодых стал Меч Хробрего (Щербец) — легендарный коронационный меч польских королей. Организация ввела единую форму: песочного цвета рубашки или куртки, тёмно-синие брюки и береты, а также римское приветствие.
Содержание и символика песни
Песня отражает основные идеи польского национального движения 1920-х годов:
1. Национальная символика: Белый Орёл — герб Польши, Крест — символ католической веры
2. Идея возрождения: "Polsce niesiem odrodzenie" (Польше несём возрождение)
3. Молодёжный энтузиазм: "W nas mocarne wiosny tchnienie" (В нас мощное дыхание весны)
4. Религиозный элемент: обращение к Богородице с просьбой благословить "Меч Хробрего"
5. Борьба с врагами: упоминание "Антихриста" отражает антикоммунистические настроения движения
Судьба организации и песни
28 марта 1933 года Обоз Великой Польши был распущен властями по всей стране из-за обвинений в подстрекательстве к беспорядкам и разжигании национальной и расовой ненависти.
Однако "Гимн молодых" пережил организацию и быстро стал одним из символов польского национального движения. В настоящее время является официальным гимном Молодёжи Всепольской (M;odzie; Wszechpolska) — современной польской националистической молодёжной организации.
Культурное значение
Песня представляет собой важный памятник польской политической культуры межвоенного периода (1918-1939), отражающий:
- Противостояние между сторонниками Дмовского (национал-демократы) и Пилсудского (санация)
- Влияние европейских националистических движений 1920-30-х годов
- Роль молодёжи в политических движениях того времени
- Синтез национальных и религиозных идей в польском национализме
"Гимн молодых" остаётся частью репертуара современных польских националистических организаций и исполняется на их мероприятиях, что делает его живым элементом польской политической традиции.
Монархический аспект "Гимна молодых"
Символика королевской Польши
Хотя Обоз Великой Польши не был монархической организацией в прямом смысле, песня содержит важные монархические символы:
1. Меч Хробрего (Щербец) - коронационный меч польских королей, которым короновали монархов с 1320 года. Это прямая отсылка к величию Речи Посполитой времён королей.
2. Белый Орёл - исторический герб польских королей, символ монархической традиции Польши.
3. "Великая Польша" - концепция, отсылающая к временам могущества Речи Посполитой под властью королей.
Национал-демократы использовали монархическую символику не для восстановления монархии, а для подчёркивания исторического величия Польши и преемственности с традициями сильного польского государства.
Противостояние санации и национал-демократов
Два видения Польши
Санация (от лат. sanatio - оздоровление) - движение маршала Юзефа Пилсудского:
- Государственная идея: "Польша для всех граждан" - многонациональное государство
- Концепция: федерализм, включение украинцев, белорусов, литовцев как равноправных граждан
- Внешняя политика: противостояние и России, и Германии
- Отношение к меньшинствам: относительная толерантность, идея "государственной нации"
- Политическая система: авторитарная "направляемая демократия" после 1926 года
Национал-демократы (эндеки) - движение Романа Дмовского:
- Национальная идея: "Польша для поляков" - этнически однородное государство
- Концепция: унитарное централизованное государство
- Внешняя политика: союз с Россией против Германии (до 1918), затем - антигерманская и антисоветская позиция
- Отношение к меньшинствам: полонизация или вытеснение, особенно евреев
- Политическая система: парламентская демократия с доминированием польского большинства
Ключевые противоречия
1. Историческая память:
- Пилсудский: социалист, боевик, организатор восстаний против царизма
- Дмовский: легалист, сторонник постепенных реформ, сотрудничал с царской Думой
2. Концепция нации:
- Санация: политическая нация (гражданство определяет принадлежность)
- Эндеки: этническая нация (кровь и культура определяют поляка)
3. Роль католицизма:
- Санация: отделение церкви от государства при уважении к католицизму
- Эндеки: "поляк-католик" - неразрывное единство национальной и религиозной идентичности
Майский переворот 1926 года
Кульминацией противостояния стал переворот Пилсудского 12-14 мая 1926 года:
- Пилсудский силой захватил власть, свергнув законное правительство
- Национал-демократы оказались в оппозиции
- Именно в ответ на это в декабре 1926 года был создан Обоз Великой Польши
Значение для понимания песни
"Гимн молодых" отражает эндецкую идеологию:
- "Depcz;c pod;o;;, fa;sz i brud" (попирая подлость, ложь и грязь) - намёк на "моральное разложение" санации
- "Antychrysta p;dzi; precz" (гнать прочь Антихриста) - возможно, намёк и на масонство (Пилсудский был масоном), и на коммунизм, и на секуляризацию
- Обращение к Богородице - подчёркивание католической идентичности движения
Таким образом, песня представляет собой манифест национал-демократической молодёжи против санационного режима, используя монархическую символику для легитимации своей борьбы за "истинную" Польшу.
Со временем «Hymn M;odych» стал официальным гимном организации M;odzie; Wszechpolska, а также используется ныне Организацией монархистов Польши
Пение : https://youtu.be/QLjzKgz2zOQ?si=fI-HrsH3X14LDMWw
Свидетельство о публикации №125082805312
