Аз воздам
Как правило , я хорошо помню не только яркие впечатления от прочитанного, но и сопутствующие этому - обстоятельства, источники и даже хронологию.
Однако в данном случае (о чём и пойдёт речь), в моей памяти произошёл то ли сбой, то ли определённого сорта аберрация.
Суть заключается в следующем.
В 1973 году, я прочитал в одном из литературных журналов того времени (то ли в "Юности", то ли в "Звезде") некий текст (названия и автора - я тоже не помню), сюжет которого практически полностью дублирует узловые сценарные моменты фильма Андрея Смирнова "Осень", вышедшего на экраны в 1974 году.
Известно, что Смирнов поставил этот фильм по собственному сценарию под названием "Рябина - ягода нежная".
Могло ли статься, что какой-то из вариантов сценария, Смирнов напечатал в журнале?!
Не знаю, ничего не могу сказать на сей счёт.
Смирнову пришлось долго пробивать дорогу этому фильму на экран, его чехвостили в хвост и в гриву, ругали на всех уровнях и я уверен, что если бы не фантастический успех и невероятная популярность его предыдущего фильма - "Белорусский вокзал", картины в высшей степени советской и патриотической, выдержанной в жёстких канонах соцреализма, то "Осень" бы моментально задробили и отправили бы в небытие лет на 13-15 как минимум.
Так что можно считать, что и режиссёру и зрителям несказанно "свезло", хотя картину пустили в прокат всего лишь третьим экраном.
При полном отсутствии в СССР секса и при скудости, крайней степени щепетильности, целомудрия и ханжества при воплощении темы взаимоотношений полов, Смирнов нарушил и сломал все каноны и стереотипы.
В то время, когда весь советский народ, под руководством мудрой и родной коммунистической партии, её Центрального Комитета и лично Генерального Секретаря ЦК КПСС, товарища Брежнева Леонида Ильича, уверенной поступью двигался по пути строительства социализма в отдельно взятой стране, покоряя всё новые и новые зияющие вершины, режиссёр Смирнов, презрев трудовые порывы и подвиги , битвы за урожай труженников полей, сражения за выполнение и перевыполнение плана выпуска продукции рабочими, сфокусировал своё внимание на сомнительной (с точки зрения морального кодекса строителя коммунизма) истории любовных отношений уже немолодого, женатого "Ромео" и разведённой, тоже отнюдь не юной "Джульетты", которые натурально "забив" на свои производственные обязанности, исхитрились на недельку умотать в сельскую глухомань и там, сняв комнату у местных жителей, на широкой кровати, без устали предавались сладострастным соитиям, то и дело перемежаемых истеричными разборками, взаимными обвинениями и любовными клятвами со слезами на глазах.
1974 год.
От былой "оттепели" и даже от её испарившихся "лужиц" не осталось и следов.
Негласно реанимирован сталинизм, высланы из СССР Бродский, Солженицин и Галич, введена жесточайшая цензура в средствах массовой информации и во всех институтах культуры и искусства.
В фаворе надуманность, лизоблюдство, фальшь и демагогия.
Во МХАТе "варят сталь" (пьеса "Сталевары"), бессменный парторг на экране и в БДТ Кирилл Лавров - рвётся в космос ("Укрощение огня"), Гельман пишет откровенно лукавую и лживую пьесу "Протокол одного заседания", по которой был поставлен фильм "Премия", квинтэссенцией картины стал ОТКАЗ от премии бригады строителей, сформированной из ПТУшникиков и возглавляемые бригадиром , окончившим 8-летку, но мыслящего марксовскими экономическими категориями, а бывший штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, сменив военный мундир, на цивильный , индивидуального пошива белоснежный костюм, на чистейшем русском языке (с рязанским прононсом), ежевечерне, после программы "Время", умело поставленным голосом, с чувством, читает главы из нетленки Л.И.Брежнева "Малая земля" и даже бывший вор в законе, заделывается передовиком-трактористом в родном Отечестве (Шукшин "Калина красная").
И вот на фоне всего этого "бардельеро", ранее упомянутый Андрей Смирнов, снимает кино о двух любовниках, которые знакомы друг с другом ещё со школьной скамьи, но жизнь сложилась таким образом, что оба скоропалительно связали себя брачными узами с нелюбимыми партнёрами, пытаясь обмануть судьбу, но годы только усилили их взаимное притяжение и обоюдоострые муки от невозможности жить вместе.
Не всё идеально в этом фильме, достаточно много шероховатостей, но фильм вышел честным, душевным и пронзительным!
Мне показалось, что концовка фильма, чем-то очень похожа на финал чеховской "Дамы с собачкой": всё те же перепады от отчаянья до фантастических надежд, интеллигентные "мильоны терзаний", щемящая нежность и симбиоз душ, обречённых на вечную любовь!
Свидетельство о публикации №125082804521