Солнцестояние. Ужас за пределами тьмы

Решил высказать свое мнение в отношении фильма «Солнцестояние». Не знаю, чем руководствовались режиссёр и, в особенности, сценарист, так как специально не вдавался в подробности чужого анализа на различных форумах. Но для меня очевидно, что создателям фильма блестяще удалось вывести ужас за пределы специально отведенного для него места. На протяжении всей истории кинематографа существовали специальные «гетто» для ужаса. Фильмы ужасов были связаны с определенной локацией, где ужасу разрешалось обитать. Это могли быть кладбища, заброшенные хижины, средневековые замки, окутанные дымкой тумана леса, ну и, конечно, по классике жанра — переезд молодой семьи в частный домик «с мрачным секретиком» от предыдущих хозяев или обитающей поблизости нечистью, которую как базу заложил Стивен Кинг в своем «Кладбище домашних животных». По сей день тему частного домика в том или ином виде используют как обиталище потустороннего, впрочем, это отдельная тема. Но в «Солнцестоянии» ужас приходит на фоне майских благоуханных цветов, девушек в белых одеяниях с венками на голове, чирикающих птичек и, самое главное, на фоне лучей солнца, которые символично свидетельствуют о победе света над тьмой, тем более что в дни солнцестояния световой день существенно превышает темное время суток. Второе: в фильме нет мистики как таковой, за исключением того момента, когда главной героине показалось, что она увидела умершую мать.
Мы видим, что ужас начинает выходить за рамки отведенных для него границ, более того, отныне он может и не быть связан с мистикой. Ужас приходит в мир людей, занятых весельем, нужно отметить — не кабацким весельем, веселье представлено в этнокультурном смысле. Таким образом, ужас приходит в ярморочно украшенный мир язычества, Нью-эйджа, в мир «просветленных и осознанных», а значит, в мир современного истеблишмента и тех, кто пытается туда попасть.
Современный человек находится в состоянии психоза, причем не только тот, который пытается утопить свои проблемы в стакане, речь прежде всего о тех, кто «на позитиве», «в потоке», не о тех, у которых изначально яркое восприятие мира независимо от обстоятельств или у которых здоровое отношение к депрессии, речь о тех, кто усиленно занимается возгонкой позитивизма, считая отклонением склонность к размышлениям, скепсису в отношении окружающего арлекинского поведения. А почему люди заняты возгонкой позитива, почему людям хочется вечно ржать и улыбаться? Да потому, что им страшно! Они окружены миром, который катится к черту все быстрее и быстрее, не спрашивая у них никакого разрешения, их жизнь и статусы в мессенджерах, как баррикады от надвигающегося рока, наполнены тоннами еды, шезлонгами, спортом, развлечениями, аффирмациями. Они веруют в материю, во вселенную, во всю принимают и раздают любовь.
Идея язычества, в том числе одной из его современных интерпретаций — Нью-эйджа, в профаническом его понимании зиждется на гармонии. Идея гармонии в глобальном смысле, как концепция созидания идеального общества или хотя бы бесконфликтного социума, который функционирует как заведенный механизм, где каждый винтик всем доволен, есть ловушка, так как гармоничное общество может существовать только в условиях тирании.
Фильм скомпрометировал главные аргументы язычества в виде идиллии и гармонии, показал язычество без прикрас, со всеми скверными обрядами, в том числе с человеческими жертвоприношениями, ритуальными самоубийствами, когда адепт по достижении определенного возраста обязан завершить свой земной путь, а если у него не получается, то ему в этом помогают. И все это происходит на фоне всеобъемлющего света, и возникает вопрос: всегда ли свет является благом, не является ли он иногда прикрытием для еще более чудовищной тьмы?
«Солнцестояние» — не только новаторство в мире фильмов ужасов, фильм создал диссонанс в сознании: «Как же так? Столько света и веселья, и вдруг — на тебе…» — а значит, дал повод еще раз задуматься: что на самом деле есть «свет» и «тьма»?


Рецензии