Протягивает Свою руку
Помните у Бурича: "Я ищу идею, за которую бы меня распяли"? Может быть, вот та самая идея, только не я нашла её, а она меня...
У смерти высокие образы, но у любви они — выше. Всё-таки поэзия — это вопрос веры, каким бы безумием от неё не веяло.
Рыбаки поверили Христу, за ними поверили и мудрецы — им было сложно и страшно, но ведь поверили…
Смотрите, что предваряющее мои исследования стихотворение "Процесс цветения бузины" говорит про "глубинное, главное, горловое", которое "будет — так будет, сколько пред ним ни юли":
Куст бузины раскрылся, как ясный глаз
в нежно-зеленом взгляде, Господних веках,
ветках, ветрах, чём-то еще до нас,
что и не вспомнит смертного человека,
что-то еще такое, чему нельзя
просто сказать: извини, давай не сегодня?
Это звезда, по листве, по щеке скользя,
золотая, ласковая, Господня, —
только молчи и не открывай глаза.
Если бы люди заткнули куда подальше свои технологии, политику, жажду денег и власти, остановились бы, вслушались в этот прекрасный и удивительный мир и до них, наконец, дошло бы, что они потеряли, они обалдели бы надолго… Но такого никогда не произойдёт, к сожалению.
Наверное, Бог устал смотреть, как мы мучаемся и умираем при жизни. Он хочет, чтобы мы ушли отсюда живыми. И теперь — как у Петра, идущего по водам за Христом: чуть разуверился — тонешь, но Бог оборачивается, протягивает Свою руку, и ты идёшь дальше…
Вы видели фильм Дени Вильнёва “Прибытие”? После “Адамова зрения” вспомнила о нём, как часто у меня бывает — вдогонку. Рассказ, взятый за основу Вильнёвым, был издан в 1998 г., автор — Тед Чан из Штатов. Фильм вышел в 2016-м. Это я к тому, что идея витает в воздухе. Как правило, такое “витание” предваряет реальное воплощение упомянутой идеи. Предобразы, помните?..
Чан делает основной упор на время — язык гиптоподов способен проникать сквозь время, одномоментно воспринимая прошлое, настоящее и будущее. Что любопытно, письменность гиптоподов основана на образах. По сравнению с поэзией это, конечно, очень ограниченная её версия, но есть и важный вывод: даже когда человек знает своё будущее, он совершает такой же выбор, как если бы и не знал.
У меня эта мысль прозвучала чуть иначе: поэзия не прорицает то, чего не случилось в будущем.
Поэзия намного объёмнее, чем только одна способность воспринимать время в качестве отдельного измерения, как вымышленные гиптоподы. Могу предположить, что мы никогда не сможем дойти до границы её познания, как бы ни старались… Это — духовное зрение, умение, в первую очередь, различать связи, скрепляющие всё внутри бытия и уходящие корнями-побегами-усиками в вечность. Слух, позволяющий слышать музыку материального и невидимого. Нечто, дающее возможность чувствовать другого человека где бы и когда бы он ни был, что мы привыкли называть “любовью”.
В каком-то смысле, “Адамово зрение” даже в том сыром виде, в каком оно находится сейчас, можно назвать своеобразным Евангелием от поэзии. И мне пришло в голову, что это чудо (иначе не назовёшь) случилось как раз в то время, когда она оказалась “на грани вымирания” среди людей, дошла до точки невозврата, как, впрочем, и мы с вами… Для нас это чудо или мы для него — не знаю. По моим наблюдениям (об этом уже где-то упоминала) поэзия как и Бог, и любая божественная энергия (если есть ещё какие-то), имеет кольцевую форму: всё во всём — “Я есмь Альфа и Омега, Начало и Конец”. Поэтому нас нельзя и невозможно отделить друг от друга: чудо, поэзию и меня.
Просветление — не уверена, но с тем, что поэзия ведёт нас к предназначению, трудно не согласиться. Сказать ей: извини, давай не сегодня — равносильно предательству самого себя.
31.07.2024
Свидетельство о публикации №125082704047