Алиса! Преступление и наказание!

   В субботу вечером я валялась в постели. Валяние это было не то, что у Обломова, постоянное лежание в постели, это было вынужденное состояние - приковала меня к одру болезнь. Лежала  я измученная  каким-то вирусом.Температура гуляла то вверх, то вниз: 37.3 - 37.7.
    Есть я практически не могла,  даже пила с большим трудом- маленькими глотками, в час по чайной ложке, в прямом смысле этого слова.
    Причина была не вирусе, который я подхватила, а в кое-чем более серьезном, но об этом потом.
    Долгожданные выходные были утеряны безвозвратно. Никаких прогулок на свежем воздухе. Душная летняя квартира. И надо как то существовать.
   Алиса - яндекс колонка, развлекала меня как могла. Сначала я вспоминала с ней свою любимую музыку. Перебрали все от классики до рока. Но через некоторое время музыка превратилась в бесполезный шум. В голове звуки сливались в какую то какофонию.
   Я смотрела на священные книги, которые не так давно, мне стали открываться глубоко и тосковала.
Читать сейчас будет невыносимо тяжело,и не будет отклика в душе, будет мука.
   Напротив дивана,где из-за болезненной слабости лежу весь день, висит икона - во весь рост Господь, стоящий на облаке в небе. Душа рвется к нему, рвется на молитву, но где уж там.
Ряд святых  под Ним тоже безучастно смотрят на меня. Молитва,  с некоторых пор стала мне приносить радость,  и отдохновение, освобождение от суетности мира. Но и она мне стала недоступна.
   Несколько раз, я порывалась встать перед образами, когда мне становилось легче, но получалось только пара земных поклонов. Ну, хоть что то, главное не потерять связь с горним миром, утешала я себя.
    Моя деятельная натура требовала труда, душа хотела духовной пищи. И вот блеснула в голове счастливая мысль, конечно, если я не могу читать, я могу слушать. Алиса, буквально вырвалось хриплым голосом, включи аудиокнигу "Преступление и Наказание".
   Зазвучал приятный, спокойный, мужской голос, размерено читающий текст. Читающий для меня книгу мужчина, не был каким то мне известным актером, или диктором. Но  его манера передачи текста меня вполне удовлетворила. Прямая речь героев была окрашена соответствующей смыслу интонацией. Однако, я сразу уловила,  что это, была практически середина книги. Все герои были уже выведены на сцену, характеристики их я быстро уловила. События разгорались.
   Как дошел Радион Раскольников до убийства старухи проценщицы, его внутренние мотивы, его теорию - я хорошо помнила. Само собой и фраза : вошь ли я или право имею, жила у меня в памяти со школьной скамьи.
   К тому же несколько лет назад, я немного начала читать эту великую книгу! В то время, когда уже мой сын, дошел до нее в рамках школьной программы.
   Тогда же, я ему строго поставила на вид:"Эту книгу должен прочитать каждый русский человек, если он живет в России, и ею живет! " Ребенок принял вызов с энтузиазмом.
   Отец мой родной, на это как то сурово сказал:" Доченька, такую книгу нужно читать во взрослом виде, человеку уже сформировавшемуся, и что то уже пережившему! В школе ее, в нежном возрасте читать нельзя!Это слишком серьезная книга! "
     Но я, как та лошадь, которая закусила удила, вечерами сидела с сыном и с удовольствием размышляла. Пыталась ярко описать нужду, в которой был вынужден жить будучи студентом Радион Раскольников.
    Тему желтого билета, под которым существовала Сонечка Мармеладова я не могла осветить. Обыкновенный женский стыд угасил мой пыл.Там все понятно расписано думала я, и на уроках ему все растолкуют.
   Но внимание, к тому, как читает книгу мой сын, я не утратила. Сначала он действительно честно читал, помогали уроки в школе, но потом он стал ей давится. Чтение прекратилось - он смотрел на книгу с ненавистью. Видимо  то горе и страдание, взывающие с каждой страницы книги к детскому сердцу,переполнили его душу. Он не мог принять эту бесчеловечность.
  Мне пришлось очень сильно давить на него, и он в конце концов прочитал ее, или сделал вид что прочитал. Материнская гордость  моя, на тот момент  была удовлетворена. Сейчас же, оглядываясь  в прошлое, предполагаю, что была не права. Излишне настойчива. Добивала его этой книгой, питая таким образом свои амбиции.
     В тоже время, я сказала себе, придет и мое время, обязательно перечитаю  "Преступление и Наказание"!И делать это буду вдумчиво и обстоятельно!
     Но время шло, я тонула в жизненной суете; работа - работа, без выходных и проходных;а дома должны прилично блестеть кастрюли и унитаз.
     И вот, как говорится в известной русской пословице, не было бы счастья, да несчастье помогло. И так, я внимательно вслушивалась в книгу и скоро полностью погрузилась в ее мир.
     Где то я была в болезненном забытьи, где то остро напрягала слух чтобы не потерять канву произведения.
     Отличительная черта Федора Михайловича Достоевского, как автора своих произведений, излагать свой материал очень подробно.Картины происходящих событий выписаны очень тщательно. Действующие лица романа, если эту книгу можно так назвать-а она все таки про любовь, и с этим нельзя поспорить, так вот, все действующие лица романа, выложены как на ладони. Это относится и к главным героям, и даже особенно к второстепенным. Жизненное кредо,таких людей, например как Лужин и Свидригайлов их мысленное пространство,их намерения, и наконец их поступки создают нам очень яркую картину мира, в котором находятся главные герои книги. Это и Сонечка Мармеладова, и Радион Раскольников, его сестрица Дунечка и Разумихин - товарищ Родиона. Есть конечно и другие важные действующие лица, но здесь они не будут упомянуты.
    Нужно еще раз упомянуть о том, что мысли и поступки каждого человека описаны очень эмоционально, особенно ход этих мыслей. Мы пристально следим за развитием каждой личности, видим каждое движение души.
    И в этом есть все, и вступление, и полное развитие партии, и доминанта в заключительном действии лиц.
   Подлецы как подлецы, всеми силами хотят сорвать свой куш, выкручивая руки, нашим положительным героям. Хотя и то, и наше общество, положительными героями считать не будет ни убийцу, ни женщину, живущую с жёлтым билетом.
   Но наша с вами самая главная музыка увидеть как, как тоненькой ниткой соединяются самые главные, наиглавнейшие герои - Сонечка Мармеладова и Радион Раскольников.
       И так я слушала книгу,передо мной оживали перипетии разных судеб. Лужин Петр Петрович и Аркадий Иванович Свидригайлов не вызывали во мне раздражение. Жизнь уже научила просто наблюдать и местами даже смирятся перед безысходностью. Но я переживала за сестрицу Родиона, Авдотью Романовну, чистую девушку, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. И больно было просто наблюдать, как ее с двух сторон домогаются мужчины. Один вульгарный любитель удовольствий, прожигающий свою жизнь за чужой счет, другой такой же но сквалыга, чахнущий над своими деньгами.
      Один страстно желавший сорвать бутон на  5 минут. Другой желающий облачить свои желания в так называемый честный брак.
   Но один, где то и поступающий достойно, например устроив сирот Катерины Ивановны в пансион, и положив для них капитал в банк, чтоб дети имели средства для жизни, вступая во взрослую жизнь, делает  это для того, чтобы выглядеть лицом благородным, залить глаза Дуне, чтобы заинтересовать собой.
    Другой же наоборот, совершенно жадный, держит будущую жену и тещу, в  строгой нужде, дабы они, будучи облагодетельствены  им молились бы до гроба на него, за то, что он из вырвал их из лап нужды. А в сердце грел и  лелеял мечту, что его жена, более образованная и тонкая женщина, будет с ним рядом, и он будет щеголять ей, как драгоценным украшением своей жизни, открывая ею двери в обществе.
     Это низко! Эти низкие мысли, вызвали в моей душе страдание и сострадание к Авдотье Романовне, сестрице Родиона. Не хотелось совсем такой судьбы для девушки, которая с таким трудом сохранила свое достоинство, в недалёком прошлом.
    И так, сестра Родиона, из лап одного паука, могла попасть в лапы другого. Но слава Богу обошлось.
    Хочется верить, что мой читатель образованный человек, и разделяет мои мысли. А если что не так, может и поправить меня!
      Дальше будет еще интереснее, но более тем, кто верит в Бога, ждет его в своей жизни, и надеется и уповает на Него, как на единственный источник бытия в этой временной жизни, и в жизни будущей - вечной!
     Известно нам, о мой дорогой и любезный читатель, который продолжил вести свои глаза по этим строкам, известно нам, что вера в Бога, чаще всего приходит к человеку, тогда, когда его посетили страдания. Кому то нужно, пережить действительно большое горе, и утрату, а кому то вера дана с молоком матери.
      Но большинство, на мой взгляд, это не сливки общества, это его сухой остаток, переживший огонь, воду, медные трубы и многое другое ужасное, непостижимо как настигающее человека,ломающее  и пугающее его.
     Мои любимые герои, которым я отдала свою душу и сердце оказались на самом дне этой жизни. Как же,разве общество не осудит падшую женщину и убийцу?
     Но не всматриваясь, не вдумываясь  в  эту книгу, читать ее нет смысла. Я уверенна, и точно теперь знаю, что  хвост этой истории не закрепился  в моей голове, потому что я не могла это так глубоко понимать в 17 лет, в пору атеизма, царившего в нашей стране.
      Само по себе слово Евангелие было для меня скорее всего аббревиатурой. Это сейчас я знаю его смысл -  Евангелие  - это благая весть! А что, тогда можно было понять, когда читал, не понимая смысла слов.
    Теперь мне стало ясно, о чем говорил, мой достаточно образованный  отец  несколько лет назад. Я всегда склонна прислушиваться к его мнению. Время  и жизненный опыт открывает двери к понимаю сложных вещей. Теперь я ясно вижу то, что было для меня когда то за семью печатями.
      Раскольников еще не знает ни души, ни сердца Сонечки Мармеладовой,но он способен ясно оценить на что способно это сердце.

      

   

 ( продолжение завтра)
      


Рецензии