повесть полусумасшедшего Хармса

                Д. Хармс. "Старуха"

Когда-то
         повесть Даниила Хармса
                мной была названа

садистско-жутковато-психоделической.
                Удивительно,
                но достаточно было

одного прочтения,
чтобы понять  степень
 
психического нездоровья Хармса.   
                Но критики настаивают,

что это повесть -       
        вершина творчества

чудаковатого писателя...
        Для тех, кто еще не читал,
                приведу пересказ -

свой синопсис этого "шедевра":
         краткость нужна для понимая текста!

*

Повествование от начала и до конца
                ведётся от первого лица. 

Герой выходит из дома...
                во дворе стоит одинокая

старуха и держит в руках настенные,
                почему то без стрелок, часы:

герой проходит мимо, идет дальше,
на углу улицы встречает

старого знакомого;
         совсем недолго

разговаривает с ним и почти бегом
                возвращается домой:

он забыл выключить электрическую печку!
Теперь он пытается заснуть, но мешают детские

крики, что доносятся с улицы,
                и он обдумывает

их убийство. Но скоро о том забывает
                и решает

написать гениальную повесть
о неком, не творящем чудес чудотворце.

Ему удаётся написать лишь строчку:
                «Чудотворец
                был высокого роста».
*

Вдруг раздались громкие стуки.
             Он дверь открывает и...  видит  старуху,

ту самую, с часами без стрелок.
              Она усаживается в его кресло,
                заставляет героя встать на колени,

а затем и лечь на пол.    
          Герой  понимает,

что в этом нет никакого смысла,
                подымается и видит:
               
старуха мертва.
Его голова

идет кругом:
что делать со старушечьим трупом?

потом забывается и  ложится спать.
              Утром идет в булочную, а там

знакомится с женщиной: её он называет
                «милой дамочкой»

и приглашает к себе в гости
                выпить водки...

но вдруг вспоминает
             о трупе и убегает 

 домой, открывает дверь комнаты
              и видит: старуха ползает
                из угла в угол по полу.
*

Уложив труп в чемодан, он идёт на остановку трамвая,
                где видит ту самую
                «милую дамочку»,

хочет её догнать, но чемодан мешает.
                На трамвае
                он едет до вокзала,
 
покупает билет до станции «Лисий Нос»,
                намереваясь там,  под откос

выкинуть чемодан в болото.
                Но кто-то 

крадёт чемодан! Доехав до Лисьего Носа,
                он идёт в лес и молится.

На этом эта странная
 повесть заканчивается,

но не будем забывать:
ее писал полусумасшедший  Хармс,

которого сегодня многие называют
                не иначе как "русским Кафкой".
                В тюремной камере

психиатрической больницы
          он и закончил свои дни.

 *

Неприятное впечатление!
В далекой юности это  произведение

я  воспринял исключительно
                в духе Стивена Кинга —

то есть, туповатый ужастик.
И потом долго не мог понять,

почему некоторые литературоведы
                в этой
                психоделическо-сновидческой атмосфере
 

находят предсказания
           в виде зашифрованных описаний

будущих блокадных дней
обезумевших от голода людей.


Рецензии