И всё в себя вмещает человек



Как всякая вещь или явление, человек неоднозначен - даже самый стабильный, самый, казалось бы, простой, банальный и примитивный. Человек, как утверждают многие душеведы, не есть единая цельная личность, но он есть община многообразных личин и архетипов. Поэтому любой из нас непостижим даже для себя самого и порой совершает поступки, которых от него никто не ждал, которых он сам от себя не ждал. В обычном европейском, в том числе, русском человеке таятся не только личности его пращуров и культурные прообразы языческой и библейской старины. В нём многое есть от животных, причем, самых доисторических, от растений, от минералов и жидкостей. Человек - это маленькое с виду подобие огромного внешнего мира - пространства и времени, даже параллельных потусторонних времён и космосов. С другой стороны, если взять камень и спросить себя: есть ли в камне человеческое? Ответ сам собою напрашивается: конечно, есть, ведь из камня люди создают священные храмы, прекрасные статуи, великие города. Ваятели, архитекторы извлекают из камня свои человеческие сущности, без которых ничего бы не получилось. Это положение можно продолжить и применить к любым вещам окружающего мира - к растениям, из которых люди выращивают сельскохозяйственные культуры, к зверям, которых мы приручаем или воспеваем, наделяя их человеческими чертами, к водам, в которых мы находим жизнь и древнейшие истоки цивилизаций. Всякая наука, всякое учение антропоморфны. Таким образом, человек вмещает в себе весь мир и даже Бога, в то время как мир и Бог изначально человечны.
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Конечно, Николай Гумилёв был прав, - как образованейший человек своей эпохи, он знал, о чем писал. -  но добавим сюда замечание, отражающее более общее понимание природы человека и вселенной, где добро и зло неразрывно переплетены, где свет и тьма неразлучны: всякий из нас так или иначе любит мир и верит в Бога, даже тот, который отрицает Бога и проклинает мир. Всякий выполняет своё высшее предназначение, всякого ведет по неисповедимым путям его провидение, даже если кажется, что человек банален, скучен, непригляден, - для чего-то же он нужен, предназначен для некоей непостижимой для нас миссии. Да, все обыденное, мелочное в любом из нас есть, однако, есть и нечто безмерное, бессмертное.  Мир породил человечество, оно порождает новые миры. И верится, что этому движению не будет конца, в каких бы формах ни выражалось человеческое…


Рецензии