Бродский в броуновском пальто

Я Вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — — — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!

1974 год, а сегодня психологи это объясняют. Метафорически способ существования персонажа, которым овладела эссенциальная депрессия, можно описать с помощью места, в котором угроза непосредственной гибели устранена, но за это заплачено очень высокой ценой - возможностью радоваться жизни. Очень похоже на ощущения соляроидов, ей-богу... Пожалуй, на сегодня хватит строить симметриаду Классику...
http://stihi.ru/2025/08/25/6

Коллеги по поэтическому цеху прямо и даже инстинктивно поддерживают моё стремление пройти сквозь комнату Бродского! Вот написала о коричневом пальто Бродского и Наталья Харина, моя хорошая знакомая, Член творческого союза "Московский Парнас" c 2006 года, Член СЖР с 2006 года (СЖР это вроде Союз Журналистов РФ? там я был), а ещё сталкивался с ней в Академии Российской Словесности, хоть это она сейчас и убрала из своего списка занятости, довольно завидного и без Академии. Зато вижу, она работает пресс-секретарем в ветеранской организации и тренером в паралимпийском спорте. Ну да, актуально, СВО нам добавляет паралимпийцев... Но мы же не о ней, мы о brown coat, английском добротном коричневом пальто нашего литературного коуча Иосифа.

Захотелось прочесть про броун пальто. Может быть оно волшебное, как разноцветный халат не менее знаменитого Иосифа, которого братья продали египетскому фараону - чи не так же, как русские Бродского американскому президенту? Есть очень интересная рок-опера на эту тему, написана за полгода до знаменитого "Джизус Крайс супер-стар" и теми же авторами, малоизвестная, но у меня две версии на виниле сохранились даже, и с текстами. Ой, я отвлёкся...

Итак, подобно тому, как Есенин к чорту снимает свой костюм английский, так и Бродский выходит из пижамы прямо в высокие горы, год 1984, шаги пронумерованы:

1. Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.
Ты, в коричневом пальто,
я, исчадье распродаж.
Ты — никто, и я — никто.
Вместе мы — почти пейзаж.

...что-то это мне напоминает. По пейзажу - мёртвые гипсовые леса в иных полостях океана Солярис. По ритму... Вспомнил! Евтушенко так отвечал пародисту Евгению, фамилию обидчика не помню:

Ты Евгений, я Евгений. Ты не гений, я не гений.
Ты г-но, и я г-но. Я недавно, ты давно.

Не знаю, где-то было напечатано это, воспроизвожу чисто из редакционной памяти. Нас в 60-е такая поэтика забавляла, помню. Эпоха, а уж тогда, в 1984, это, наверно, как пародия ретро на мэтра воспринималась. Евтушенко же был то в протесте, то опять в ЦК через иркутскую ветку БАМа. Я строил города на Ямале. За год до начала контрреволюции, в той терминологике Перестройки с большой такой буквы. Ладно, так что мы видим в волшебном пальто в горах Саксонии, где и лес уже голубой, что тогда уже стало юмором, цвет пола, давно, даже рок-группа "Шокерно голубые" уже со сцен сошла.

3. На ночь снятое плато.
Трепыханье фитиля.
Ты — никто, и я — никто:
дыма мертвая петля.
В туче прячась, бродит Бог,
ноготь месяца грызя.
Как пейзажу с места вбок,
нам с ума сойти нельзя.

Думаю, тут как бы Пастернака немного поддёргиваем, свеча горела на столе, трепыханье фитиля, а дыма мёртвая петля - какой Бродский без сигареты? И ноготь месяца грызя - а в детстве говорили - хорошему мальчику нельзя туда пальчик! Или незло, но ещё ехиднее шутили. Мальчик, сейчас же винь из попи пальчик и сделай дяде здравствуйте! И кому докажешь где на самом деле это?

4. Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.
Горный воздух, чье стекло
вздох неведомо о чем
разбивает, как ракло,
углекислым кирпичом.

Что такое ракло? Алиса пишет - в жаргоне к слову «ракло» есть несколько синонимов, среди них: вор, гопник, дурак, жулик, шантрапа. Н-да... не королевич ли Елисей перед гробом хрустальным пародируем? Если это про любовь, нам так не жить. Пропускаем, пропускаем, пропускаем... Вот вроде бы Иосиф наконец-то распахивает перед высокими горами коричневое пальто, а там - кто?

20. То не ангел пролетел,
прошептавши: «виноват».
То не бдение двух тел.
То две лампы в тыщу ватт
ночью, мира на краю,
раскаляясь добела —
жизнь моя на жизнь твою
насмотреться не могла.
21
Сохрани на черный день,
каждой свойственный судьбе,
этих мыслей дребедень
обо мне и о себе.
Вычесть временное из
постоянного нельзя,
как обвалом верх и низ
перепутать не грозя.

Проехали. Не лавиной, сугробом, репетирующим сход крыши. Действительно не бдень, а дребедень. Что-то с бодливостью Бодлера уже больного схоже. Цветы зла, стук мосла - да, там в тесте есть - и стук мосла, и в нас течёт одна пся крев, - и много ещё я не хотел бы подавать для инсталляции Солярису. И так достаточно.

насмотреться не могла.


Рецензии
Ох, уж это коричневое пальто.
Любят про пОльта поэты писать.
Взять хоть нашего Чикова Анатолия с его Смертью пальто.
Но там талантливее, глубже, острее, актуальнее, что ли.
С паралимпийцами я довольно давно не работаю, наблюдаю издалека попытки возродить прошлое.
С инвалидами СВО дел не имею, к счастью.
Больная тема.
Тяжёлая и не близкая мне.
Солярис Вас охватил и держит крепко.
Ну, да каждому своё.
Бродкий тоже был мягко говоря не от мира сего.

Наталья Харина   26.08.2025 11:01     Заявить о нарушении
ну... мало ли, может вернётесь к паралимпийцам и при вашей активности готов пророчить скорое пересечение с акциями для СВО

Солярис для меня стал вроде инструмента для инсталляции типа перформенс из парапсихологии - и вчера немного посмотрел "Не шутите с роботами" - очень так

что Бродский не от мира сего, так все там будем, однако осторожно пытаюсь пройти через его коридоры - и кого извлечёт Солярис - самому интересно

я-то первый опус о бродствии написал задолго до того, как он мне гостя в облике Натальи Ха... прислаху

Михаил Просперо   26.08.2025 12:39   Заявить о нарушении