Гуимплен

Что-то у нас (у меня) с Игорем Евгеньевичем не срастается. Я – об увиденном якобы «прозрении» и...
Проблема «поэтического языка»?! Или человек с «правого фланга» (образованный, неравнодушный) может палить по «верхам» (хотя бы с того февраля) ничуть не меньше диссидента-либерала?!
Красных и чекистское кодло ИЕА не переносит на дух.
Путину – не доверяет (по меньшей мере).
От СВО – не в восторге (мягко говоря).
Однако...
Ну, что ВВП, со своими выкрутасами, неприятен и многим из тех, кто «справа», я знаю. Часто – из-за нерешительности. Непоследовательности.
Типа: – Надо было всё (с Украиной) решить ещё в 2014-м, не доводя до такой кровищи и неопределённости.
Дугин ведь тоже вилял да скалился.
А Игорь Иванович (который – Гиркин-Стрелков)?! Посажен на цепь, аки нашкодивший пёс.
А покушавшийся (? – «было-не было», в 2005-м) на Чубайса (так...) полковник Владимир Квачков?! Потрёпанный властями создатель «Пара Беллум» и чего-то там ещё в 2023-м вступил в Клуб рассерженных патриотов Стрелкова, а значит, Путина так и не полюбил...
Как, кстати, с «рассерженными патриотами», у Игоря Евгеньевича?!
Так, и Адольфа Алоизовича далеко не все германские политики (и военные деятели) – отнюдь не либерального или левого толка – привечали. И даже портфели с миной под стол подкладывали...
Однако – и «поэтический язык» со счёта (в случае с недовольным казанцем) сбрасывать не будем. Там ведь... Можно (особенно – под настроение) прочесть так, а можно и...
Но какая-то эволюция (взглядов), точно, имела место быть.

Чему смеялись?
Над собой смеялись!
Сквозь зубы выбитые сплёвывая кровь,
Ролями жертва с палачом менялись,
И всё в России повторялось вновь.

Поганым ртом не сотворить молитву:
Устав радеть в холопстве и плену,
Сума с тюрьмой, назначив миру битву,
Подались на последнюю войну.

В удушье пороха скрывая запах тлена:
«Повешусь завтра, нынче хоть напьюсь», –
С гримасой безобразной Гуимплена
Гогочет над собой Слепая Русь.

Что, «птица-тройка», тянешь ты с ответом?
Страна ворьём растащенных побед,
Предстал народ твой перед Божьим светом
В одно лишь преисподнее одет.

Под хруст купюр, сапог и переносиц
Плетётся к месту страшного суда:
Куда унёс ты Бога, «богоносец»?
В церквях Его не видно и следа.

Всё крепче, словно пьянство, год от года:
Кто с Ним, «не отрекаются, любя», –
Бездонный страх «глубинного народа» –
Увидеть в зеркале рогатого себя.

Сердца сковала ненависти стужа,
И ложь умы пожрала, словно ржа:
«Хохол ужасный» вывернул наружу
Всё, что таила «русская душа».

«Преисподнее» (25.03.2023). К нему ещё и «граффити» (эпиграфы) интересное предначертано. К «ужасному хохлу» (Гоголю).
А с пьянством (русским) казанец бился с младых ногтей. Мабыть, и отчаялся уже.
«Гуимплен» – это тот, который у Виктора Гюго (L'Homme qui rit). «Который смеётся». Изуродованный компрачикосами («скупщиками детей» – исп.), ещё будучи ребёнком. И – к Руси – очень даже...
Сама себе – и жертва, и палач...
Увидеть в зеркале рогатого себя... –
А то всё – «пендосы», «либерасты», «дерьмократы»...
Или я опять переоцениваю (самокритичность автора)?! Пусть уже после того «февраля».
Ох, уж этот Homo... – Смеющийся, играющий, танцующий... Да ещё – русский.
Из своего «Былого». Хотя бы «К Синестезии 3» (июль 2018).

[Вчера – утречком, в поезде – набросал кое-что в развитие «своей синестезии». «Украсил» двумя преглупыми стишками. Второе – уже на обратном пути.
А – О – И. Раскат – Осаживание – Втягивание. Взрыв – Осыпь-оседание-диффузия – Испарение-вытяжка…
Красный – Жёлтый – Синий.
Crash… Сорвало «крышу-твердь». Проломило, вломилось, растеклось. «Рождение в плоть и кровь».
Весна. Лето. Осень… Или: Весна (Красна) – Лето-Осень – Зима. Где «в Синь» – именно Осень. Зима – уже «за Край». Белым-бело. В смерть! В домино ахроматики.
Потоки (энергии) нисходящие и восходящие. Энергии – умная и жизненная. Многослойность Символа. Идеальный (эйдетический) и материальный (вещный). Каждый – со своими «выкрутасами».
Идея – Образ – Вещь. Логос – Структура – Хаос. С лосевским различением Логоса и Эйдоса (как несущего и сущего).
Человек играющий. Дикарь и Артист (Художник). Человек «поигрывающий», проигравшийся. Цивилизованный Обыватель.
Художник – между Дикарём и Ангелом. Рядом с Ангелом обретается Демон. Если хотите – бес. Большой либо «мелкий». Дикарь пребывает в Мифе. Вместе с Паном. Этакий «низ». Почва. Земля.
Лосев. Абсолютная диалектика есть абсолютная мифология. АМ – полнота Бытия. Просветлённая Синестезия (в частности). Более того – Совершенное (различённое) единство Чувства и Разума. Где чувство – слияние с иным (меоном), а разум – отделение от всего иного.
Между этими двумя состояними (Дикарь и Совершенный Человек) подвисают Обыватель и Художник. Художник колеблется. Колеблется как между Обывателем и Дикарём, с одной стороны, так и в раздваивающемся в себе «Сверхчеловеке», с другой. Можно – по Блоку (и не только), можно и по Баратынскому («Недоносок»).

Я из племени духов,
Но не житель Эмпирея,
И едва до облаков
Возлетев, паду слабея.
Как мне быть? я мал и плох;
Знаю: рай за их волнами,
И ношусь, крылатый вздох,
Меж землёй и небесами.

Блещет солнце: радость мне!
С животворными лучами
Я играю в вышине
И весёлыми крылами
Ластюсь к ним как облачко;
Пью счастливо воздух тонкий:
Мне свободно, мне легко,
И пою я птицей звонкой.

Но ненастье заревёт
И до облак, свод небесный
Омрачивших, вознесёт
Прах земной и лист древесный:
Бедный дух! ничтожный дух!
Дуновенье роковое
Вьёт, крутит меня как пух,
Мчит под небо громовое.

Бури грохот, бури свист
Вихорь хладный! вихорь жгучий!
Бьёт меня древесный лист,
Удушает прах летучий!
Обращусь ли к небесам,
Оглянуся ли на землю:
Грозно, чёрно тут и там;
Вопль унылый я подъемлю.

Смутно слышу я порой
Клич враждующих народов,
Поселян беспечных вой
Под грозой их переходов,
Гром войны и крик страстей,
Плач недужного младенца…
Слёзы льются из очей:
Жаль земного поселенца!

Изнывающий тоской,
Я мечусь в полях небесных
Надо мной и подо мной
Беспредельных – скорби тесных!
В тучу кроюсь я, и в ней
Мчуся, чужд земного края,
Страшный глас людских скорбей
Гласом бури заглушая.

Мир я вижу как во мгле;
Арф небесных отголосок
Слабо слышу… На земле
Оживил я недоносок.
Отбыл он без бытия;
Роковая скоротечность!
В тягость роскошь мне твоя,
О бессмысленная вечность!

Между 8-м и 9-м стихами у Е.А. допускалось ещё и это

Весел я небес красой,
Но слепец я. В разуменье
Мне завистливой судьбой
Не дано их провиденье.
Духи высшие, не я,
Постигают тайны мира,
Мне лишь чувство бытия
Средь пустых полей эфира.

«Недоносок» включается в сборник «Сумерки». Последнее название весьма примечательно. И не только в переклик с «Сумерками вешними» Блока…
Ну, а из «Сумерек»  Баратынского вспомним ещё хотя бы «Приметы»

Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала:
О нём дружелюбной заботы полна,
Язык для него обретала.
Почуя беду над его головой,
Вран каркал ему в опасенье,
И замысла, в пору смирясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье.
На путь ему выбежав из лесу волк,
Крутясь и подъемля щетину,
Победу пророчил, и смело свой полк
Бросал он на вражью дружину.
Чета голубиная вея над ним,
Блаженство любви прорицала:
В пустыне безлюдной он не был одним,
Нечуждая жизнь в ней дышала.
Но чувство презрев, он доверил уму;
Вдался в суету изысканий…
И сердце природы закрылось ему,
И нет на земле прорицаний.
………………………………………. ]

С Казанью биография Евгения Абрамовича связана достаточно тесно.

[На улице Горького, бывшей Большой Лядской, сохранилась старинная дворянская усадьба. Время оставило свои неизгладимые следы: облупившая краска, чуть покосившийся фронтон, поблекший фасад. Многие казанцы знают, что здесь находилась музыкальная школа имени П. И. Чайковского, одна из старейших в городе. Но многим из них вновь приходится открывать для себя, что когда-то эта усадьба принадлежала сыну известного поэта Евгения Боратынского – Николаю. Эта усадьба была настоящим культурным центром Казани, который притягивал к себе российских и зарубежных художников, музыкантов, писателей – все они были очарованы уютом и гостеприимством этого дома.
Строительная биография усадьбы – перестройки и изменения в архитектурном облике – связаны с владельцами, которым она принадлежала в разные периоды своей биографии.
Усадьба была выстроена в конце XVIII века для графини В. В. Апраксиной по всем правилам и канонам усадебного искусства: с флигелями, большим двором, дворовыми постройками и садом. В 1836 году усадьба переходит к Мамаевым. Иван Данилович Мамаев, выйдя в отставку, «жил, предаваясь своему любимому занятию – постройкам. В своем доме всегда он находил что-либо нужным или переделать, или вновь прибавить». По его просьбе в конце 1830-х годов главный дом был перестроен известным казанским архитектором Фомой Ивановичем Петонди, создававшим вместе с другими зодчими того времени единый архитектурный облик Казани. После Мамаевых усадьба переходила от владельца к владельцу – к Чемодуровым, Колбецким, Казиным.
Боратынским усадьба на Большой Лядской стала принадлежать с 1869 года: ее купил сын поэта Евгения Боратынского – Николай, который поселился здесь со своей семьей – женой Ольгой Александровной и детьми. Николай Боратынский (1835-1898) был предводителем дворянства Казанского уезда, принимал участие в Научно-промышленной выставке в Казани в 1890 году, был попечителем Мариинской гимназии. Человек творческий, он любил театр, музыку, литературу, сам писал романсы, аккомпанировал, организовывал хоры. Вместе со старшим братом Львом был издателем сочинений отца. Его жена Ольга Александровна была дочерью Александра Касимовича Казем-Бека, известного профессора-востоковеда, член-корреспондента Российской Академии наук, жизнь которого была тесно связана нашим городом. Казем-Бек почти ежегодно приезжал из Петербурга к Боратынским в Казань.
(Казанская усадьба Боратынских: биография пространства, Завьялова И. В. (Казань), заведующая Казанским музеем Е. А. Боратынского (филиал Национального музея Республики Татарстан) / 2011)]

Посещал Казань (по делам житейским) и сам поэт.
Оттого, при той усадьбе, и основали (1977) его Музей. Единственный во всей России (не считая «Мемориального музея Е. А. Боратынского и Ф. И. Тютчева» в подмосковном Мураново.
Игорь Алексеев также не обходил имя великого современника АСП (не ограничившись только посвящением памяти его внука). Не в стихах, так...
А из своего... К помянутым «человекам» (как-то «балующимся»). Да к повязке ИЕА со Стругацкими.
Из маленькой серии-однодневки. Из июля 2018-го. К «Улитке на склоне». Так сказать, под музыку Скрябина

«Может быть, братья Стругацкие»

Имя – место встречи.
Трансфер. Симболон.
Сонмища наречий.
Каждое – холон.
Каждое – лишь нитка
в Слове золотом.
Робкая улитка.
Скользкое плато.

«Прометей»

Свет. Разверзлась партитура.
Вестник воспарил.
Купол неба. Астр фактура.
Всполохи зари.
Акколады нотных линий.
Пестики колонн.
Просверк каверзных эринний.
Новый Пантеон.
Пропилеи Баальбека
эры Постмодерн.
Кто-то после человека.
Может быть, Люден…

«До и после человека»

Сигналы…
Сигналы сигналов.
Post factum – Кандид-метагом.
Герои окрашены алым.
Герои играют в богов.
Глубинная магия Слова.
Суггестий тотальный гипноз.
Аллюзии басен Крылова.
И Гоголя взбалмошный Нос.

«На опушке Леса»

Сидел Люден мыслителем Родена.
Глядел на маску некого Биби.
И думал…
Нус неотрешённый.
– Пора вернуться к Самому себе,
оставив с носом эту обезьяну.
Закат был ал…

Хотя в том июле от меня «досталось» и Хёйзинге, и Бальмонту...

«HOMO LUDENS»

1.

Вертел Бальмонт
сонеты «световые».
Кумиру Скрябину – в-подскрёб.
В стозвон и трёп.
Кто Мы?!
Невольники немые.
Вертеп с бельмом.

2.

На сумрак пялился.
Рядился фараоном
и богом РА.
А сам…
Сакральным скарабеем
навозный шар окольцевал,
Ваалу гимны воспевая.

3.

Аэд иссяк.
Рассыпался рапсод
скабрезно затрапезным скоморохом.
Одним из люден – в сонме мириад…
Грядёт Люден. Малюта Солнцеликий.
(14.07.2018)

Ах... Забыл о «подвешенном» стишке, к Синестезии (сложенном в поезде). «Красное» (11.07.2018)

Как по Красной площади –
Алый пыл знамён.
Голубые лошади,
Красный эскадрон.
(Юрий Борисов)
---------------------------------

Красный. Море красного.
«А». Разрывом «эР».
Радуясь и празднуя,
прёт СССР.
Стражники суровые.
Грозный эскадрон.
Марево багровое
в зареве знамён.
Ратными когортами
к чёрту на рога.
С бодрыми аккордами
красная пурга.

PS:
А-а-а-а… – Очень даже по-красному. Восторг и боль одновременно. Взрыв-Прорыв-Сопротивление. А потому в связке с согласным Р. «РА» – древнеегипетский бог солнца, верховное божество в религии древних египтян. Его имя означает «Солнце». Ну, а санскритское Ра означает Огонь. Опять-таки – Свет.

Тем более, что «чёрт на рогах» аукает «рогатому в зеркале» из «Преисподнего» Алексеева.

25.06.2025


Рецензии