Сеанс психотерапии 3
Что касается первых двух потребностей, которые можно более онтологично, на буддистский лад обозначить как тягу к небытию и тягу к бытию — здесь бытие и небытие понимаются как ощущение либо утрата своей индивидуальности, своего "я" — наличие этих потребностей настолько очевидно, что как бы не требуются особые пояснения.
Потребность же в компетенции, с моей точки зрения, не настолько глубока и самостоятельна, чтобы ставить её в один ряд с первыми двумя. Скорее, е; можно рассматривать как аспект тяги к бытию, сообщающий "я" чувство своего достоинства или свершённости. Что же касается тяги к небытию, она будет означать стремление "я" прекратить своё существование как дискретной единицы, иными словами, раствориться – в любимом ли деле, страсти, человеке, толпе или, может, Боге.
Хотя потребность в компетенции на поверку оказывается не такой уж фундаментальной, попытка найти в психике какую-то третью глубинную потребность помимо тяги к небытию и бытию имеет под собой, на мой взгляд, более твёрдые основания, чем присловутая любовь Бога к троице. Западная психология старается не оперировать категориями божественности, в связи с чем потребность в компетенции оказалась наиболее подходящей заменой более зыбкой и эфемерной потребности... в духовном росте. Об этой потребности, хотя она и самая глубинная, нельзя говорить как о фундаментальной в том смысле, что она свойственна только душе, неотягощённой "эксцессами" небытия и бытия, т.е. какой-то низкой страстности, косности и/или неоформленности с одной стороны и чрезмерной обособленности, хладности, жестокости — с другой. Иными словами, потребность в духовном росте, в отличие от других потребностей, может как бы иссякнуть или "затуманиться".
Что сообщает душе потребность в духовном росте? Помимо всего прочего — чувство меры между небытием и бытием: когда умаляться, а когда увеличиваться, когда всецело отдаваться страсти или некоему потоку, а когда проявлять самоконтроль и осмотрительность. Когда собирать камни, а когда их разбрасывать. И т.д. и т.п.
В китайской культуре, к примеру, одухотворённую, соразмеренную тягу к бытию выражал Конфуций, к небытию — Лао Цзы.
Если взять ещё шире, мужчины, вестники бытия, и женщины, вестницы небытия, объединяются не только для продолжения рода, но и для какой-то более глубинной алхимии, ради чего-то третьего, сокровенного.
Вот вам и три орешка для Золушки.
2023
Свидетельство о публикации №125082505537