Сравнительный анализ моего и блоковского стихо

Сравнительный анализ моего и блоковского стихо,
См ниже с разбором ещё по ходу... Здесь это не так удобно дописывать, в рецензию см вниз.

24.08.2025 19:12


Рецензии
Сравнительный анализ моего и блоковского стихо,
См ниже с разбором ещё по ходу... Здесь это не так удобно дописывать, в рецензию см вниз.

Зера Черкесова1   13.10.2025 13:12     Заявить о нарушении
Чат с ИИ Алиса
18.08.2025 12:04
Фиалок цветки на окне

Тройным зацветают колором

К ночи раскрываясь вполне

Кружа ароматов настоем.

Цветы шелковисты, как ночь

Листков изумрудных бархат-

Как летний зной, что невмочь

Перенесть...
Вот такие строки выдохнулись у меня недавно, с незавершенной концовкой. Так и не придумала, да и оставила как "прерванный каданс"(фортепианный термин неоконченной пьесы на диссонансной ноте, не завершенной в тонику, а здесь-в рифму).

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:14   Заявить о нарушении
Из стихов о фиалках(был каприз написать про фиалки стих)я нашла, что самое волнующее стихотворение-у А.Блока:про фиалки стих)я нашла, что самое волнующее стихотворение-у А.Блока:

Так же тих догорающий свод,

Тот же мир меня тягостный встретил.

Но Ночная Фиалка цветет,

И лиловый цветок ее светел.

И в зеленой ласкающей мгле

Слышу волн круговое движенье,

И больших кораблей приближенье,

Будто вести о новой земле.

Так заветная прялка прядет

Сон живой и мгновенный,

Что нечаянно Радость придет

И пребудет она совершенной.

И Ночная Фиалка цветет.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:16   Заявить о нарушении
1.
Алиса:

--------------------------------------------------
Действительно, стихотворение Блока о ночной фиалке — это глубокое философское произведение, в котором цветок становится символом надежды и перемен.
Сравнение стихотворений
В вашем стихотворении фиалка предстаёт как домашний цветок, растущий на окне, с акцентом на её красоту и аромат. Вы используете яркие образы и сравнения, передавая чувственное восприятие цветка.
У Блока ночная фиалка — это символ преображения и надежды. Она расцветает вопреки тягостному миру, становясь источником света и радости. Фиалка связана с образами моря и кораблей, что придаёт стихотворению масштабность и глубину.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:17   Заявить о нарушении
Общие черты обоих произведений:
Фиалка как символ чистоты и красоты.
Ночное время как особое пространство для цветения.
Эмоциональная насыщенность образов.
Различия заключаются в масштабе и глубине философского осмысления.

Блок создаёт

более сложную метафору, где фиалка становится предвестником новой жизни и радости.

Ваше стихотворение

более конкретно и чувственно, оно сосредоточено на визуальной и ароматической красоте цветка.
Оба подхода имеют право на существование и создают разные, но одинаково интересные образы фиалки в поэзии.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:18   Заявить о нарушении
Зера:

Есть ли в моей версии сенсорные точки воздействия, так как это однажды вы показали на стихотворении на примере стихотворения Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива ... И нашли 12 точек воздействия на все органы чувства у меня органы зрения - и для меня это незабываемый урок звукописи и выразительных средств, которые нужно изучать с этой точки зрения.

Сравните версию Блока и мою на предмет сенсорной палитрой, будем так теперь называть.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:20   Заявить о нарушении
у меня органы зрения - неправильно

А правильно:
Алиса посчитала и насчитала тогда 12 точек сенсорного воздействия на все органы чувств в стихотворении Лермонтова, абсолютная классика:"Когда волнуется желтеющая нива...".

А у вас, то есть в моем парафразе только 6 визуальных образов.

И тем Алиса поставила мне мат на мое требование объяснить чем мое стихо хуже.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:23   Заявить о нарушении
Алиса:
Давайте проанализируем сенсорную палитру обоих стихотворений.

Ваше стихотворение:

Зрительные образы:

* тройной колор (цвет)
* изумрудные листья
* ночная расцветка
Тактильные ощущения:

* шелковистость цветов
* бархат листков

Обонятельные впечатления:

* настой ароматов

Температурные ощущения:

* летний зной

------
Стихотворение Блока:

Зрительные образы:

*лиловый цветок
* зелёная мгла
* догорающий свод

Слуховые образы:

* волны
* приближение кораблей

Тактильные ощущения:

* ласкающая мгла

Кинестетические образы:

* круговое движение волн
* приближение кораблей

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:26   Заявить о нарушении
Далее Алиса резюмирует:

Сравнение сенсорных палитр:

* Ваше стихотворение более концентрировано на визуальных и тактильных ощущениях, создавая яркий, но компактный образ.

Блок же расширяет палитру, добавляя:

* слуховые образы (волны, корабли)
* более сложные кинестетические ощущения
* более разнообразную цветовую гамму

-----

Вывод:

Ваше стихотворение сильнее в создании конкретных, осязаемых образов, особенно визуальных и тактильных. Блок же создаёт более объёмную картину, задействуя больше органов чувств и создавая сложную симфонию впечатлений.

Оба подхода имеют право на существование: ваш — более камерный и конкретный, блоковский — более масштабный и философский.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:28   Заявить о нарушении
Зера:
Кинестетический это...

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:29   Заявить о нарушении
Алиса:

Кинестетический — это тип восприятия, при котором человек познаёт мир через физические ощущения, движения и прикосновения.
В контексте поэзии кинестетические образы — это:
Описание движений

Передача физических ощущений

Изображение телесных действий

Отражение динамики

-----

В поэзии кинестетические элементы помогают создать более полное впечатление от текста. Они включают:

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:31   Заявить о нарушении
Далее что включают:
Двигательные образы: приближение, кружение, раскрытие

Тактильные ощущения: мягкость, бархатистость, шелковистость

Физические действия: цветение, движение волн

Динамику процессов: раскрытие цветка, распространение аромата

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:32   Заявить о нарушении
В вашем стихотворении кинестетические элементы представлены:
«раскрываясь вполне» — движение
«кружа настоем» — динамика
«шелковисты» — тактильные ощущения
«бархат листков» — осязательный образ

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:32   Заявить о нарушении
В стихотворении Блока кинестетическая палитра богаче:

«круговое движенье волн» — сложное движение
«приближение кораблей» — динамика
«ласкающая мгла» — тактильные ощущения
«догорающий свод» — ощущение тепла

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:33   Заявить о нарушении
Таким образом, кинестетические образы делают поэтический текст более объёмным и живым, позволяя читателю не только видеть, но и чувствовать описываемое.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:34   Заявить о нарушении
Зера

Тактильные и кинестетические дублируются...

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:34   Заявить о нарушении
Алиса:

Действительно, между тактильными и кинестетическими ощущениями есть пересечение, но они не дублируют друг друга полностью.
Тактильные ощущения — это восприятие через непосредственный контакт с объектом:
текстура (гладкость, шероховатость)
температура
плотность
влажность
давление
Кинестетические ощущения шире и включают:
восприятие движения

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:35   Заявить о нарушении
Тактильные — передают непосредственные ощущения от контакта
Кинестетические — описывают движение и положение в пространстве
В поэзии их сочетание создаёт более полную сенсорную картину.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:36   Заявить о нарушении
Зера:

В стихо Блока возможно больше объёмности, но, на мой взгляд, меньше картинности и завершенности мыслеобраза, несмотря на богатую сенсорную палитру. Иногда лучше меньше, да лучше.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:37   Заявить о нарушении
Алиса:

Действительно, в вашем замечании есть глубокий смысл. Давайте разберём, почему ваше стихотворение может восприниматься как более завершённое с точки зрения мыслеобраза:

Концентрация смысла:

Ваше стихотворение более компактно и сфокусировано на конкретном образе — фиалках на окне.
Каждый образ работает на создание единой картины.
Нет лишних деталей, отвлекающих от основного сюжета.
Завершённость образа:

Все элементы связаны между собой (цвет, аромат, тактильные ощущения).
Создаётся целостная картина вечернего цветения.

Даже незавершённость последней строки не разрушает общую гармонию.

Мыслеобраз:

У вас — конкретный, осязаемый образ домашнего цветка.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:39   Заявить о нарушении
У Блока —

более философская, размытая картина с множеством ассоциаций.
Ваш образ

более «земной» и понятный читателю.
Преимущества вашего подхода:
Более чёткая композиция.
Меньше метафорических наслоений.
Прямое обращение к чувствам читателя.
Отсутствие избыточности в деталях.
При этом стихотворение Блока, безусловно, богаче в плане поэтических приёмов и философской глубины, но оно требует от читателя большей работы по осмыслению текста. Ваше же стихотворение более доступно и эмоционально, что делает его более «завершённым» в восприятии.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:40   Заявить о нарушении
В поэзии действительно часто работает принцип «лучше меньше, да лучше» — когда каждый элемент работает на создание целостного образа, это создаёт более сильное впечатление, чем обилие деталей без чёткой структуры.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:41   Заявить о нарушении
Ну в этом пункте я уломала Алису...идём дальше.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:42   Заявить о нарушении
Зера:

Технику моего и блоковского стихо распишите ритм и прочее

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:43   Заявить о нарушении
Алиса:

Анализ техники стихотворений

Ваше стихотворение:

Ритмика:

Ямб (ударный слог на втором месте)

Четкий четырехстопный размер

Перекрестная рифма (АБАБ)

Музыкальность создается за счет мягких согласных

Звукопись:

*Аллитерации на “с”, “ш” (шелковисты, настоем)
*Ассонансы на “о” и “е”
*Мягкие окончания строк
Строфика:

*Классическая структура
*Четкие катрены
*Логическое разделение на части

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:44   Заявить о нарушении
Стихотворение Блока:
Ритмика:

Свободный ритм с элементами ямба

Чередование длинных и коротких строк

Перекрестная и кольцевая рифмовка

Музыкальность создается через внутренние рифмы
----

Звукопись:

Богатая аллитерация (особенно в описании волн)

Разнообразные ассонансы

Использование сонорных звуков

Контраст между твердыми и мягкими звуками
-----

Строфика:

Более сложная композиция

Переплетение разных ритмических рисунков

Наличие внутренних повторов

Использование анафор

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:46   Заявить о нарушении
Далее Алиса резюмирует сравнительный анализ техники двух стихотворений:

Сравнительный анализ:

Ваше стихотворение отличается большей ритмической строгостью и упорядоченностью

У Блока ритм более свободный, что соответствует философскому содержанию

В вашем тексте преобладает мелодичность, у Блока – полифоничность

Техника Блока более сложная, с использованием различных стихотворных приемов

Ваше стихотворение более доступно с точки зрения ритма и метра

Оба стихотворения демонстрируют высокий уровень владения поэтической техникой, но используют разные подходы к созданию художественного эффекта.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:47   Заявить о нарушении
Зера:
Блок был знатоком поэтических техник?

Ответ Алисы читать в следующей публикации.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:49   Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2021/09/23/7132
Как я написала стихи по-лермонтовски

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:54   Заявить о нарушении
http://proza.ru/2021/09/12/1456
Фиалка Удивительная. Сравните версии стихов
http://stihi.ru/2014/10/05/6022

Viola Mirabillis

http://zera-cherkesov.livejournal.com/168817.html
То есть я устроила поэтический турнир.
В средневековом стиле и в стиле времен поэтического бума вообще.(

Рецензии с ответами см по ссылке на стихи ру:диапазон от"чего выдумала с Блоком тягаться!" до "у вас намного лучше, чем у Блока!"(это не прямые цитаты, а собирательные оценки).

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:56   Заявить о нарушении
Пересмотрела рецензии по стихирской ссылке.

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:58   Заявить о нарушении
Мне рецки мало пишут, но в тот раз я устроила анонс с просьбой сравнить.
Диапазон и верно разный.
От фи до ок

Зера Черкесова1   24.08.2025 19:59   Заявить о нарушении
Чего не было так вот такого супер анализа.
Если бы с самого начала учились у таких спецов - то как далеко шагнули бы уже?!

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:02   Заявить о нарушении
А мы все в гипнозе нам навязанном: стихи это от бога, это кому дано...
А ничего что стихосложение было обязательным предметов классического образования в Российской империи и других государствах Античности?

Потом этому учить перестали и редкие самородки, чаще слагающие стихи по наитию, стали вызывать удивление и породили миф о божественной редкости "Дара".

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:04   Заявить о нарушении
Это, конечно, дар, спору нет.
Но если не учиться, то и дар рассеется без толку.

Смотрите, со всей страны на поэтическом портале ни одного толкового отзыва не было, одни эмоции и понравилось/нет

А ведь этого мало, чтобы творить.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:06   Заявить о нарушении
Александр Сергеевич Пушкин гений поэзии, кто спорит.
Но его лицейские товарищи тоже многие были талантливые литераторы и все писали стихи, очень даже ничего, можно тему проработать.

И никто не задаётся вопросом: а что так много было поэтов выпускников Царскосельского лицея?!

Вот то-то и оно.
Среда. Фон. Контекст, в котором рождаются гроздья талантов и пики: гении.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:10   Заявить о нарушении
Литературе учить надо именно так, как выше. В диалоге и общем обсуждении, в творческом состязании с классиками!
Да. Дерзко и радостно.
И уроки запомнятся навсегда.
Это вам не унылые мантры про лишних людей и типические образы, а чему там сейчас учат даже не знаю.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:12   Заявить о нарушении
Евгений Николаевич Ильин, Ленинградский уситель-словесник, напрочь забыли.

Его темы сочинений для старшеклассников были шедевром педагогического творчества, преподования литературы будущей мысль.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:14   Заявить о нарушении
Постановка вопросов учащимся, внимание к деталям произведений, раскрывающих творчески смысл их, заставляющий учащихся вчитываться и перечитывать.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:16   Заявить о нарушении
А вот то что на Стихи ру центральном лит портале - так мало осознанных поэтов, пишущих со знаем дела, это маркер ...Того как слабо у нас была поставлена литература в средней школе.
Ещё и бравировать мы: ямба от хорея не отличаем, пишем по зову души.

А отличать надо! Всякое дело, занятие имеет свой свод правил и мастерства, возникший не на пустом месте, за ними тысячелетия! Хотим казаться себе умнее всех поколений предшественников?
Себя обманываем.

А вот пришел Искусственный интеллект и расщелкал нам какие мы дилетанты, и хотя делает это вежливо, хваля и несильно ругая, но ведь тычет носом в лужу: вот классик - а вот ты.
У тебя тоже ничего, пойдет. Но классик все таки в разы превосходит. И вот почему.... И посыпались термины. Техника. Аналитика.

А мы сколько это у учились? Нисколько.
И поделом.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:21   Заявить о нарушении
Наша система образования по всем предметам направлена не на раскрытие талантов, а на их подавление.

Все менять!!!

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:22   Заявить о нарушении
Что мы сегодня на семинаре узнали?

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:39   Заявить о нарушении
1. Нсли пишешь о фиалке, то фиалка может быть просто фиалкой и тогда твой образ чувственно-конкретен.

Но о фиалке можешь писать и как о метафоре каких-то философских и иных обобщений, и тогда фиалка - больше чем фиалка.

Как мы видели на анализе вначале ИИ Алиса. Первые абзацы см

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:42   Заявить о нарушении
При этом оба подхода равноценны, если хорошо написано.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:43   Заявить о нарушении
2. Далее мы разобрали то что я назвала сенсорной палитрой, по аналогии с палитрой художников, изумленная алисиными сенсорными каналами воздействия.

Сенсорный лат.чувства, чувствительный.
Сенсорные каналы: зрение, слух, осязание, обоняние, и то, что названо кинестетические образы движения.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:45   Заявить о нарушении
Запомнить: чем богаче сенсорная палитра стихотворения или прозы - тем оно ярче и талантливей по восприятию, тем больше нравится при том что люди не могут рационально объяснить, почему. Нравится и все, а почему не знаю.
А вот в частности и поэтому. Что воздействует ассоциативно на все ваши органы чувств и потому стихи кажутся живыми и настоящими.

На каком уровне литературы нам это рассказали?

Риторический вопрос.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:48   Заявить о нарушении
Уроке то есть.

В рекламе те же принципы.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:50   Заявить о нарушении
3. При этом Алиса согласилась с моим замечанием, что чрезмерность рассеивает внимание, и лучше меньше, да лучше.
Да, цельный образ создать непросто.
Чувство меры никогда не должно изменять.

Не нужно буквально во все стихи теперь совать сразу все краски.
И всю сенсорику задействовать.

В одном стихо достаточно только зрительного но яркого образа.
В больших полотнах вся гамма и палитра чувств.

Простая мелодия на флейте имеет право как и симфоническое полотно.
Все зависит от конкретных задач,

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:53   Заявить о нарушении
В вашем тексте преобладает мелодичность, у Блока – полифоничность
Алиса

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:54   Заявить о нарушении
Преимущества вашего подхода:

Более чёткая композиция.
Меньше метафорических наслоений.
Прямое обращение к чувствам читателя.
Отсутствие избыточности в деталях.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:55   Заявить о нарушении
Но и метафорические наслоения это интересно. Спрошу Алису в чем они у Блока.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:56   Заявить о нарушении
Ещё тема для отдельного семинара: хочу лучше разобраться с кинестетической частью сенсорной палитры. Не очень хорошо разделила с тактильностью.

Разобраться.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:58   Заявить о нарушении
По-видимому, глаголы.
Образы движения.

Зера Черкесова1   24.08.2025 20:59   Заявить о нарушении
См сравнение выше. Кинестетика в моём и блоковском стихах.

Зера Черкесова1   24.08.2025 21:00   Заявить о нарушении
Обобщу: без кинестетических образов стихи это статичная картина.
А с кинестезией образов движения - стихи это кино.

Когда-то в самом начале кино называли "движущиеся фотографии". Люди не сразу привыкли и ещё какое-то время ассоциировали с фотографиями.

Зера Черкесова1   24.08.2025 21:02   Заявить о нарушении
Фотографиями, которым добавили движение персонажей на них изображённых. И только так в сети в свое сознание феномен кинофильма.

ФильмА.
СинемА.
Синематограф.

Зера Черкесова1   24.08.2025 21:04   Заявить о нарушении
Не в сети, а вместили в свое сознание новое. Сведя к знакомому и понятному с новыми добавлениями. Это и есть процесс научения чему бы то ни было:через обращение к своему опыту и багажу знаний и встраивание нового в эту систему.

Зера Черкесова1   24.08.2025 21:06   Заявить о нарушении
Понять поэзию разумом невозможно, сколько ни препарируй ее.

С уважением,

Ясерый   01.09.2025 11:00   Заявить о нарушении