106. Пылает память во мне
Кто вспомнит Тебя, как не будет меня?..
Сколь величье Твоё впереди.
Восславлю же Господа и из огня
того, что у нас позади.
И что впереди, как о многом сказ,
что было и что грядёт.
Как Слава Божия высока –
выше чем птиц полёт.
Так счастлив я, что закон соблюдал
и плакал, когда согрешил.
Господи, вспомни и во времена
Спасения, что я был.
Что пел я Тебе так, словно дышал.
И дышал я как пел о Тебе.
Милость народу хлебом подай,
прижми к груди как детей.
Слёз наших выжми на простыню –
солёные будут моря.
Грешные мы, предашь нас огню,
в пламя бросишь тела.
Как я гордился, что с нами Ты,
что Бог мой народ осиял.
Конница времени ввысь воспарит –
на ней Ты Божественно ал.
Как позабытая милость Твоя
пылает память во мне.
Отцы наши ветхие в горьких краях
суть – сироты на земле.
Вот перед ними узоры чудес.
Но чудится грешным им,
что сон их окутал, и сон тот исчез.
Туман лишь, отечества дым.
Ты ради Имени Божьего спас
их слабых, в слезах, из беды.
И плачу я – сын об отце – сейчас,
себя как хлеб преломив.
Будто та бездна передо мной,
море врагами кишит.
Господи! Тяжек, страшен земной
путь по пустыни сквозь жизнь.
Мы снова в ошибке, и в душах тоска –
не мёд, не пиршества стол.
Нам манна небесная Божья сладка,
нам голод колюч и зол.
Они отходили Господь, от Тебя,
завидовали Твоим
любимцам, кого Ты благословлял.
И вот – превратился в дым.
И разверзлась под ними земля,
и поглотила их дом…
Зачем же мы, Боже, пытаем Тебя,
себя терзая потом?
Как плакал седой как лунь Моисей,
вознося ввысь руки любви:
«Прости их, Бог! Над главой моей
разверзни громы Свои!»
Несёт нас опять в геенну страстей,
мы в пасти её – сонм свечей.
«Господи, Господи! Пожалей
этих несчастных людей!»
В нас Бог метает стрелы в огне.
И мы на костре горим.
Господи, стрелы скрести на мне!
Прости прегрешения им.
Вот руки злодеев в мрак медных тельцов
вталкивают тела.
Так в жертвы детей своих, в огнь костров
наш народ отдавал.
Как многократно Господь нас спасал,
как многострадально учил.
Но грешные люди, тоска в нас остра.
Твой лик в небесах застыл.
И высыхала в колодцах вода.
Чужбины грызли мы хлеб.
И плакали: «Неужель навсегда
Богом забыт человек?»
Увидел нас Бог и вспомнил в слезах –
и судьбы, и голоса,
что в пепле мы всюду, где запечатлевал,
слагал тела на тела.
Но милосердием Сам воспылал,
хоть грешные, слабые мы.
А глас из бездны пел: «Ты Бог наш!» –
превыше плена стены.
106. В поучение – о согрешениях народа после Исхода из Египта
переложение псалма 106,
соответствующего 105 псалму в православной псалтири
/этот псалом продолжает предыдущий и повествует о чудесах, происходящих после Исхода, начиная с рассечения моря Суф*/
1.Славьте Бога! За блага его благодарите,
ибо милость Божья пребывает на века!
2.О могуществе Его кто сможет довести всем?
Кто поведает, что слава Божья велика?
3.Счастливы, кто соблюдает Божии законы.
Счастлив верно поступающий все времена.
4.Вспомни обо мне, Господь, когда спасёшь народ Свой,
И, в спасенье обрати вниманье на меня.
5.Чтоб при жизни я узрел Тобой избранных счастье,
чтоб с Твоим народом радоваться мог всему.
И гордился б я, что возымел и я причастность
быть причисленным вовек к наследью Твоему.
6.Грешные мы все, как и грешили наши предки,
что законы нарушали, всуе преступив.
7.И чудес Твоих они к сердцам не возымели,
что в Египте Ты во благо наше совершил.
Не запомнили они Твою Господню милость,
взбунтовались, с маловерия, у моря Суф.
8.Бог же спас их ради славы, веры в Божье Имя,
чтоб открылось всем могущество Господних рук.
9.Как на море Суф Господь с небес тогда прикрикнул –
пересохло море Суф, и стало дно видно.
И повёл Он через бездну, словно по пустыне
Свой народ, как и потом через пустыню вёл.
10.Спас их от руки их ненавидящей погони
и от рук врагов, смерть отведя, избавил их –
11. видели они как покрывали воды моря
мчащихся преследователей, их поглотив.
12.Там они, спасённые, к Нему прониклись верой,
радуясь воспели Слову Божьему хвалу.
13.Только позабыли они очень скоро это:
и деяния Его, не ждав совет Его.
14.А как голод страшный средь пустыни ощутили,
возжелали Бога в это время испытать!
15.Дал им Бог всего того, о чём они просили,
только душам их пытливым в это мор послал.
16.Позавидовали они в стане Моисею,
что Бог Аарона выбрав Сам же освятил.
17.Но земля тут под Даталом* в ярости разверзлась
и сомкнулась Авирама* род весь поглотив.
18.И огонь в общине вспыхнул и занялся лютый.
И спалило пламя преступивших, семьи их.
19.Сделали они тельца в Хореве, чтобы в блудстве
поклоняться людям перед идолом литым.
20.Променяли они славу Божью на скотину –
на быка искусного, жующего траву.
21.Позабыли Бога, в бедах спасшего общину,
Кто в Египте чудеса-деяния творил.
22.Чудеса в Египте, чудеса Его у моря!
23.Бог, разгневавшись на них, тогда постановил –
уничтожить их! Но возопил Моше* в проломе,
встав пред Ликом Божьим, их от гнева заслонив.
24.Пренебрегли, от неверия, землёй прекрасной –
не поверили они Божественным словам.
25.И в шатрах своих, не слушаясь, во всю роптали,
Гласа Божьего не слыша, что им Бог сказал.
26.И поднял Господь в великом гневе Свою руку,
чтоб в пустыне в прегрешеньях уничтожить их.
27.Чтобы дети их в тоске погибли в странах чуждых,
чтоб рассеялись между народами они.
28.Прилепились они, походя к Бааль-Пеору*,
ели жертвы, приносимые для мертвецов.
29.И разгневали Его поступками весомо –
разразился среди них за то всеобщий мор.
30.Встал тогда Пинхас* понявший суть и воспылаем
Божьей ревностью, и суд пред Богом произвёл.
И унялся мор, унялось Божья гнева пламя.
31.Бог ему в заслуги, что так ревностен, зачёл –
навсегда, на все, что уродятся, поколенья.
32.Вызвали они и у Меривы* Божий гнев –
из-за них обрушилась беда на Моисея,
33. ибо возмутили дух его пред тем,
и уста его произнесли, от гнева, слово.
34. И не уничтожили они народы те,
о которых их предупредил Господь затого,
35. а смешались, научились их делам во грех:
36. идолам народов тех чужих они служили,
что и сделалось для Израиля западнёй.
37.В жертвы бесам сыновей и дщерей приносили,
38. проливали кровь невинную своих детей -
идолам чужим, отвратным Богу, Ханаанским*.
Кровью вся земля была тогда осквернена.
39.Осквернили и себя, верша во грех деянья;
И, в преступности блудили, Славу променяв.
40.Возгорелся гнев Господень крепко на народ Свой.
И презрел Господь в те дни наследие Своё.
41.И отдал Он в руки жесточайших тех народов
Свой народ, как в научение - под власть врагов.
42.И преследовали враги Божьи их повсюду.
И они смирились робко в вражеской руке.
43.Многократно Бог спасал их, сотворив им чудо.
Огорчали ж Бога своим выбором везде.
И унижены, из-за грехов своих же стали.
44.Но увидел Бог, открыв глаза, несчастье их.
И мольбе их внял Господь, став милостив тогда лишь.
45.Вспомнив о Своём союзе с ними и простил,
по великой милости Своей Святой Господней
46.Он и вызвал милосердье у пленивших их.
47.Господи, спаси нас, собери нас из народов,
чтобы мы Святое Имя Божье вознесли.
Чтоб гордились, воспевая, Твоей Божьей Славой.
48.Милостив Господь Бог наш, вовек благословен!
Бог Израиля во веки века Бог над нами!
Славьте Господа! И скажет весь народ: Амен!
Примечания:
Море Суф* - Тростниковое море (в оригинале Ям Суф), некоторые исследователи отождествляют не с Красным морем, а болотистыми озёрами к северу — западу от дельты Нила. Слово «суф» происходит от египетского twf(y) — означающее «папирус», «тростник», «тростниковый стебель». План прорытия Суэцкого канала описывает дно озёр на востоке Египта от Суэцкого канала до Средиземного моря. Согласно этому исследованию, глубина дна на южной стороне озёр достигает 120 сантиметров. Предполагается, что во время отлива Нила, глубина озёр была ещё меньше.
Моше* - так называют Моисея в еврейских текстах.
Бааль-Пеор* - (он упоминается в книге Бемидбар) был древним идолом, которому поклонялись моавитяне. Их культ включал различные чувственные наслаждения и распутство.
Пинхас* - или Пенхас (Финес) сын Елеазара, внук Аарона-первосвященника, упоминается в «Книге Исхода». Был одним из лазутчиков, посланных в город перед взятием Иерихона. По сюжету псалма есть упоминание о нём в Танахе, в «Книге Бемидбар», недельный раздел Пинхас. Глава 25: «10. И говорит Господь Моше так: 11. Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-священнослужителя, отвратил ярость Мою от сынов Исраэля тем, что возревновал Моей ревностью среди вас, и не истребил Я сынов Исраэля ревностью Моей. 12.Потому скажи. Вот Я даю ему Мой завет, (завет) Мира. 13. И будет ему и потомству его после него заветом священно-служения вечного за то, что возревновал он за Бога своего и искупил сынов Исраэля».
У Меривы* - в этой местности народ оказался без воды и стал роптать на Моисея. Тогда Бог сказал ему: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его». Собрав народ перед скалой, Моисей сказал им: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Вслед за этим Моисей «…ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его». Однако Господь оценил действия Моисея как грех, так как произвёл удар по скале, а не попросил Бога, чтоб показать Его силу и святость. И на это Бог указал: «…За то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым» (Втор. 32:51-52). (Чис. 20:8-12).
Датал* и Авирам» - Датал (Датан) и Авирам, братья из колена Реувена, упоминаются в Торе по именам в связи с мятежом Кораха.
17.Но земля тут под Даталом* в ярости разверзлась
И сомкнулась Авирама* род весь поглотив…* - на протяжении всей истории Исхода в Торе фигурируют Датал и Авирам, которые перечат Моисею и бунтуют против него. «Зачем ты нас вывел из Египта? Теперь мы погибнем!» - это было перед морем Суф. Затем в пустыне это повторялось. Когда Моисей повелел собирать манну, падающую с неба в количестве, которое можно съесть и не оставлять на завтра – Датал и Авирам запаслись. На другой день манна почернела и покрылась червями. Они же входят в заговор против Моисея, а, следовательно, против Бога. Описываемые события – следствия неоднократных враждебных действий, приведших к Божьему гневу. (Кстати – в этот заговор входили сыны Кораха. Но при виде разверзающейся земли раскаялись и были прощены).
Идолы Ханаанские* - Ханаа;н (финик.) Это название в древности носила, собственно, Финикия, а в библейские времена — страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя «Баал» (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду — бога грома, молнии и дождя (в самом слове «Баал» слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего ханаанского общества. Некоторыми исследователями найдены следы ханаанского гимна в псалме 28[9]. (Википедия)
Женой Баала была Астарта или, иначе, Анат — богиня любви и войны, отцом — Эль — повелитель богов.и тд. (источник Википедия)
Хорев* - он же Синай. Тельца сделали прямо в святом месте, где должен стоять Храм Богу Единому
Свидетельство о публикации №125082405732