Спустя два года
И нас не любят женщины всё те же
И.Бродский
I
Годы спустя баклажаны поспевают всё так же*.
И жизнь по прежнему не отличить мне от злого шаржа.
II
Напоследок я о свадьбе напишу стишок.
Совру разок -
Не такой уж и большой грешок.
Читатель, рассуди:
Не ссылать же за это в Дом Лжи*?
С красивой Даэной встречи не лишать за эту мелочь?
Не отбирать же за пустяк возможность ответить
Амеше Спенте?!
К тому же и ответ на вопрос его есть:
- Как прошло твое путешествие из того временного,
ужасного мира, где столько зла?
- Глаза её, улыбка… и мир тот становится сносен.
Что до прогулки по мосту Чинват,
Какой б тяжёлой ни была -
Приятнее она постылой жизни без Татьяны.
III Стишок о свадьбе
Однажды Гименей
Связал нас узами святыми до скончанья дней!
Накрыв, причём
Шафрановым плащом*.
И Зевс почтил присутствием своим -
Уверен, что не я тому причина...
Гефест - Хромоногий, а тоже пришёл!
(Яблоку негде упасть от наплыва гостей и Бессмертных).
Вы догадаться можете и сами,
Как звать троих, которые отделались цветами.
IV
Я думаю, читатель, ты простишь
Мне эту маленькую ложь.
Пускай хоть кто-то, хоть где-то пребудет счастливым.
Любовь останется, хотя бы в книге этой сирой.
Уильям, конечно же, был прав: «Только там ей и место»*.
Ведь тут она - никому не нужна.
И только беды от неё одни.
Не так страшны огни,
Затухшие в храме у Весты*,
Как стрелы Амура.
Моритуро 20-23.08.2025
* ЛГ ссылается на старый стишочек про баклажаны:
http://stihi.ru/2023/08/31/6634
* Гименей — в др.-греч. мифологии божество брака, собственно олицетворённая брачная песнь.
В искусстве (на римских рельефах, на одной помпеянской фреске) Гименей изображается стройным нагим юношей, с факелом в одной руке и венком в другой, со строгим выражением лица, отличающим его от Эрота. В «Метаморфозах» Овидия он предстаёт в шафранном/шафрановым плаще
* «Пожалуй, они правы, помещая любовь в книги. Только там ей и место».
Уильям Фолкнер
Для любознательных и ленивых:
* Веста (лат. Vesta) — богиня, покровительница семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме. По преданию, её храм между Капитолийским и Палатинским холмами построил полулегендарный царь Нума Помпилий. В центральной части располагался очаг, на котором горел огонь. Его затухание римляне воспринимали как предвестие будущих бед, поэтому за ним тщательно следили. Этот очаг, согласно верованиям древних римлян, являлся центром вселенной и олицетворением самой богини.
* «Дом Лжи» (Друджо Дмана) — средоточие ада в зороастризме, место, куда попадают души грешников.
Согласно вероучению, после смерти душа проходит через мост Чинват, который отделяет мир живых и мёртвых. Для праведников мост широкий и удобный, а перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого те проваливаются в ад.
Дом Лжи описывается как место отвратительной мерзости. Там людям подают испорченные продукты и постоянно подвергают мукам за их поступки. Демоны Дома Лжи исчисляются сотнями, причём каждый представляет определённый грех.
Мост Чинват (Судный Мост, Мост Разделения, Мост Воздаятеля) — в зороастрийской эсхатологии неосязаемый мост, соединяющий мир живых и мир мёртвых. Мост Чинват выстроен из лучей света над огромной пропастью или над непреодолимой водной преградой и одним концом опирается на высочайшую вершину Хара Березайти.
Все души умерших должны после смерти пройти по нему.
Согласно представлениям зороастрийцев, подробно зафиксированным в трактате «ДадестаниМеног-и-Кхрад», когда человек умирает, его душа еще три дня сидит у изголовья мертвеца, а на четвертый день на рассвете летит к высочайшему и ужасному Мосту Чинват. Её сопровождают Срош (Сраоша, Послушание), добрый Вайю и могучий Вахрам, а преследуют демон смерти Астовидат, злой Вайю, демоны Фрезишт и Визишт, и демон Ярости с окровавленным копьём. На Мосту душу одолевают демон Ярости и Астовидат, но защищают Михр (Митра), Срош и Рашну (Справедливость). Рашну взвешивает дела человека на весах.
«Эти весы одни для бедного и богатого, знатного и незнатного, ни на ширину волоса не склонит их Рашну из почтения к личности, ибо он отправляет беспристрастный суд».
В некоторых источниках распорядителем судеб на Мосту Чинват становится Заратуштра, провожающий по нему души праведных («Ясна» 46, 10-11; 51, 3).
После суда душа должна пересечь Мост Чинват, но, в зависимости от исхода суда, Мост трансформируется.
«Он подобен многогранному лучу; одни грани у него широкие — в девять копий или двадцать семь стрел их ширина, а другие узкие и острые, как лезвие отточенного кинжала. Когда души праведников и грешников приходят к Чинвату, он поворачивается к праведникам широкой гранью, а к грешникам — узкой. Чем больше человек совершил в земной жизни грехов, тем уже Чинват становится под его ногами». («Саддар» 46, 1-2).
Кроме того, Мост охраняют две четырёхглазые собаки. В зороастризме собака является священным животным, поэтому здесь псы-стражи выполняют скорее роль проводников, нежели охранников — встречают молчанием грешника, а, праведника, наоборот, поддерживают своим визгом и воем.
Если душа смогла пересечь Мост Чинват, то в конце её встречает Даэна в облике красивой девушки, которая говорит:
«Я — твои добрые дела. Ибо когда на земле ты видел кого-то, кто приносил жертву демонам, ты садился поодаль и приносил жертву богам. А когда ты видел человека, творящего грабёж и насилие, ты отказывался принимать у себя такого человека; ты внимательно заботился о добрых людях, угощал их и оказывал им гостеприимство, и давал милостыню и тому, кто пришёл из ближних мест, и тому, кто издалека, и ты собирал свое богатство в праведности. А когда ты видел человека, который свершал неправый суд, брал взятки или лжесвидетельствовал, ты садился и произносил свидетельство праведное и истинное».
«И Амеша Спента (архангел) спешит к нему расспросить: „Как прошло твое путешествие из того временного, ужасного мира, где столько зла?“ Но Господь говорит: „Не спрашивайте его о самочувствии, ибо он расстался с любимым телом и прошел по опасной дороге“. И они подают ему сладчайшую пищу, даже масло ранней весны».
Концепция Моста Чинват аналогична концепциям моста ас-Сират в исламе, моста Чинави в традиционных верованиях чувашей, моста Гьялларбру в скандинавской мифологии, Калинова моста в славянской мифологии, моста Мазе Камурдж в древнеармянской мифологии, а также концепции Моста Ужаса, ведущего в Чистилище древних бриттов.
Иосиф Бродский
Через два года.
Да, мы не стали глуше или старше.
Мы говорим слова свои, как прежде.
И наши пиджаки темны все так же.
И нас не любят женщины все те же.
И мы опять играем временами
В больших амфитеатрах одиночеств.
И те же фонари горят над нами,
Как восклицательные знаки ночи.
Живем прошедшим, словно настоящим,
На будущее время непохожим,
Опять не спим и забываем спящих,
А также дело делаем все то же.
Храни, о юмор, юношей веселых
В ночных круговоротах тьмы и света
Великими для славы и позора
И добрыми для суетности века.
Свидетельство о публикации №125082405094
А вот за Бродского отдельное спасибо! И еще: хватит уже говорить о том, что стихи никому не нужны! Если б это было не так, никто бы тогда не писал!!!
Маргарита Астанина 03.09.2025 19:42 Заявить о нарушении
Гера, Афина и Афродита. я не говорил, что стихи. я сказал, что "она" - люпофффь
Александр Черемисинов 03.09.2025 19:47 Заявить о нарушении
Александр Черемисинов 03.09.2025 19:53 Заявить о нарушении
Маргарита Астанина 03.09.2025 19:54 Заявить о нарушении