Глава 7. Разговор пророка Исайи с царём Ахазом

7.1. Случилось это в дни Ахаза.
То Арамейский царь Рецин
И Эфраим, с царём Пекахом,
Пошли на Иерусалим.

И обступили Иудею*
Единокровные враги.
В раз занемог душою всею
Ахаз, перед бедой поник:

Забрали лучший их остаток -
Детей и женщин взяли в плен.
Давидов род, глядит, лишают
Людей и славы в судный день.

И с пленниками отступили.
Весь в дрожи Иерусалим.
Не им в равенстве и мире,
Война предстала перед ним.

7.2. И возвестили дом Давидов -
стал вражьим лагерем Арам.
Затрепетало сердце мира,
как бы трепещут дерева.

Позвал царь в помощь ассирийцев –
Ашшуров бог* могуч, свиреп,
Боятся их повадки рысьей
народы все между морей.

Бог Иегова обернулся:
Не верен стал Его народ!?
Крыла Ашшура развернутся,
неужто, не земле Его?!

7.3. «Иди, - Бог говорит Исайи, -
и сына своего веди.
Вернётся, им скажи, остаток.
Иные беды впереди.

Иди к концу у водовода,
там, где к дороге поле льнёт,
где белят чистые пелёны
и сушат на ветру бельё.

Там царь Ахаз и полководцы
всем совещаньем собрались.
О суете их беспокойство,
о водах, те что пролились.

Пройдёт, скажи им, наступленье,
пусть не дрожат как дерева
и не шумят у вод теченья
о бренном в суете скорбя».

 Пошёл пророк с Шеар-Ясуфом*,
он за руку его подвёл:
«Вот твой остаток, враг уступит.
пленённые придут домой,

едва войдёт он в взрослый разум,
исчезнут все твои враги.
Не бойся, царь, войны от брата.
Ты ассирийцев берегись.

Зачем ты их зовёшь, надеясь
на помощь волка меж овец?
Знай, царь, надёжней в Бога верить.
Он нам помощник и Отец.

7.4. Не время в трепете боятся
хвостов двух, что дымятся зло.
Арам с Израилем собрались?
Да Божье время не пришло. 

7.5. За эти замыслы лихие
расплатятся Арам, Ефрем
и сын Рамалайау с ними,
за разорение колен.

7.6. Замыслили, да не свершиться.
Поднимутся, чтоб осадить -
царя сменить они замыслят,
7.7.  а Бог сказал – тому не быть!

7.8. У них свои стоят уделы,
Дамаск бы поберёг свой род.
Лет шестьдесят Эфрайим сменит -
исчезнут сами как народ.

7.9. Глава есть и у Эфраима –
дан Шомерон ему в главы.
А те, кто сам того не видит,
те Иегове не верны.

7.10. Изречено же слово Божье
через пророка о тех днях.
И сказано так Иеговой
через Исайю для царя:

7.11. Ты, царь Ахаз, проси знаменье
у Иеговы – и Он даст
из-под земли хоть сотрясенье,
или знаменье в небесах».

7.12. Но царь ответил так пророку:
«Просить у Бога не хочу
и досаждать не буду Богу.
Я сам врагов всех проучу».

7.13. Тогда пророк, итог предвидя,
сказал народу перед ним:
«Послушай слово, дом Давидов!
Вам мало – досаждать чужим,

вы Иегове досаждая
приблизите расплаты дни.
7.14. Вам Бог знаменье предрекает -
вот эта женщина родит.

Жена сия зачнёт во чреве,
И родит сына для земли.
Эммануил! Он будет верой,
что Бог Давидом дорожит! /

7.15. И мёдом, молоком и маслом
питаться будет с вами он.
И прежде чем зло отличать он
от доброго в себе начнёт,

7.16. едва войдёт во взрослый разум –
исчезнут все твои враги.
7.17. Не бойся, царь, войны от брата.
Ты ассирийцев берегись.

Зачем ты их зовёшь, надеясь
на помощь волка меж овец?
Знай, царь, надёжней в Бога верить.
Бог наш помощник и Отец».

7.18. Затем вздохнул пророк печально:
«Ты царь. Но только, прежде знай –
Бог и жалея осерчает
и горше Он покажет знак.

И кликнет от краёв не здешних
Он вредоносные рои.
Не человеков, не зверей Он,
а мух и пчёл уж возбудит.

7.19. В долинах, в год неурожая,
поселит мух и пчёл Он тех.
И сядут мухи в год печали
на всё что дышит и что нет.

Их будут тучи, их молчанье –
то знак, что Иегова дал.
И тучи скроют небеса все,
земля погрузится в печаль.

7.20. Обреет в день тот Иегова,
как бритвой, что Он Сам нанял,
тебе от берега другого.
Так разделил нас Иордан.

7.21. Народ настолько поредеет,
что и с коровой две овцы
7.22. прокормят крохотные семьи -
мёд с маслом будут пищей им.

7.23. Все виноградники забросят.
Колючки будут и волчцы.
7.24. И станет там ходить охотник,
чтоб пострелять в чащобах дичь.

7.25. И на горах сады зачахнут.
Уж не взойдёте в Храм, на холм.
И станет, чтоб топтать ту чащу,
пастух на холм гонять быков...» 

/Так восклицал пророк, и мальчик
Шеар-Ясуф вблизи стоял.
Ручей перекрывал журчаньем
Их человечьи голоса

и рассужденья царской свиты,
при озабоченности лиц.
Пока они все имениты,
могли бороться, говорить,

в надежде, что придёт Мессия,
во чреве им жена зачнёт,
вернуться пленники и мир весь
перевернётся, в свой черёд.

Шумел поток, всё проходило:
война, разруха, жизнь и смерть.
К потоку этому пришли мы,
через века, чтоб посмотреть,

где царь с пророком говорили.
Все умерли, и всё прошло.
И мы в свой день и час здесь были,
и нас потоком унесло/.
17.09.2024.-06.08.2025.

Примечания:
Как обступили Иудею* - в 10 веке до нашей эры, после смерти царя Соломона, единое еврейское царство, из 12 колен Авраама, образованное его отцом царём Давидом распалось. Но на территории племён Иуды и Вениамина (впоследствии лишь Иудина колена) образовалось царство со столицей Иерусалим, оставшееся за потомками царя Давида, как и обещал Бог Аврааму.
  История главы 7 такова, что имеет предысторию: вражда с соседями-братьями Ахазу досталась по наследству от прадеда. И здесь Израиль/Ефрем вместе с Сирией/Арамом напали на Иудею и захватили 20 тысяч пленных женщин и детей. Впоследствии же пленников вернули, боясь гнева Иеговы, хотя и напали по Божьему гневу, как орудие, но побоялись превысить гнев, за что быть наказаны Иеговой. Ахаз же, предвидя новые нападения и видя ситуацию крайнюю, в негативе, и что Ассирия его разорит и сожжёт – поклонился Ассирии, выплатил ей огромнейшую подать, допустил поклонение её божеству Ашшуру в Иудеи. Это привело в ярость северное царство Израильское/Ефрем и Сирию/Арам, заставив их заключить союз и вместе приготовиться напасть на Иудею. И вот события главы: Бог Иегова посылает пророка Исаййю к царю Ахазу. Место встречи тоже выбрано символичное – у ручья, мирного потока родных вод, текущего к пруду, где стирают загрязнённое и вывешивают сушить белёное. Бог говорит, чтоб Исайя взял с собой сына. Сын пророка Шеар-Ясуф (варианты Шир джашуб, Шир-Иашув звучит как «остаток вернётся»), намекая, что пленники ввернуться, дети будут дома, они у братьев, а не у чужаков. Всё символично.
(Сирия – современный Ирак. Ассирия – древняя цивилизация в Месопотамии, в Северном Междуречье).
Царь Ахаз – царь Иудеи, внук царя Уззии, о смерти которого (Уззии, Озии) говорится в главе 6. Пророк Исайя жил в царстве Иудейском при этих царях, почти за 700 лет до нашей эры (до прихода Иисуса Христа).
Два хвоста дымящиеся - Израиль с Арамом* - Израиль: при распаде единого царства царя Давида стали отдельные царства: 11 колен - Северное Израильское царство (столица Самария), Царство Моав (столица Дибон). И осталось одно колено Иудино верным Давиду – Южное Иудейское царство - Иудея (столица Иерусалим).
Арам – арамейцы – кочевники – народ семитского происхождения, которые жили повсюду, их язык так распространился, что евреи забыли иврит и говорили на арамейском. Арамейцы жили крохотными государствами и переходили из одного в другое, было и их царство-город Арам. А государство Арамейский Дамаск находилось к северо-востоку от Северного Израильского царства.
Ассирия – первая в истории мировая империя. Ассирийский правитель Саргон второй завоевал Северное Израильское царство и навис над южным – Иудеей. Царь Иудеи Ахаз заявил о подчинении Иудеи Ассирии и выплатил огромную дань, которая тяжёлым бременем легла на плечи простого народа. При этом Ахаз взял золото Храма Соломона и ввёл в нём культ Ассирийского бога Ашшура (Ассура).
Ашшуров бог, Ашшур* - (Ассур) бог Ассирийцев, изображается как расправивший стальные крылья царственный бородач в головном уборе похожем на корону или царский шлем. Лицо его в профиль. В руках его боевой лук. Место ног укрывает веерное оперенье. Грозный бог войны, также бог создатель всего сущего и тд. Вошедший, в последствии, в пантеон шумеро-аккадских богов. Ассирийцы захватывали земли во славу бога Ашшура.
Шеар-Ясуф* - имя мальчика, сына Иссаи в этой главе, означает «остаток вернётся».
У Исаййи было три сына: первый сын Шеар-Ясуф, второй сын Магер-шелал-хаш-баз (о нём в главе 8) и третий сын Эммануил («с нами Бог»).

Иди, иди пророк Исайя,
Царю там, у ручья* скажи – ручей, текущий от верхнего пруда, где ловили рыбу, до нижнего пруда, где стирали, возле белильничьего поля (поле валяльщика, мыльника. В этом поле валяли сукна, мыли и чистили в пруде, и вывешивали на солнце для просушки), историческое место на окраине Иерусалима, которое существует по сей день и открыто для посетителей. В этой главе описывается событие, действительно произошедшее.


Рецензии