Писатели-Х, Ч - комм 25г

Писатели - Х, Ч

*Хаггард Генри "Дочь Монтесумы" - ничего не знаю про него, а ведь это весьма яркий писатель - и может быть очень полезен для молодежи в сколько-нибудь романтические времена с хорошим кругозором (т.е. не в наши)
"Мари. Дитя бури" - то же самое. В нем энергия людей начала 20 века... (В других странах тоже все подряд тогда успешно раскрывали свои таланты?)

---

20г
"Жемчужина Востока":
До плохого кино людишки жрали плохие книги...

"Она и Аллан":
Жалкая, унылая писанина - не покидало ощущение, что какой-то чмошник писал... - старался, бедняга!

------------------

Хайнлайн "Звездный десант" - вполне съедобно, но рассчитано на молодежь. Боевик с иронией (похоже, связан с одноименным шикарным фильмом)
"Они" - аналогично. Вполне советую (не хуже Хаггарда?! В романтике похуже, но в чём-то и получше... Но  тепло   важнее... Сами времена были человечнее...)

---

20г
"Число зверя":
Болтун жуткий, любую бабу переплюнет - но не дурак. Тем же бабам вполне можно развесить уши, глупее не станут. Хотя подозреваю, что даже у них нет времени на все бесчисленные талмуды разнообразных болтунов...

------------

Хайям "Сад желаний. Рубаи" - очень много пессимизма в духе "всё суета и суета сует". Стоит ли им людей отравлять? Стань умнее, стань сильнее, стань добрее...

------------------

Хаксли "Контрапункт" ,- хорошо пишет, но это чужая жизнь, "средний класс"
"Рай и Ад" - философствует; со средним успехом
"О дивный новый мир" - наверное, можно сказать, что я ему сочувствую, но и эта его книга слишком средняя...

---

20г
"Обезьяна и сущность", "Жёлтый хром", "Двери восприятия":

Настолько плохие прочтения... - но все равно: никакого впечатления. Обычная публицистика... Художественного таланта вовсе нет, он слишком ангажирован и прямолинеен. На наркотики - мескалин, вонючий кактус - надеялся в смысле развития личности (прежде всего, собственной)

----------------

Хандке "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" - очень оригинальный стиль, такого я ещё не видел (хотя листаю этого Хандке едва ли не с юности!). Пишет буро, как попало, типа похуизма, что ли...
"Детская история" - здесь стиль не такой бурый... Он всё время пишет о холоде и безнадёге этой нашей технической жизни; она бесчеловечна и машинальна... Отравляет людей как Омар Хайям?!

-----------------

Хармс "Меня называют капyцином" - ну, этот вообще пишет так, чтобы все  удавились. Пошёл к черту, и без него тошно

---

20г
Это Ювачев себя так назвал. И заумь его совершенно типична для городских юношей - их было и есть тысячи и миллионы, так легче всего выпендриваться. Просто в те годы не было ещё рока, рэпа, хепенингов и прочих акций и т.д. В другое время мог бы вместо Кулика стать собакой... Кстати, и мультиков ещё не было, компьютерных игрушек...

"Вещь" - безобидный авангард, почти Зощенко, показана механистичность и абсурдность жизни (у отдельных бездуховных товарищей)

"Утро" - по сути, это реализм - такая хреновая у него пошла жизнь, что стало вообще не до выкрутасов. Пожаловаться бы, сообщить, как всё плохо. И это трогает за душу. И реализм неплохой.

И много у него таких текстов...

"Победа Мышина" - тоже Зощенко и реализм. Не с себя списывал? Или опасался такой коллизии...

"Машкин убил Кошкина" - Хармс - это Зощенко при зрелом сталинизме?

Вывод: хороший автор, но ничего сложного в нем нет... - и он даже в некотором роде эпигон Зощенко? Или они одновременно писали? Почему Зощенко долго процветал? Ведь его смех над совком очевиден... Зощенко, конечно, сочнее, интереснее, полнокровнее... - хотя однообразен...

"О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил" - чушь, тягомотина... Не так-то много было у него таланта.



-----------------

Хейзе Пауль "Колдовство среди бела дня" - не удалось вчитаться, зацепиться . Нечто среднее, вторичное

---------------

Хейли "Отель" - с юности знаю этого автора. Сдержанная романтика  бизнеса, большого хозяйства - люди попроще могут поверить

---
20г
Хейли "Перегрузка":
Чувак нашел свою нишу и принялся стричь бабло, для чего уехал от налогов на Багамы... Это книга не про отель или аэропорт, а про электростанцию - йес... Молодым технарям почему бы и не почитать... Он, кстати, совсем неплохой и неглупый человек, этот Хейли...

------------------

Хеллер "Поправка-22" - автор - дебилоид?! (Наглый еврей)

---

20г
"Поправка-22":
Шкодливый и болтливый еврей, но хоть бы весело было - нет, он слишком скучен и традиционен... Поехидничать и поиздеваться над чужими патриотизмами - это любимое занятие шендеровичей...

---------------

*Хемингуэй "Старик и море" - на мой сегодняшний взгляд он слишком романтик. Реализм страдает. А так есть отличные места.
"Иметь и не иметь" - приключения (вообще говоря, приключения у него и в "Старике"... - они у него везде. Достаточно  романтические приключения) В общем, это кино (и они у него везде?!) Но жизнь чужая...  Хотя местами пишет не просто хорошо, а отлично...

---

20г
"Трехдневная непогода":
Ещё один ключевой для меня писатель. И тоже во многом молодежный - вот он ко мне вовремя попал. Он ведь романтик, хотя и выработал себе бесстрастный стиль. Айсберг романтики... Хорошо пишет, очень полезно для молодых - хотя сложного и виртуозного ничего нет. Просто хорошее кино, с дозой реализма и дозой романтики... - на поверхности реализм, а под водой романтика... - они же с Платоновым в одно время жили, поэтому одинаково мечтали - и старались быть мужиками...

Не совсем понятно, правда, во что же он верил? В выпивку? Писателей? Спорт? Охоту? Баб? Видимо, во всё понемногу ... - как и многие - как и я... В народнический коммунизм Платонова труднее верить, хотя он и цельный, замешанный, кстати, не на потреблении, а на труде...

----------------

Хлебников Велимир "Таинство дальних" - забавлялся чокнутыми мистериями - компьютерных игрушек ещё не было
"Молоко кобылиц" - у меня только один вопрос: был ли этот декадент пидором? (Полистал биографию: типичнейший "авангардист", таких было до хера  ещё недавно, например, в 80-ые и 90-ые годы. От тоски, безделья и отсутствия ума куролесили, строили из себя богему - и закатывали мистерии... Хулиганы, если короче, только избивали не морды, а слова)

---

20г
"Я знаю, что вы правоверные волки,
Пятеркой ваших выстрелов пожимаю свои" - круто выскочило, но десятки строк по соседству не глянулись...

Ощущение, что это экспериментатор, учудил чего-то... Он же из провинции родом и не еврей - надо было что-то отчебучивать, иначе не заметят... Не так давно мне он вдруг сильно понравился, но сейчас опять не интересно - с трудом заставляю себя  вникать в эти словесные навороты... Суть понятна: в любых случайных наворотах, если всмотреться, может оказаться - или почудиться - смысл - или ощущение, чувство... А если не почудится - так может, ты тупой, не догоняешь?!

"Мне гораздо приятнее
Смотреть на звёзды,
Чем подписывать
Смертный приговор.
Мне гораздо приятнее
Слушать голоса цветов,
Шепчущих: "Это он!"-
Склоняя головку,
Когда я прохожу по саду,
Чем видеть тёмные ружья
Стражи, убивающей
Тех, кто хочет
Меня убить.
Вот почему я никогда,
Нет, никогда не буду Правителем!" - всё внятно и сразу отлично, хотя и с цветочками. Напоминает того же Рембо - молодые, они такие...

"И я свирел в свою свирель,
И мир хотел в свою хотель.
Мне послушные свивались звезды в плавный кружеток.
Я свирел в свою свирель, выполняя мира рок." - вот тут прекрасно видно, что это детский сад с фокусом

"Дети пекут улыбки больших глаз
В жаровнях темных ресниц
И со смехом дают случайным прохожим" - видимо, ранний он был внятный - и мне понравился. (Хотя дети ничего не дают, они смеются в своей среде и не замечают прохожих)

"Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие березы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!" - лучше бы он на "чингизхани" остановился, прикольно звучит. Гудели в чьей-то усадьбе ночью, шашлыки жарили, дискотека, все дела?

"Из мешка
На пол рассыпались вещи.
И я думаю,
Что мир -
Только усмешка,
Что теплится
На устах повешенного." - ценные, видать, вещи рассыпал (потерял? сломал?) - и теперь хоть вешайся...

"Еще раз, еще раз,
Я для вас
Звезда." - магия величия? И как у него с алкоголем было? - ниже идёт настораживающий в этом смысле бред про "неверный угол"... И про то насмешки над ним - от них и запил?

В общем, восхищения нет, но сколько-то хорошего всё же есть.


---------------------------

Хорнби Ник "Голая Джульетта" - он успешно юморит и остроумничает, но сказать ему нечего. Современная пустота...
"Вера" - аналогично. Когда пусто, остаётся только хохмить

---

20г
"Как стать добрым":
Раз в десять похуже Уэльбека, но тоже неплохо. Какая-то английская семейная пара под лупой, и баба, как обычно - дура...

"Голая Джульетта" - примерно то же самое. Я не молодой семейный англичанин среднего класса, поэтому как-то без разницы то, как они валандаются со своими проблемками... Но миллионам и миллиардам всё это наверняка близко - при том, что слог лёгкий и приятный... Чтиво хорошего уровня.

-------------------

Цвейг "Мариенбадская элегия" - сосёт у Гёте
"Кристина" -  с первых же фраз медленно пошёл ко дну. Наверное, пишет для юношества - ему легче втирать (присоединился к мерзкой школе, которая втирает-втирает...)

---

20г
"Нетерпение сердца":
Очень видно, что это был просто слабый человек. Все его мнения, описания - это просто ничего не значащая чепуха. И даже еврейское начало, совершенно отчётливое и очевидное едва ли не в каждой фразе, тоже  ослаблено и вторично. В общем, впечатление как от Анатоля Франса - с такими ничтожными писателями добра не жди.

"Мария Стюарт" - может, в те времена ещё можно было с помощью таких книжек знакомиться с историей? сейчас полно гораздо более интересных способов это сделать...

-------------------

Чапек "Приключение пёсика и кошечки" - для трехлеток?
"Начертано на тучах" - фрагменты типа моих ранних. В принципе, я сочувствую - хотя в основном он звучит уныло (и стиль сероватый)
"Паштет" - юморит (пустота звенящая?!)

------------------------

***Черный Саша  "Муравьиная куча" - а вот тут юмор ядрёный, талантливый, с жизнью лучше связанный!
"Иероглифы" - у него просто-напросто талант. Веселит и преисполняет оптимизмом (еврей из Одессы, а умер, например, помогая людям тушить пожар... И фотки его мне понравились - умный и необыкновенный на них)

---

20г
"Рождественский ангел":

Вот это я понимаю, "чувства добрые пробуждает"! Сам не ожидал, что так понравится...

 "Сатирические рассказы":

Шикарный умный юмор! Да что же это деется... - я же раньше и его с порога отвергал... Видимо, какой-то тумблер во мне щёлкнул и я стал терпеливее не только к людям в целом относиться, но и к писателям в частности, к их любимой повествовательности... Раньше у меня был весьма узкий спектр восприятия реальности - хотя и уникальный, невероятно сильный... Сейчас я на порядок больше похож на всех - и понимаю всех соответственно...

--------------------

Честертон "Охотничьи рассказы" - с самого начала пришлось заставлять себя читать...
"Неведение отца Брауна" - опять дальше первого абзаца не продвинулся. Развлекушки за неимением кино?
"Святой Франциск Ассизский" - не интересно пишет, тупо и стандартно  славословит
(Удивительное дело, но первое знакомство с этим автором было чудесным! Не помню, что это был за конкретный кусок...)

---

20г
"Бесславное крушение одной блестящей репутации":

Сюжетом с одной стороны напомнило Конан Дойла, а с другой, как ни странно - недавнего Золя (про девушек, работающих в паре). А где Золя, там и чушь... - но написано всё шикарно, великолепно, это вещь в себе и помимо сюжета...

"Св. Франциск Ассизский":
Аналогично, хотя жанр совсем другой. Сюжет опять яркий, но малоинтересный - однако, стиль изложения хорош... В общем, у него был органический талант, но он не особо знал, как его применить. Шикарная душа, но  ум его не идёт дальше элементарной логики и комбинаторики. Он поэт, который даже и не думал о стихах...

"Охотничьи рассказы. 1 глава":
И в третий раз точно такое же впечатление. Неинтересный сюжет и интересный стиль. Чисто западный расклад. Но он принял все меры к тому, чтобы не быть просто салонным болтуном - и он им не является... Говорят, у него встречаются даже антисемитские фразы - правда, такие же текучие, уклончивые и "амбивалентные", как и все остальные... Мечтал, чтобы евреи ходили в ближневосточных одеждах, надо же... Эксцентричная выдумка... Да, эксцентричность он обожал, это тоже ключевое для его понимания слово - без перчика все западные блюда слишком теплые, пресные, неощутительные, бежевые... Нужен или эксцентричный детектив или эксцентричный святой или эксцентричный брак... Это помогало бороться со старомодностью!

---------------

Чехов "Скрипка Ротшильда" - реализм неплохой, но с намерением, подогнанный под схему. Стругает рассказ
"Степь" - большая вещь, но я быстро отставил - скучно... (Опять-таки, только в молодости удачно Чехова читал - и только  ранние юморески...)
Есть ощущение, что унылая - и бездарная - литература 20-го века от него произошла

---

20г
"Палата номер шесть":

Не смог слушать. Чехов всё, что сам видел, опишет прекрасно, с деталями, но всё остальное у него чепуха интеллигентская или медицина. Как стал описывать громовское схождение с ума - которого он не видел, а знает подобное лишь по описаниям -  так я и потерял интерес. Не видно понимания, не очень правдоподобно и т.д... Кроме того, всё это такой унылый мрак, ничегошеньки не дающий...

Вообще, у нас помешанных на критике "режима" всегда безумно много (Чехов - один из них?!) От этой критики до мании преследования или боязни иметь дело с чем-то необычным на самом деле один шаг: все гнетут, а могут и преследовать или подозревать, что ты того... Конечно, почва у этих маний имеется - я и сам в брежневские времена был до предела боязлив и закомплексован...

"Черный монах":
По сравнению с Горьким тут благоухания побольше, ещё технари не высушили, не выхолостили, не исказили до карикатуры атмосферу. Благообразный критический реализм... Хотя ранний Горький тоже был атмосферен...

Чехова же ещё не сожрал город - он часто жил на дачах и в маленьких городках. В настоящем городе только через  достоевщину можно стать настоящим человеком...

Всё же, насколько люди формируются временем: и критический реализм и романтический оттенок в нем - всё привнесено той эпохой, в ней было немало романтики (те же революции вовсю на ней спекулировали). На людей он смотрел мягко и уныло, не скажу, что в этом взгляде было хоть что-то интересное... Хотя тогдашняя Россия - тепличная страна, а в 20 веке появились комнатные тепличные люди - им близко...

"Унтер Пришибеев" - очень понравилось! Мне кажется, Чехову надо было и продолжать юмористом, которым он начинал! Сразу пропадает ощущение уныния! Мне на всю жизнь запомнилось, как я в молодости прочел аж четыре тома юмористических рассказов раннего Чехонте... И Горький и Чехов с годами попали в ловушку правильности и литературности, не позволяли себе ничего острого. Т.е. заявка-то была по-прежнему, но все острия на самом деле были притуплены и плоховато резали правду-матку...

Критический реализм - это о мире вокруг - гораздо горячее всё, когда автор добирается до эпицентра, до самого себя. Чехов, разумеется, о таком даже не помышлял... Хотя жар эпицентра таков, что всё равно добирается до всего вокруг - всё равно автор пишет о себе, только под сурдинку, скрыто, часто и вовсе бессознательно, "не специально"...

-----------------

Чивер "Буллет-Парк" - а вот и иллюстрация последнего тезиса! Чисто "чеховский" писатель, с уныло-бесстрастными описаниями. При том, что рука хорошо набита...

------------------

***Чиладзе О. Железный театр" - повлияла на меня эта книга... И сейчас выдержала проверку, даже показалась умной...
"Годори" - опять умный. И пишет качественно (а в молодости я кроме "Железного театра" почему-то уже не смог ничего прочесть)

---

20г
"Железный театр":
Одна из ключевых книг моей юности - так получилось, такая попалась. И мне по-прежнему очень нравится ее стиль - и содержание тоже неплохое, это отнюдь  не бессмыслица. Хотя  совок всё равно его обеднял, делал более провинциальным, менее яростным и шикарным, чем он мог бы. В общем, ему недалеко и до гения, до того же Параджанова - а ведь его никто не знает... А ведь это не типовой писатель (как и Параджанов не типовой).

---------------

Чоран  "Механика утопии" - слишком болтливо мыслит, понос мыслительный... (Не еврей ли это?!)

---

20г
"Признания и проклятия":
Мыслитель? Преувеличение...

-------------------

Чосер Джеффри "Кентерберийские рассказы" - не люблю рифмы, поэтому далеко не продвинулся, но вообще , ярко и  остроумно и перевод шикарный (тем не менее, читать не буду - смысла нет)


Рецензии