Самообразование

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.
     —  Джордж Сантаяна



ПРОЛОГ

Иные владеют библиотекой, как евнухи владеют гаремом
        - В. Гюго

У интеллигента не биография, а список прочитанных книг.
       - О. Мандельштам. 


Есть книги - мудрости полны
Ответы в них на все вопросы,
Ответ - поймем лишь только мы,
Лишь только мы, кто книгу спросит.

Ответ быть может зашифрован,
Не очевиден он сперва,
Для тех, кто жизнью подготовлен
Ему ясны будут слова. 

Чтобы ответ для вас был ясен
Очистить надо свой вопрос
От шелухи, чтобы был понятен -
Важней решать вам не пришлось.

Ответ давал оракул в Делфи,
Гадалки с древних самых лет,
Старался Нострадамус верно,
Но в книгах ищем мы ответ.

Какая книга есть для вас
Решать лишь вам, что вам поможет:
Завет иль Библия, Коран,
Война и Мир, иль Гамлет может.





УЧИЛИСЬ ВСЕ МЫ ПОНЕМНОГУ

Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует.
               —  Иоганн Вольфганг Гёте

Учились все мы понемногу,
Но большей частью «не туда».
И часто брали за основу
Рабле и Свифта, и Дюма.

Герои наши - мушкетёры,
Плод лишь фантазии одной
И Гулливер... они основы
Считать - хороший кто, плохой.

Там жизнь в особых ситуациях,
Висишь на шпаги острие
Иль с лилипутами тягаться,
Когда один в чужой стране.

Они - моральная основа
В стране без бога и молитв.
Мы их учили очень строго,
Чтоб быть похожими на них. 

Пусть плод фантазии безумной,
Но близок мне Гаргантюа.    
И пусть клинком махать не умно,
Но наказать за подлость - да!



«Гаргантюа и Пантагрюэль» (фр. La vie tr;s horrifique du grand Gargantua, p;re de Pantagruel) — сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне.




КАК ВОЗНИКАЕТ СВОЁ МНЕНИЕ?

Размышляют очень немногие, но у каждого есть своё мнение.
              - Артур Шопенгауэр

…ничем так не жаль пожертвовать, как своим собственным мнением!
            - Нина Воронель


Как возникает "своё мнение"?
Что от него у нас своё ?
Ведь что-то дало нам учение,
А что-то в генах мы несём.
Чему-то мама нас учила,
Отец нам в чем-то был пример,
И двор - вот это была сила,
Друзья и ветер перемен.
Влияли книжные герои
Особо запрещённых книг,
И жизнь нас била смертным боем
Лишь только оступись на миг.
Для тех, кто знал не по газетам
И видел мир за рубежом,
Формировало нас и это
И вера в лучшее притом.

А в остальном мы это сами,
Своим умом, своей душой...
Убавь звено в формировании
И вариант мог быть другой.





ТО ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Тому, что действительно нужно знать, никто не научит.
     - Оскар Уайльд


Мы что-то взяли от семьи,
Друзей, из школы, института,
Но больше знания пришли
Из нашей жизни, почему-то .

Ни философия, ни книги,
Законов: “можно и нельзя”,
Так не научат, как вериги
И лично пройдена стезя.

Уроках нет в чужих ошибках,
Нам опыт личный подавай.
На личных ссадинах и шишках
О знании жизни урожай.

На шрамах. на пролитой крови,
Потерях жизненных, слезах -
Учиться плавать в жизни море
На персональный риск и страх.




ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать.
       —  Станислав Лем


Есть вещи, что полезно знать,
Как жить, работать, как готовить...
Их аксиомой принимать
Учиться и потом не спорить. 

Есть те, что знать совсем не вредно,
Что расширяют кругозор,
Дадут в компании вам место.
Да, эрудиция не позор.

А есть, что вас безумно тянут
И привлекают глубиной.
Одни нашли в заморских странах,
Другим в науке есть покой.

А есть, что лучше вам не знать -
Без этих знаний лучше спится.
И пусть, что вам не избежать,
Но что случится, то случится.

Есть те, кто с кружкой пива дружит,
Где истина всегда на дне
И водка той же службе служит.
Есть также истина в вине. 

И только вам определить,
Что знать, а что не знать полезно -
Ведь вам с тем знанием надо жить...
Но знать всё очень интересно!





ЧИТАЙТЕ ЦИЦЕРОНА

Если у тебя есть сад и библиотека, то у тебя есть все, что тебе нужно.
          - М. Т. Цицерон

Зачем читать нам Цицерона?
Зачем нам знать, что он сказал?
А ведь он ярость, смех, и стоны
Одним лишь словом вызывал.

Он мог возвысить полководца
До чести выше, чем триумф.
Он был в сенате вроде солнца -
Свет излучал пресветлый ум.

Он жил в эпоху, что важнее
Не знал наш мир с тех давних пор,
Когда все говорить умели
И каждый на язык остёр.

Но Цицерон неповторимый
По слогу и по мастерству,
По знаниям точным, а не лживым
И честный слову и перу.

Он знал в деталях досконально
Всё то, о чём он говорил.
Не повторялся, не банально
Он речь играл, он речь творил.

Он обличал в лицо тирана,
На речь его толпой все шли...
Ветрам открытый был и ранам,
Он знал прекрасно, что грозит.

Рекомендую. Прочитайте.
Там слово каждое горит...
Потом сравните с попугаем -
Тем, кто с экрана говорит.





ЗАУЧИТЬ ИЛИ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ

Трудно по-своему выразить общеизвестные истины.
        - Гораций

Намного легче заучить,
Чем всё понять, переосмыслить,
Но знаниям тогда лишь быть,
Когда научишься сам мыслить. 

Тогда не формулы забор,
А дверь в запретное открыта.
Научных званий перебор
Не испугает и пиита.

Так полноводная река
Из ручейков берёт истоки,
Но первородная вода
Разбавлена дождём эпохи.

Так мысли первой черновик
Доходит глянцевой страницей.
Познать «эврика» - счастья миг
Нам нужно каждому стремиться

Так наши знания всегда,
Поверхностны или глубоки,
Зависят от того труда -
Вложили, чтоб познать их крохи.



НЕ ВСЁ ПРОДУМАНО

Все уже описано, но, к счастью, не обо всем еще продумано.
       - Ежи Лец


Всё то, что сказано другими,
Мы пропускаем чрез себя.
Всё то, что знали и забыли,
В нас остаётся и не зря.

Все наши знания, заботы,
Вся пропаганда прошлых лет,
И детство, школа и работы,
В нас оставляют меткой след. 

На нас влияют предков гены,
Но больше всё же их судьба -
Что в жизни их имело цену,
Освенцим ждал иль Колыма.

Что думают о нас соседи,
Иль собутыльник по пивной,
Продукт эпохи мы последней
Но в каждом мир вселенной свой.

И потому все изречение
В нас отражаются сейчас,
Как в зеркалах кривых сомнения…
Кто сомневался хоть бы раз. 




ЗНАНИЕ-СИЛА

Знание - сила!
Незнание - рабочая сила!
       - Автор в розыске


Умеем мы и знаем больше
Неандертальцев давних лет,
Остались те ж вопросы только:
Кто мы? Зачем есть этот свет?
Нужны ли цели в нашей жизни?
Что плохо есть, что хорошо?
Зачем дана способность мыслить?
И есть ли Высшее Оно?

Мы знаем больше, но не стали
С тех пор нисколько мы мудрей.
Хоть силу грозную создали,
Но нет контроля нас над ней. 
Мы, зная больше, не мудреем,
Не учимся добрее быть.
В войну играем, сатанеем,
А знания - поощряют прыть.

Мы в состоянии уничтожить
Себя и мир, где мы живём,
И знания - силу дают множить
И близко то, чего не ждём.




ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Порой мне попадалась книга
С чужой пометкой на полях;
Чужие мысли, не для вида,
Лишь - выражением себя.

Свои ответы на вопросы,
Свои вопросы на ответ,
Те мысли, что пришли без спроса,
Наития, озарения свет.

Чужой дневник я не читал бы,
Но здесь заметки на полях -
Мне кажется, что знать мне надо,
Что те послания для меня.

Я тоже грешен, оставляю
Свои пометки на полях.
Всё для себя, но твёрдо знаю
В них остаётся часть меня.




ЭПИЛОГ

В соседстве с лихим окаянством
отрадно остаться изгоем,
то сном наслаждаясь то пьянством,
то книжным беспутным запоем.
     - Игорь Губерман


Вся жизнь для нас - открытой книгой.
Для каждого она своя -
Один читает, ищет смысла,
Другой картинки ищет зря.

Не каждый книгу понимает,
Загадки есть и вот - успех
Попался гений - прочитает
И объяснит главу для всех.

Листаем скучно мы страницы,
Страница - день,  глава - как год.
Нам интересно, что случится
И как герой себя найдёт.

Но забываем очень часто
Герои книги - это мы.
Где мы счастливы, где несчастны…
Концов хороших нет, увы.

А книга всё же остаётся
И жизнь - пометки на полях.
Кому моя вдруг попадётся -
Прочтите, я писал для вас.


Рецензии
Обязательно прочтём, раз и полный текст читаем. И от него в восторге пребываем!
Спасибо, уважаемый Оскар!

Игорь Тычинин   23.08.2025 19:47     Заявить о нарушении