Церковь христова. гонения на христиан, ихтис ч. 1

Церковь Христова. Первые символы Христианства. ч.1. Гонения на христиан, ИХТИС.

1. Из истории гонений на христиан.

1.1. Ненависть иудеев к христианам.

Первая половина 1 века христианства характеризуется историками тем, что на государственном уровне римские языческие правители игнорировали молодую религию, исповедавшею, на ряду с иудеями единобожие. Таким образом, самые первые преследования христиан происходили и провоцировались со стороны иудеев, в том числе, в виде доносов и клеветы, требований о расправе над последователями Иисуса, начиная с казни Самого Спасителя. Что касается римских градоначальников, они равноценно презирали и Церковь и синагоги и не вмешивались в религиозные конфликты. «Неприкосновенность первых христиан охранялась невежеством и презрением, и трибунал языческого судьи нередко оказывался самым надежным убежищем против ярости иудейской» (1).


1.2. Гонения на христиан со стороны язычников.

Вспышки жестоких гонений со стороны язычников появились во второй половине 1 века при императорах Нероне и Домициане. «Нерон обвинил христиан в поджоге Рима, произведенном по его собственному желанию. Годы 64–68 были страшные для христиан: их распинали на крестах, зашивали в звериные шкуры и в таком виде отдавали на съедение диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний» (2). На государственном уровне гонения на последователей Христа закончились с изданием первым христианским императором, святым равноапостольным Константином, Миланского эдикта 313 года, который на законодательном этапе уравнял в правах христианство с другими религиями.


2. Первые символы Христианства.
На заре зарождения и распространения Церкви, во времена гонений на христиан со стороны язычников и иудеев первые христиане  использовали зашифрованные знаки, позволяющие единоверцам узнать друг друга. Позже символы Христианства стали сочетаться с крестом.

 
2.1.  Ихтис (рыба) — древнехристианский символ, один из первых символов христианства.

«ИХТИС»* (в переводе с греческого «рыба»)  — древний акроним (аббревиатура, образованная путём обозначения каждой из начальных букв словосочетания) имени Иисуса Христа. Расшифровывается как:«Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Таким образом, акроним имени Иисуса в греческом варианте совпадает со словом «ихтис», т.е., рыба, что является весьма символичным для христиан.


3. Символ рыбы в Новом Завете.

3.1. Рыбы  как символ христианского рода.
 В Притчах Иисус называет рыбами род человеческий, христианский, а невод, захвативших праведников  — Царствием Небесным.
«Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Евангелие от Матфея 13:47–50).


3.1.1. Во время призвания апостолов, бывших рыбаками, на службу Господу Иисус называет их ловцами человеков.
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Евангелие от Матфея 4:18-19).


3.2. Евхаристическое значение рыбы.
Иисус дважды чудесным образом насыщает людей в пустыне рыбой и хлебом.
Первый эпизод. «Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей (Евангелие от Марка 6:41-44).


3.2.1. Второй эпизод. «Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их». (Евангелие от Марка 8:6-9).


3.2.2. Обед Иисуса и апостолов после Его Воскресения «при море Тивериадском» (Евангелие от Иоанна 20:1)
В ту ночь у апостолов был неудачный улов, они не поймали ничего: «Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть» (Евангелие от Иоанна 21:6-11).


4. Ихтис и его наиболее распространенные виды.
Напомним «ИХТИС»* — аббревиатура имени Иисуса на греческом языке, также переводится как «рыба» с греческого языка.

4.1. «ИХТИС»* может быть отдельной надписью на греческом языке.

4.2. Надпись «ИХТИС»* может содержаться внутри рыбы, изображенной  путем соединения двух дуг (верхней и нижней), перекрещенных на конце в виде хвоста. Также вместо надписи, внутри рыбы может быть крест.

4.3. «ИХТИС»* может обозначать изображение рыбы путем соединения двух дуг (верхней и нижней), перекрещенных на конце в виде хвоста без каких-либо надписей внутри.

4.4. «ИХТИС»*  может изображаться, в виде рыбы, которая несет на спине корзину с хлебами и бутылью вина — символ Христа, несущего причастие.

5. Значение для христиан в древности, тайный знак христиан.

Ихтис в древности был тайным знаком христиан. «Это было особенно важно во время гонений — один христианин мог провести на земле дугу, которая сама по себе ничего не означала и не выдавала его гонителям, а другой мог провести такую же дугу, так что получалась рыба — и так братья во Христе узнавали друг друга» (3).



Примечания и библиография

*Формат сайта не допускает греческую аллитерацию.

1. Азбука.ру «Из истории иудейско-римских гонений на христиан», В.А. Мелихов

2. Азбука. ру «История христианской Православной Церкви», протоиерей Сергей Смирнов

3. Журнал Фома. Сергей Худиев «Знак рыбы. О раннехристианском символе Спасителя, дожившем до наших дней» https://foma.ru/authors/hudiev-sergej


4. Кирилица Первые символы христианства: зачем они были нужны. Майя Новик.
5. Новый Завет.

6. Ветхий Завет.


Рецензии