Про Ивана Копейку

Поэма о его видимой и невидимой жизни

«Тёмное слово «судьба» лучше нам будет заменить ясным и определенным выражением – провидение Божие».
Владимир Соловьёв

1.
Пришёл в себя Иван Копейка:
На солнце рядом грелась… змейка.
Он помнил, как припал к пригорку –
На миг увидел змея норку,
А больше ничего не помнил
На тот момент Иван-паломник.
Конечно, так не современно –
Ходить пешком по всей вселенной.

Ходил Иван – ничем не ездил:
Сбивал башмак – умом не грезил;
В пути молился – не мечталось:
Сопровождала его радость.
Ходил местами он святыми
Да всё дорогами простыми:
То занесёт куда-то вдали,
Хотя его предупреждали:
-Ой, не ходил бы ты Копейка –
Судьба! – она, дружок, злодейка.
----------

«Соблюдай пост: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный».
Пастырь Ерма

2.
Голодный сон сморил Ивана,
Хоть на ноге саднила рана;
Прилёг Иван и вмиг задрёмкал,
Под голову сложив котомку.
Пришёл в себя Ванюша вскоре:
Привиделось, что он на море –
Вокруг дельфины в мяч играют
И жемчуга воды сверкают:
-Наверно, я перепостился,-
Три дня назад он причастился:
Ходил на службу в храм Никольский
В нём хорошо: дух полн спокойствий:
Не то, что в области суетной –
Там всё по линии бюджетной
И это чувствуется сразу,
Как будто в дух влечёт проказу…
Ванёк не любит вавилонов
Их разговоров, громозвонов –
Он любит маленькие храмы:
Непринуждён в них дух Иванов.
----------

«Мы знаем только одно, – что дружба Бога и первого человека была настолько сильной, настолько удивительной и неразрывной, что должно было произойти что-то совершенно ужасное, чтобы эта любовь и дружба, превышающие наше понимание человеческое, смогли разорваться».
Архимандрит Тихон (Шевкунов)

3.
На солнце рядом грелась змейка:
Вся, видно, в норке их семейка.
Паломник встал – прошёл немного:
-Кажись, пощусь я слишком строго.
Чуть-чуть бы надо подкрепиться,
Чтобы под кустик не свалиться.
Присел Ванюша под берёзкой –
Из рюкзачка достал что постно,
Хотя был сыр, была колбаска:
Дружочек дал ему, Тараска.
О дружбе говорить всем сложно:
Я говорил бы осторожно,
Но для Копейки просто было –
Его сердечко всех любило,
Ведь на людей смотрел как в чудо –
Ни в ком Иван не видел худа:
Ему и змеи были други,
И птицы, звери, и все люди.
-----------

«Душа имеет мир с Богом, когда имеет мир в себе самой и бывает вся – такою, как угодно Богу, а таковою бывает она, когда имеет мир со всеми людьми, хотя бы и тяжкое переносила от них; но, по незлобию, вовсе не смущается, а все терпит, всем желает добра, всех любит ради Бога и ради естества».
Священномученик Петр Дамаскин

4.
И в детстве он дружил со всеми,-
Сам не имел каких-то мнений,-
Мол, этот лучше, тот похуже,
А с этими держись как вчуже:
Ко всем, ко всем душа лежала –
Со всеми в мирности дышала.
За это Ваню все любили,
Хотя принизить норовили,
Но это так – беззлобно, дружно
И никогда, слышь, равнодушно.
Есть у людей в душе начало,
Что переходит как-то в жало;
Редчайший случай, как у Вани,-
Хранился дух от всякой дряни.
----------

«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества».
Святитель Феофан Затворник

5.
Про дух свой ведалось Копейке –
Ему не нужно телогрейки:
Посредством духа – ищем Бога:
Без духа нам не до порога!
Об этом часто говорила
Бабулечка – внучка любила;
О Боге Ване много пела
Да всё на образа смотрела.
Псалмами забавляла внука:
-Псалтирь – то целая наука!
Когда-то бабка была дева –
В монастыре плела и пела;
Вязала сестрицам носочки
Да оренбургские платочки.
Послушницей была когда-то,
Но так случилось: дед сосватал…
У каждого своя дорога:
В ней свой покой, своя тревога.
-----------

«Что такое внимание к себе? Внимать себе – это значит постоянно, неуклонно бодрствовать над собою, следить за движениями своих мыслей и чувств и всему давать отчет; что плохо, то отвергать, изгонять, укорять себя, а на благоговейных, молитвенных, святых чувствах останавливаться и в них пребывать».
Святитель Иоанн Златоуст

6.
Под синим небом, где придётся
Ванёк Копейка да уткнётся:
На лавке в сквере летом тёплым;
Зимой в каком-нибудь окопе,
Там он найдёт блиндаж-укрытье:
Ну, вот, пожалте – заходите!
Таких окопчиков немало –
Здесь чудо-юдо воевало!
На мины часто наступало
И отступало, отступало…
Иван – паломник: помним это –
Мы не сбиваемся с сюжета,
Но мир снаружи с миром скрытым
Таким нам кажется размытым;
А, вместе с тем, два мира порознь,
Хоть различить их очень сложно.
Пусть Ваня прост и даже очень,
Но отличает день от ночи
И ясно видит зло и нежность,
И грех наружный, да безгрешность.
----------

«Дарования Божии приходят сами собою, если найдут место чистым и нескверным».
Преподобный авва Исаия

7.
Таит Ванюша дары Божьи,
Ведь так легко их потревожить:
Об этом Ваня с детства знает –
Их никому не раскрывает,
Но там, где надо, им не скрыться:
Кто жаждет – есть родник: напиться.
Народ наш русский зол и нежен
И в этом деле он безбрежен!
И берегов не видно чувствам:
Другая крайность – буйства, буйства.
Имейте, чада, осторожность! –
Влияет на душу безбожность.
Копейка сам себя не знает,
Но рассуждает, рассуждает –
Никто не видит труд душевный,
Тем боле, в нас несовершенный:
Грех человеческий гнетущий –
На души давит, проклятущий.
----------

«Невозможно, чтобы Христос пребывал в человеке вместе с грехом. Если вселился в тебя Христос, то умер в тебе грех».
Авва Исайя (Скитский)

8.
Одно Ванюша точно знает,-
Тот любит, кто не согрешает;
Боится согрешить наш странник,
А он избранник, он избранник!
Вчера Ванёк на переходе
Хотел укрыться в непогоде:
Застал и дождь его в посадке.
Где бы укрыться? в плащ-палатке!
У Вани было снаряженье –
Явили воины почтенье:
Набрёл недавно на своё БВУ*,-
Готовились солдаты к Рождеству.
Палатку Ване подарили;
Да обогрели, накормили
И кой чего с собою дали –
Рюкзак надёжный подобрали.
----------
*существуют разные убежища, в том числе быстровозводимые (БВУ)

«Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты…»
Игумен Пахомий (Брусков)

9.
Идёт паломник дальше, дальше:
У Вани пеший путь со стажем –
Он обходил пешком немало,
Бывало, помниться, бывало…
В своих краях ходил немного
Ну, вот: идёт теперь спокойно.
Застал и снег, и дождь в посадке –
Хотел укрыться он в палатке,
Как вдруг увидел норку Ваня
И повлекли его желанья!
Чуть раскопал – открылся ходик:
Куда ведёт? Куда уводит?
Залез Ванюша, дверь большая
Открыл её: -Ох, мать родная!
Фонарик вынул, осветился
И в любопытстве притаился:
Келья, как бы подвал, большая,-
Каморка, явно, что чужая:
Вокруг по стенам полки-полки –
На них продукты, две двустволки;
Буржуйка, ящики: схрон крупный
И спрятан, вишь, ты как! – искусно.
И даже койка раскладная;
Вода в бутылях питьевая.
Открыл Иван военный ящик:
Боеприпас – чужой образчик;
Другой открыл – экипировка:
Ну, брат, вот это маскировка!
Медкомплектов ящик и бельё;
Обувь – чужеземное новьё.
----------

«Давно, когда я был еще в миру, то читал такую повесть: один царь из окна своего великолепного дворца увидел несчастного карлика и, сжалившись над ним, велел слугам привести его. Те позвали карлика и, подведя к высокой мраморной лестнице, ведущей в царские палаты, велели ему подниматься наверх. Карлик прошел одну ступеньку, другую, но на третьей остановился и сел спиной к лестнице, не желая идти дальше. «Вот, – говорил он обиженно, – рассказывали мне, что там, у царя великолепные покои, мягкие кровати, обильные яства, а что выходит на деле? Иди по этому твердому камню, карабкайся со ступеньки на ступеньку... Нет, уж ни за что не пойду, что там ни говорите». И не пошел. Вы, пожалуй, склонны осуждать этого карлика. Ведь если бы он продолжал идти, то непременно дошел бы до царя, и тот наградил бы его по своей милости, а может быть, и совсем оставил бы во дворце, но карлик, по своему великому неразумению, лишился всего этого. Но не спешите осуждать его: этот карлик изображает нас, грешников».
Преподобный Варсонофий Оптинский

10.
Дня два передохну,- подумал,-
В болезни проявив разумность.
Печь растопил и чуть согрелся;
Выбрал бельё – переоделся,
Поел из банки (шрифт заморский)
И лёг в кровать по-командорски.
Уснул мгновенно парень бравый
И снился сон ему кровавый:
Вокруг него свистают пули,
Снаряды рвутся, что есть дури;
Солдаты падают и тают –
Их души в вечность улетают,
А Ваня, стоя на коленях
Возносит ввысь свои прошенья.
Деревья стонут от осколков,
Но вскоре всё вокруг замолкло:
Сияет солнышко лучами,
Мир улыбается цветами.
----------

«Монастыри служат для мирян тихой пристанью от волнений житейской суеты: приезжающие сюда отдыхают и возрождаются духовно, ибо в монастыре течение жизни другое, в сравнении с миром, и это очень успокоительно влияет на приезжающих».
Схиигумен Иоанн (Алексеев)

11.
Проснулся Ваня очень рано
И сразу мысль: «Здесь безотрадно:
Передохнул и, слава Богу!»
Пора паломнику в дорогу:
Обул добротные ботинки,-
В своих уже зияли дырки;
-А может мне переодеться?
«Как враг ты будешь в ней смотреться!»
Услышал голос явно-явно.
-Ну, вот и славно, вот и славно.
Воды налил себе во флягу,-
-Я не кажусь теперь бродягой.
И вылез, Ваня, скрывши норку:
Накрыл ветвями, земли горку.
С ночи снежок покрыл землицу
Нигде не слышно что-то птицу,
Хоть-бы чирикнула какая –
Вон вдалеке клубиться стая.
Идёт Ванёк к другой посадке:
Он держит путь свой по догадке:
«Вот, где-то там будет монастырь».
Достал подарок мамы «Псалтирь» –
Псалом читает Ваня в голос:
В стволах дерев полно осколков.
Окоп – совсем разбитый взрывом;
Сидит солдат с лицом счастливым:
Глаза его открыты в небо;
Не тающие хлопья снега,
Что на лице, что на ресницах –
Окоп земной ему гробница.
----------


«Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небесах, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша – об них. И не только праведники, души которых в руке Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся об нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по Евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает делать, да избегнем мучений вечных».
Антоний Оптинский (Путилов)

12.
Псалтырь достал Иван с котомки –
Читал неспешно и негромко:
Над мёртвым телом слова лились,
А бесы злились, ох, как злились!..

Землёй присыпал Ваня тело:
Уже снежило – было бело.

Душа паломника скорбела:
Душа о павших сожалела,-
Но жизнь земная продолжалась
В умах и сердце отражалась.
----------

«Непрестанно пребывай в молитве и не ослабевай в молитвах. Проси Хранителей, чтобы они были стражами отверстых дверей в членах твоих. Тщательно охраняй семь отверстых дверей, потому что ими вторгаются разбойники, чтобы расхитить убранство души твоей. Да не подстерегает смерть у окон твоих, да не входит в храмины твои; иначе водворится она у тебя и повредит в тебе черты образа, столько любезного Богу. Печатью Святаго Духа запечатаны входы на главе твоей; печатью помазания запечатлены все члены твои. Царь написал на тебе как бы письмо Свое и приложил к нему огненные печати, чтобы не прочли его чужие и не повредили написанного. Не сокрушай царской печати, чтобы не вошли в тебя разбойники. Не снимай печати, чтобы убийцы не погубили тебя вконец».
Преподобный Ефрем Сирин

13.
-Снежинки не таяли в глазах…
А душа теперь на Небесах –
Отрывочные мысли лезли:
Не до вранья тут, не до лести!

В сопливом возрасте он часто наблюдал
И многое по лицам в людях созерцал.

И видел сердце их и чувства
И рассуждал про те искусства.
И как отец глядел на маму,
Как мать впивалась в тётю Клаву,
Когда на праздник в платье новом
Та выходила, крутя локон;
Как тётя Нюся говорила,-
Она душой всегда кривила,-
Жеманилась пред мужиками,
А муж грозился ей вожжами;
Как дядя Вася простодушно
С женою вёл себя послушно;
И многое ещё чего-то
Видел Иван в людском болоте.
----------

«Демоны это властители и творцы ложных мыслей — исчадий тьмы!»
Исаак Сирин Ниневийский

14.
Над лесом зорька просыпалась,
Так Мона Лиза улыбалась:
Тихонько свет идёт сквозь тучки
Вдруг… сияют солнца лучики!
Так мысли Вани просияли –
Хаос в мозгах его замяли:
Он начал медленно молиться,
Чтобы опять в путь дальний влиться.
Следящий за собой увидит:
Мысль мозга – это часто крики!
Шумит рассудок, будто ветер –
Не то, что разум в мирном сердце.
Жужжат бесы: внушают думы
О том, о сём – базар из шума;
А мысли бегают по миру,-
Кознь строит бес, расстроив лиру.
----------

«Бог хочет изменения в мысли. Мысль делает нас и лучшими, и непотребными».
Исаак Сирин Ниневийский

15.
Так полетит душа по смерти:
Над всей земною круговертью
И будет видно – сразу видно
К чему привязан дух был скрытно:
Привязан к Богу или к тверди? –
Властитель Бог или же черти.

У чад душа к чему-то привыкает:
То ввысь летит – в болоте увязает.

У Вани дух привлечен с детства
И только крепнет в этом сердце,
Хотя бесы уж потрудились!
Давно они в мозгах кружились,
Вниманья тот не обращает
Молчаньем ум свой украшает.
----------

«Только в искании Бога и божественного не знай меры и насыщения. Бог еще больше дарует Себя тем, кто приемлет Его. Он Сам жаждет жаждущих Его, непрестанно и изобильно источая Себя им. А если кто богаче в чем-то другом, будь к этому равнодушен».
Святитель Григорий Богослов

16.
Он постоянно ищет Бога:
Сойдёт с духовного порога
И сразу мысль влечётся к Небу:
Его мольба стремится к Свету;
Взор ищет чистоты в нечистом:
В полях, на берегу скалистом,
И даже в мусоре отходов
Находит дух среду восходов:
По этим всходам зреет Ваня,
Забыв про муки и страданья.
----------

«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь и значит страдать за ближних».
Амвросий Оптинский (Гренков)

17.
Страданий жизнь внесла немало:
Всего в судьбе его хватало –
Бывали боли, даже муки:
Всё причислял мудрец к науке.
Мудрец, мудрец! – Бог точно знает
В какую душу что влагает.
Иван Копейка тяготился,
Когда кем в кличке золотился:
Монетка плёвая простая –
Совсем-совсем не золотая.
Так воспринимал себя Иван:
Какой мудрец?! – я есть пацан.
----------

«Случайностей в жизни нет – всё происходит по Божьему промыслу или попускается ради нашего спасения, отражая наше внутреннее состояние и потребности».
Иеромонах Серафим Роуз

18.
Ничто-ничто не есть случайно!
И я задуман изначально,-
Так размышлял Иван Копейка,
У храма сидя на скамейке.
Смотрел, как люди шли со службы
И проницал их скорбь и нужды:
Молился искренне и тихо,
Чтоб Бог избавил их от лиха.
И редко кто из выходивших
Был рад, в себе Христа хранивши.
«Ничто-ничто не есть случайность…»
А люди зрели в нём пристрастность.

И думали: «Вишь! – просит хлыщ себе на водку» –
Кто нехотя бросал деньгу, а кто в охотку.
----------

«Видим, что люди, войдя в баню, омываются от скверн и пороков телесных и выходят из бани чистыми и одетыми в белую рубашку. Так и христиане, войдя в баню святого крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и одеваются пресветлой и драгоценной одеждой правды Христовой, как порфирой царской, и делаются сынами Небесного Царя и наследниками небесного царствия, и выходят оттуда чистыми, святыми, праведными, как говорит им утешительно апостол: Омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».
Святитель Тихон Задонский

19.
На деньги, что собрал при церкви –
Купил Иван Копейка свечки:
Поставил, помолившись, Богу
И Матери в святом чертоге.

Рождественский чертог стоял при церкви –
Всё обрамляли ёлочные ветви.

На внешнего себя Ванюша мало смотрит:
Увидит отраженье в луже – слово бросит:
-Неужто это я? – какой заморыш Ванька!
Увидела бы ты меня, моя маманька,
Наверное, от страха начало б икаться…
Ах, Ваня друг! Хоть как-то надо б соблюдаться!

И вдруг решил: -Пойду ка я сегодня в баньку!
Омою всю свою телесную болванку.

Наукам банным не станем предаваться,-
Чему тут удивляться?
А о крещении своём – не забывайте!
Грех – чистотой по жизни убивайте.

Как важно телу очищенье,
Так исповедь душе важна в спасенье.
----------

«Иные, спрашивающие, как спастись, по получении совета скоро забывают его, потому дело спасения у них не подвигается вперед, и так вся жизнь их проходит в одном лишь желании спастись.
Путь спасения – путь креста, а не вольготной жизни».
Старец Феодосий Афонский

20.
Ум Вани вызревал идеей,
Как же найти пути спасенья?
Клубилась цель в уме невнятно:
Туман рассеялся внезапно!
И всё в уме сформировалось
И голосом в мозгу раздалось:
«Нести тебе придётся службу,
Чтобы спасать людские души,-
Ты знаешь, что душа безсмертна,
Хоть в человеке незаметна».
Иван Копейка сознавался,-
Вопросом интересовался:
Читал когда-то в церкви книжки
И школу посещал мальчишкой,-
Воскресной школа называлась –
Отцом Петром та создавалась,-
В ней о спасенье говорилось
И тема снова пробудилась…
----------

«Самый верный путь ко спасению – следовать примеру и наставлениям святых отцов».
Святитель Феофан Затворник

21.
Идёт Ванюша пешим ходом
На родину – откуда родом.
Разваленными городами:
Своими же – не чужаками!
У нас искони происходит:
Взрывают люди, производят,-
Так соревнуются уменьем –
На всех находит вдохновенье,
Чтоб созидать или чтоб грабить;
Чего любить, чего похабить
И только те, кто верит Богу –
Находят верную дорогу.
Идут по ней, а им мешают
И, даже, часто убивают,
Но не боится Ваня смерти
Среди красивой круговерти.
----------

«Если имеешь в душе дела, достойные ангельского хранения, и ум твой обогащен познанием истины, за добродетели Бог неизбежно приставит к тебе стражей и хранителей и оградит тебя ангелами. Смотри же, какова природа ангелов! Один ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитой».
Святитель Василий Великий

22.
Тревожный путь – идти войною:
Не мирной степью – стезей злою.
Здесь только Ангел твой Хранитель:
В путях войны он покровитель!
Везде, однако, он водитель,
Но здесь он часто и воитель:
Ведет, отдавшегося в руки,
Сквозь поле минное, сквозь муки…
Кто видит в этом подвиг Веры –
Тому ломает все барьеры:
Везде прокладывает тропы
И сквозь шипы, и через толпы
Врагов бесовских, человечьих,
Готовых бить, стрелять, калечить!

Подвижник наш – Иван Копейка
Себя не мнит бойцом армейским –
Идёт сквозь войны и дороги
Без паники и без тревоги.
----------

«Непрестанно сохраняйте в сердце своем имя Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа, и  Господь — сердце, и таким образом два стали едино».
Святитель Иоанн Златоуст

23.
У Вани компас в рюкзачишке:
Играл в «Зарницу» он мальчишкой –
Необходимая вещица,
А без него, что за «Зарница»…
По компасу определялся:
Легко по карте разбирался.
Так шёл по местности упрямо:
Всё прямо неустанно – прямо,
А вслух держал всегда молитву:
«Нигде с молитвой не погибну!»
Идёт, бывало, поле, поле:
Кричи и пой себе в просторе –
От этого какая польза?
Молитва – суть апофеоза!
В мольбе ты Бога прославляешь;
Себя в себе ты изменяешь.
----------

«Выходящий на поприще священства в особенности должен презирать славу, преодолевать гнев, быть исполнен великого благоразумия».
Святитель Иоанн Златоуст

24.
Дошёл Иван без приключений
В свой край родной и без мучений:
К отцу Петру прошёл он сразу
Тот постарел, но чист был разум:
Узнал Ванюшу по наитью:
-Ах, сколько перемен, событий…
Годы минули быстро-быстро…
Готов, Ванюша, быть министром?
Полушутя сказал, полусерьёзно;
Нахмурив брови, глянул грозно:
-Пришла к нам смена фронтовая –
Пора служить, не унывая!

Светла жизнь и, конечно, тёмна –
Закончил путь Иван паломник.
----------

«У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное. Руки Его — обряды Церкви, язык уст Христовых — Евангелие Христа. Очи Его — таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его — Божественная литургия. Все отцы Церкви с восторгом говорят о ней. Блаженный Августин, святой отец Западной Церкви, так восклицает: "Твоя премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека еще более чудные цветы на нивах, но Твою любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии". И вот почему: в литургии Христос отдает Себя верным — Тело Свое и Кровь Свою Животворящую».
Священномученик Серафим (Звездинский)

25.
И начал, Ваня, просвещаться:
Служить учиться и стараться
Во всём похожим быть, как Образ;
И как служить, где молвить возглас –
С утра до вечера трудился:
Мыл пол, служил, читал, молился:
Смирял свой пыл и свою душу –
Бросался ею в жар и в стужу.
Чему в учёбе наберёшься,
Потом служа не ошибёшься!

Суммировал Иван познанья жизни –
Пригодился опыт в цепи событий.
----------

«Духовный подобен орлу, а недуховный – петуху; ум духовного день и ночь поучается в законе Господнем и молитвой восходит к Богу, а ум недуховного привязан к земле или занят помыслами. Душа духовного услаждается миром, а душа недуховного остается пустой и рассеянной. Духовный, как орел, летает в высоте, и душой чувствует Бога, и видит весь мир, хотя и молится в темноте ночи, а недуховный услаждается или тщеславием, или богатством, или ищет плотских наслаждений. И когда духовный встречается с недуховным, то обоим им скучно и тяжело общение».
Преподобный Силуан Афонский

26.
Не избежать сует по жизни:
Ни в беготне или по мысли.

Сам Бог таинственно лишает суеты,-
Никто сам по себе не бросит пустоты!

Душа, по мере очищенья,
Теряет всякое сомненье
И крепнет в правде дух любящий,
Теперь не ложный – настоящий.
Не скучно Ване быть при церкви:
Здесь бы и жил до самой смерти.
----------

«Среди искушений не смущайся. Кто посылает случай к сражению, Тот даст и силы к победе. Будь спокоен духом, уповай на Бога; если Бог за тебя, то кто против тебя?»
Святой праведный Алексей Мечев

27.
Повсюду в землях искушения бывают:
Соблазном всяким наши души наполняют.

Был Ваня опытен немножко:
Уже не в щель смотрел – в окошко!
Вот, искушенье подступает,-
Пустынник чует – не зевает!
Молитвой искус отбивает
И так шагает, да шагает:
И тишина в душе, и сердце –
Там свет сияет будто солнце.

Пустынником именую Ваню –
Всегда готов он к испытанию!
----------

«Единственный правильный вход в мир духов — христианское подвижничество. Единственный правильный вход к чувственному ви;дению духов — христианское преуспеяние и совершенство. Вводит в это ви;дение тех, которые должны войти в него, Сам Бог».
Святитель Игнатий Брянчанинов

28.
В сторожке храма он ночует:
Молитвой ссадины врачует –
В путях своих собрал немало
И как бы в дух вошла усталость…

-Найдём тебе приют, Ванюша,
Где будешь жить и там же кушать.

Пока нашлось, где приютиться – слава Богу!
Есть хлеб, вода, тепло и храм всегда под боком.

Привык Иван к подвижнической жизни:
В ней хорошо! – молиться можно, мыслить.
Правда, при храме чаще нападают бесы:
Давно жил Ваня без психической завесы.
Воспринимал злокозненность без страха,-
И, по словам Кирилла Патриарха:
«Мы сильны духом только тогда, когда мы в единстве с Богом, когда мы молимся, когда мы получаем от Бога ответ. Тогда мы становимся сильными. Господь ограждает наш разум от дьявольских искушений, от притяжения ко злу. Господь помогает нам критически относиться к множеству сигналов, которые обрушиваются на нас из окружающего мира».

Минуло время, когда власы Ванюшины вставали
И били демоны его, и всячески пугали,-
Теперь он относился к ним, как к мухам:
Болтливым цокотухам…
----------

«Сны наибольшей частью бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображения, или еще, как я уже говорил, бесовские над нами наругания и забавы».
Блаженный Диадох, епископ Фотикийский

29.
Паче всего – во снах мудрили бесы:
Такие Ване представляли пьесы!

Понятно дело, бесы надсмехались:
Мечтать и мниться о себе пытались,-
Но если ум с мольбою в сон уходит,
Тогда душа в грезах нигде не бродит.

Хоть не всегда во сне смысл над душою властен,-
Ещё в каких-то проявленьях дух наш страстен.
----------

«Хочешь быть дальше от убийств? Бегай ругательств».
Святитель Иоанн Златоуст

30.
Отец Пётр вскоре подобрал жилище Ване:
Отзывчивы на нужды брата прихожане.

Нашли при доме прихожанки флигель –
Обосновался в нём наш небожитель.

Хозяйка – бабушка Прасковья;
Вот, ей насельник стал подспорьем:
Дворик, где надо убирает,-
В хозяйстве всё он понимает.
Взаимодарит им Владыко –
Церковный парень не барыга,
Ведь, случай был: взяла бабуся
На постой такого гуся…

Да, что там! – люди разные бывают:
Бывает, что хозяев убивают.
----------

«Нужно попытаться вернуть воспоминание о том, что Господь давал. Ведь Бог всегда человеку что-то открывает. Человек не просто становится верующим, начинает жить духовной жизнью, всегда есть какой-то опыт, который остается на сердце. Поэтому стараешься к этому опыту вернуться, вспомнить, отрезвиться, может, открыть места из святых отцов, которые касались души. Господь рядом, и если человек ищет, то Он дает возможность вспомнить и найти какую-то дорожку».
Иеромонах Федор (Силицкий)

31.
Священнослужитель готовил чадо к службе
И Ваня проникался таинством всё глубже.

Особенно врезались поучения
Ясные по форме, – вне обучения:
-Запомни, Ваня, не привыкай к святыне!
В своё время, я был одёрнут! – доныне
Боюсь я к таинству душою охладеть:
Переживаю, как бы к чему не охладеть…

Ване врезались слова отца Петра:
-Ну, что же! – пора служить, Иван! Пора!
----------

Исаак Сирин говорит о том, что б;льшей ценностью перед Богом обладает не тот, кто воскрешает мертвых и обращает в христианство целые города, а тот, кто молча стоит в своем углу и воскрешает свое умершее «я».

32.
Избрал себе отец Иоанн
Свой принцип: на сердце написал:
«Замереть бы мне в углу своём
Под метелью, солнцем и дождём –
Не воображать, а воскрешать
Свою умершую натуру…»

И, может быть, немного грубо
Отдал себе наказ сугубый:
«Трудиться, не покладая рук,
На благо человекам, Богу!»
----------

«Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния Божественной истины...»
Святитель Игнатий Брянчанинов

33.
Отцу Иоанну,- так Ваня именуется теперь,-
Не пережить, не просидеть всю жизнь свою, чтоб без потерь!
Ведь день за днём и ежечасно
мы что-нибудь теряем;
О чём-нибудь да как-то
всё грезим и воображаем.

А наш отец Иоанн, конечно, не мечтатель –
Тем более, что не пророк и не прорицатель.

В свои года стяжал он чистоту и святость;
Какую-то хорошую мечту – крылатость!

В молитве часто примерял он эти крылья,
Но постоянно ощущал своё безсилье.

Так в душу, в ум его вросло простое чувство,
Что Бог нас награждает красотой искусства.

О, высшее Небесное умение художеств! –
На суетное ремесло и дело непохожесть.
----------

«Те, которые в Церкви Божией избираются в духовный сан, не должны ничем отвлекаться от Божественного служения, не должны связываться хлопотами и занятиями мирскими...»
Святитель Киприан Карфагенский

34.
Но вскоре предстояло отцу Иоанну
Поприще, подобно взмыву или фонтану,-
На фронт в Донбасс направлен воин волей Божьей:
Подвижник христовой веры – здесь он нужнее,
Чтоб дух крепить бойцам под опаленной кожей –
Никто в бою от боязливости не дрогнет.
----------

«Дни текут и утекают; часы бегут и не останавливаются; в стремительном течении мир приближается к своему концу».
Святой  Ефрем Сирин

«Время само по себе, по своей природе весьма быстротечно: минуты за минутами, часы за часами, дни за днями, месяцы за месяцами, годы за годами бегут быстро, неприметно, и невозвратно».
Протоиерей Василий Бандаков

35.
Как быстро дни за днём несутся:
Снаряды, мины, дроны – рвутся!

И всякая война имеет характерный след
Среди успехов, триумфов, везенья и побед –
Бывают неудачи, кончины, пораженья;
Волненья и прочие какие-то сомненья.

Как быстро дни за днём несутся:
Снаряды, мины, дроны – рвутся!

Разрушены дома, рабочие посёлки
И взорваны мосты – везде, везде осколки;
Так будто бы играются в войну мальчишки:
Эмблемы, свастики, трезубы, флаги, книжки…

Как быстро дни за днём несутся:
Снаряды, мины, дроны – рвутся!

Горят машины, плавится железо
И сотни тысяч жизней под прицелом;
И темень ночи озаряют вспышки –
Воюет меж собой родня, братишки.

Как быстро дни за днём несутся:
Снаряды, мины, дроны – рвутся!

Жизнь не стоит в заветном месте:
Плывёт вода и дует ветер…
----------

Молитвой испрашивается помощь Божия, привлекается Божие благословение. Будет человек призывать благословение, и придет к нему оно, и наоборот, как сказано: «Не восхотел благословения – и оно удалится от него» (Пс. 108:17).
Никон Оптинский (Беляев)

36.
Душа священника бывает тоже в споре
И плещется волной, и пенится как море;
Движенье мысли на думы набегает
И так мелькает да мелькает…

Отцу Иоанну тяжко улыбаться:
Война не любит сомневаться,
Когда ты видишь воочию врага
И взял его в прицел наверняка –
Стреляй! Иначе он стрельнёт в тебя
Или же в друга да в твоих ребят…

Убить врага благословляет авва: 
Вот страшная баталий правда.
----------

«Священнодействующему нужно быть столь чистым, как бы он стоял на самых небесах посреди тамошних Сил».
Святитель Иоанн Златоуст

«Душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать и просвещать души взирающих на него».
Святитель Иоанн Златоуст

37.
Иерей Иоанн не думал о себе,-
У нас так часто возникают в голове
Картинки о себе в причудливых явленьях:
Желаем на себя навеять впечатленье,
Как будто бы на нас глядят во все глаза
И люди говорят нам лестные слова.

Какие же мы все на самом деле? –
Бываем то темнее, то светлее:
Меняемся в непостоянстве
Во внутреннем своём пространстве.

Отец Иоанн практиковал такое дело,-
Где очень мрачно – светлить, чтоб было бело-бело.
----------

«Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду».
2-е послание Иоанна 1:8

38.
И в этом деланье Иоанн
Наблюдал: не вкрутиться ль обман?

Коварно плутовство! – им бесы правят:
Уж здесь они и так, и так лукавят!

Не зря же верим: Господь велик! –
Поможет в необходимый миг.

Душе моей так говорит Господь,-
В Его словах всегда звучит любовь:
«Я зрю теченье человечьих дум,
Как от грехов уродуется ум;
Бурлиться в смуте совесть, дух кружа,-
Всё это есть твоя душа…»

И много мне понятно в сих словах,
Но не звучат они в людских главах.

Слова, как будто, ум мой обтекают
И прямо в дух и душу попадают…
----------

«Естество души и Ангела не может быть вещественно. Но иное дело естество, иное — образ бытия. Кто не хочет принимать душу без оболочки, тот пусть допускает эту оболочку, но мимо естества души, которое должно быть духовно. Допустив оболочку — тонкую, эфирную, получит форму и останется доволен».
Феофан Затворник

39.
Я не мудрю в себе – не знаю, как о.Иоанн,
Но я боюсь: легко приму какой-нибудь обман.

Потому удобнее не доверять уму, себе –
Неизмеримо доверяюсь внушению Небес!

Вы спросите, как узнаёт душа внушения Небес?
Как отличить: не примешал ли свой обманчик в сердце бес?

Не знаю: давным-давно укоренялось чувство,
Уже давно стараюсь не мыслить я рассудком.

Рассудок – это тела ум и мозг
По функции своей рассудок прост:
Он о земном всегда намерен думать,-
Где, как, чего бы похитрей придумать,
Но чаще мыслит – кого бы обвести?
Какой подвох бы мне изобрести?

А разум – это ум души:
Он любит высоту вершин.
----------

«Каждое доброе, мудрое слово живет в сердцах людских и приносит благие плоды на долгие годы. Всякое злое слово – клевета, ложь, злословие – тоже живет чрезвычайно долго, много лет, вселяется в умы, в сердца и близких, и далеких людей, направляет их мысли, их желания».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

40.
На всех фронтах войны
Один есть плеск волны:
Сознанье духа сводит
В клокотание крови.
И плещется тогда прибой
Одной злобой, одной злобой.

Не знающий агрессий, схваток –
Не слышал таких шуток, матов.

Случается, бойцы злом так доведены –
Житьём, окопным бытом так озлоблены…

Вот здесь им надо слово золотое:
Доброе, не показное – живое.

Отец Иоанн имел такое:
Чистое, душевное, простое.
И таинство свою играло роль
И усмиряло буйство сердца, кровь.
----------

«Не столько умножение имущества, не столько оружие и стены, окопы и другие безчисленные средства могут обезопасить нас, сколько искренняя дружба».
Святитель Иоанн Златоуст

41.
Сосуда грань, от самых детских лет,-
Иванов ум пронзал духовный свет.

Малыш и юноша тот дар не видел –
Далёк от зоркости такой был зритель.

С годами больше понимал себя, как чадо Божье,
Хотя и шёл, как все идущие, по бездорожью.

Особенно любил святых он дружбу –
К ним устремлял и сердце, дух и душу.

От бабушки своей не раз он слышал,
Как воевали воины с вражиной.

Какими стойкими бывали в той борьбе
И оставляли след духовный на земле.

И подражать хотел им чадо
Душой с утра и до заката.
----------

«Не надейся на свои силы, и помощь Божия будет соприсутствовать тебе». Преподобный авва Исаия

42.
У каждого свой мир – свои заботы;
Занятия и разные хлопоты –
На фронте цель у всех одна
И не запутана – ясна.

Хотя там бес и враг змеиться
Масштабно или мелочиться;
И напускает массы неудач –
Он тать, коварный плут и враг, трюкач.

Хотя погода там не сахар,-
Ветра доносят трупный запах,
Но сквозь смущение от мысли –
Мелькает часто чувство Выси.

О. Иоанн в своей молитве тихой –
Пронзает Небеса неслышным криком;
Творца он молит, будто, о житейском,
Но Бог всем помогает Своим действом.
----------

«Без Божия покровительства человек ничто. Велика злокозненность врагов наших, но преимущественнее ограждающая человека помощь Божия; только мы не даем видеть сего очам своим».
Преподобный Ефрем Сирин

43.
О, слепота духовных глаз людского духа –
Не видим мы того, что не коснётся слуха;
И Божьей помощи мы просим редко:
Глаза и слух нам отверзает Церковь.

Не всем, конечно, но тем, кто хочет –
Не прямо, а как бы между строчек.

Война – не только поле боя:
Кто слышит, как сам воздух стонет,
Каким не чхнуть, не продышаться? –
Тем более, не наслаждаться.
----------

Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6: 10).

44.
Вот, глубиной в земле былинной –
Впечатан крест на поле минном…
----------

Июнь – август 2025


Рецензии