Выше облаков
Их страсть – не просто походы с палатками. Это был спортивный горный туризм с его категориями сложности, разрядами и настоящим спортивным азартом. «Почему у нас в крае нет нормальной секции? Почему, чтобы сдать на разряд, надо ехать за тридевять земель?» – бушевал Александр, эколог по профессии и альпинист по призванию. Так родилась идея: создать местное отделение Федерации альпинизма и спортивного туризма России и открыть клуб «Тропа».
Год упорной работы: согласования, поиск тренеров (нашли пенсионера-инструктора союзных времен), аренда подвала под «штаб» (бывший овощной склад, пахнувший мышами и луком ). Их детищем стал ежегодный Открытый Фестиваль горного туризма и альпинизма «Восхождение». Скромный по меркам столицы, но для Читы – глоток свежего воздуха. Сотня участников со всего края, мастер-классы, соревнования на ближних скалах, вечер у костра с гитарой Ильи. Саша был мотором: организовывал маршруты, договаривался с МЧС, писал бесконечные бумаги.
И вот, за месяц до третьего «Восхождения», случилось то, что Александр считал предательством собственного тела. Во время тренировочного сбора, отрабатывая технику спасения в трещине с новичком, он оступился. Глухой щелчок, жуткая боль, и мир сузился до белого гипса на правой ноге.
Первые дни – ступор. Лежа на диване в своей «хрущевке», Саша смотрел на карту маршрутов фестиваля, приколотую к стене. Звонки от участников, вопросы волонтеров, тревожные сообщения от спонсоров: «Александр, вы уверены, что фестиваль состоится без вас? Вы же болеете…» – все это обрушивалось на него, как лавина. Уныние было густым и липким, как смок над городом. «Все, конец. «Восхождение» не случится. Клуб закроется», – шептал он в подушку.
Но друзья не сдались. Илья, веселый продажник с даром убеждения, и Жора, немного рассеянный, но гениальный IT-шник, ворвались в его квартиру с пиццей и решимостью.
«Сашка, ты же всего лишь ногу сломал!» – огорошил Илья, разворачивая ноутбук. «Лежи, командуй. Мы – руки и ноги. Вернее, я – язык, Жора – мозги, а ты – душа проекта».
Они впряглись. Илья дневал и ночевал в «штабе», уговаривая, клянча снаряжение в аренду, улаживая проблемы. Жора, забыв про сон, делал сайт фестиваля, рассылал письма, сводил бюджет. Но скоро стало ясно: энтузиазма мало. Старые спонсоры отказывались, аренда поляны под лагерь взлетела в цене, не хватало средств даже на призы и пайки для волонтеров. «Тропа» висела над финансовой пропастью.
Однажды вечером, сидя у Саши (Илья жевал котлету, принесенную мамой Жоры, а Жора чинил сломавшийся проектор), Жора ткнул пальцем в экран ноутбука: «Смотрите! ГОК «Сибирь» объявил конкурс социальных проектов «Сибирские замыслы». Проект победитель станет инвестиционной инициативой «Сибири».
«ГОК? Да они ж горы ковыряют, как кроты!» – возмутился Илья.
«А что, если… – Саша медленно поднял голову, в глазах зажегся знакомый огонек. – Если мы покажем, что наш фестиваль, наш клуб – это не просто развлечение? Что мы воспитываем любовь к горному туризму, учим безопасности, привлекаем молодежь к спорту, здоровому образу жизни и экологии? Нашим проектом мы открываем каждому возможность нести социальную ответственность перед городом и краем!
Идея была дерзкой. Надо было не просто подать заявку, а создать целый бренд. За три бессонные ночи они, как одержимые, рожали брендбук фестиваля «Восхождение». Жора, вдохновленный, нарисовал логотип – стилизованная вершина, обвитая лентой с надписью «Выше Облаков». Илья написал текст, полный пафоса, но искреннего: про преодоление, про дружбу, про то, что настоящие вершины – в сердце. Саша, прикованный к дивану, выверял каждую цифру, каждую цель.
Они вложили в презентацию клуба и фестиваля всю душу.
День защиты проекта в шикарном офисе ГОКа «Сибирь» стал испытанием. Александр, бледный, на костылях, с гипсом, разрисованным фломастерами (Жора изобразил на нем флаг альпинистов), представлял стратегию. Илья парировал каверзные вопросы комиссии с обаятельной улыбкой. Жора запустил крутую 3D-визуализацию фестиваля, от которой даже строгие лица членов жюри смягчились. В финале Саша, опираясь на костыли, сказал тихо, но так, что услышали все:
«Мы учим не просто завязывать узлы и ставить палатки. Мы учим подниматься и преодолевать себя. Находить опору в друзьях. И видеть широту этого мира с высоты. Дайте нам шанс показать желающим «Тропу» к «Восхождению»».
Тишина. Потом – аплодисменты.
Через неделю в штабе клуба раздался звонок: «Ваш проект «Фестиваль «Восхождение» как центр развития горного туризма» победил в конкурсе социальных проектов «Сибирские замыслы». Поздравляем - Вы стали инвестиционной инициативой ГОКа «Сибирь».
Радость была оглушительной. Но главный сюрприз ждал их на встрече с гендиректором ГОКа. «Генеральный» оказался мужчина с умными, усталыми глазами, протянул им папку со словами: «Договор на инвестиционную программу вашего проекта. Но мы хотим большего. Мы хотим создать Фонд развития спортивного альпинизма и горного туризма «Тропа». Он станет частью нашей программы КСО. Вы – его ядро. Зарплаты, стабильное финансирование и своя база в горах. Что скажете?»
Друзья переглянулись. Фонд – это возможность расти, развиваться, сделать горный туризм доступным для сотен людей. Это спасение их мечты.
«Мы – «за», – твердо сказал Александр. – Но с одним условием. Наши учебные маршруты – вне зоны вашей добычи. И мы проводим там экологические десанты».
Директор улыбнулся: «Договорились. Считайте, наш совместный фонд «Тропа» – не просто пиар, а некоммерческое лицо ГОКа «Сибирь».
«Восхождение» того года прошло с небывалым размахом. Людей было намного больше, чем в прошлые года. Александр, все еще на костылях, но в новой фирменной ветровке с логотипом фонда, руководил центром управления. Илья вещал в микрофон. Жора ликвидировал мелкие техногенные катастрофы с ревом генератора. А вечером у мангала, когда гитара переходила из рук в руки, друзья пели свою любимую походную песню.
«Ничего, Саш, к следующему «Восхождению» нога срастется», – хлопнул его по плечу Илья.
«Главное, что наше дело – выжило. И взлетело», – добавил Жора, поправляя кепку .
Александр смотрел на фото с фестиваля, где сотни участников, затем на темные силуэты гор на фоне закатного неба. Он чувствовал легкий зуд под гипсом – нога заживала. Его грела мысль о том, что их общие проекты – клуб, фестиваль , тоже встали на ноги. Благодаря друзьям. Благодаря упорству. Благодаря дружбе, упорству и вере в лучшее.
«Выше облаков, ребята, – уверенно сказал Саша, поднимая кружку с чаем. И остальные поддержали его, подняв свои кружки вверх.
Свидетельство о публикации №125082200749