Голоса гор

 Поэтическая коллекция "Голоса гор"
*По мотивам фотографий Татр и Карпат*

---

*Есть места на земле, где душа человека прикасается к вечности. Горы — одно из таких мест. Они говорят на языке, который старше слов, и каждый понимает их по-своему. Эта коллекция — попытка перевести безмолвную речь вершин на разные поэтические языки, от классического русского стиха до современного верлибра, от японских хайку до польской горной лирики.*

---

 I. Классический цикл
*"Российская горная лира"*

 1. "Татранские высоты"

Над миром возвышаясь величаво,
Хребты уходят в синеву небес,
Где облака плывут неторопливо,
А ветер шепчет тайны древних мест.

Здесь травы пожелтевшие колышет
Дыханье гор, прохладное, как сталь,
И сердце в тишине покоя слышит
Мелодию, где радость слита с печалью.

По склонам стелется туман густой,
Скрывая в дымке дальние вершины,
А солнце, пробиваясь сквозь покой,
Рисует золотые паутины.

Здесь каждый камень помнит звук копыт
Коней, что мчались в битвах и походах,
А эхо старых легенд до сих пор бродит
По тропам в горных сводах.

О путник! Остановись на миг
И взглядом обними простор бездонный —
В нем отражается небесный лик,
В нем слышен зов страны исконной.

Пусть годы пролетят, как птичий клин,
Пусть мир изменит лик свой переменный —
Но будут вечно Карпаты стоять,
Татранский хребет нетленный.

 2. "Карпатская элегия"

Когда на западе погаснет день
И горы окунутся в полумрак,
Ложится на долины синяя тень,
А в небе загорается маяк.

Звезда за звездочкой выходит в путь
По млечному небесному шоссе,
И кажется, что можно дотянуться
До самой дальней точки в высоте.

Здесь ночь не так пугает, как в городах —
Она полна дыханья и покоя,
И в каждом шорохе, в любых ветрах
Звучит мелодия покоя.

О горы! Вы — мои учителя,
Вы учите терпенью и молчанью,
Вы показываете, как земля
Стремится к небу в вечном ожиданьи.

 3. "Утро в горах"

Рассвет приходит медленно и странно:
Сначала гребни окунает в медь,
Потом лучи скользят по склонам плавно,
И день начинает петь.

Туман встает из логов, словно призрак,
И тает в первых солнечных лучах,
А где-то высоко орлиный визг
Рождается в небесных облаках.

Проснулся мир — и каждая травинка
Дрожит росой на кончике своем,
И кажется, что каждая соринка
Освящена небесным огнем.

*Классический стих — это фундамент русской поэзии. Здесь, в торжественности четырехстопного ямба, слышится эхо Пушкина и Лермонтова. Горы становятся символом вечности, противопоставленной суете мира. Рифма звенит, как горное эхо, отражая красоту и величие природы.*

 II. Авангардный цикл
*"Деконструкция пространства"*

### 1. "Геометрия высот"

ГО-РЫ
    разрезают
         небо
              на
                треугольники

облака/плывут/по/ребрам/мира

ВЕТЕР=
       скорость+тишина
              ;
           бесконечность

тропа:
    ;;;;;;;
    ;шаг 1;
    ;;;;;;;
         ;
    ;;;;;;;
    ;шаг 2;
    ;;;;;;;
         ;
    ;;;;;;;
    ;;    ;
    ;;;;;;;

 2. "Кубистские Карпаты"

Я
    ВИЖУ
         горы
              одновременно:
                сверху
                сбоку
                изнутри

хребты
    раскладываются
                на плоскости:
                зеленая
                коричневая
                синяя
                белая

ВРЕМЯ
     здесь
          кристаллизуется
                в
                геологические
                слои

 3. "Футуристический манифест горных вершин"

ДОЛОЙ романтику альпийских лугов!
МЫ ВОСПЕВАЕМ:
   - динамику тектонических плит
   - скорость ледникового движения (0,5 м/год)
   - революцию высотной поясности!

ГОРЫ = машины по производству кислорода
ВЕТЕР = двигатель внутреннего сгорания атмосферы
ТИШИНА = индустриальная пауза перед грохотом лавин

Мы требуем:
; Ускорения эрозионных процессов!
; Электрификации всех вершин!
; Интернета для горных козлов!

*Авангард не признает границ. Он взрывает привычные формы и создает новые. В горах авангардист видит не романтический пейзаж, а геометрию пространства, динамику геологических процессов, революцию форм. Здесь слово становится визуальным элементом, а стихотворение — инструкцией по деконструкции реальности.*

**"Карпатская медитация"**

Между землей и небом —
только ветер
и бесконечность взгляда.

Горы молчат
на языке столетий,
а облака читают
их каменные строки.

Здесь время течет иначе:
медленно,
как тень от облака
по склону.

Я иду по тропе,
протоптанной тысячами ног,
и чувствую под подошвами
пульс древней земли.

Трава шуршит секретами,
которые знают только горы:
о том, как рождается утро
в складках долин,
как звезды касаются вершин,
как молчание становится
самой чистой молитвой.

Воздух здесь разреженный —
каждый вдох
как глоток
вечности.

А внизу, где-то далеко,
суетится мир людей,
не подозревающий,
что здесь, на высоте,
время остановилось,
чтобы послушать
как дышат горы.

 3. Акмеистский стиль (четкие образы)

**"Горный пейзаж"**

Камень. Трава. Облако над головой.
Тропа петляет между кочек.
Ветер несет запах полыни
и дальних снегов.

В складках долин прячется эхо —
голоса тех, кто шел здесь прежде.
Горы помнят каждый шаг,
каждый взгляд в небо.

Серый гранит. Зеленый мох.
Белые барашки облаков
цепляются за острые пики.
Высота — две тысячи метров.

Рюкзак на плечах весит точно десять кило.
Ботинки стоптаны о каменистые тропы.
Термос с чаем остыл.
Компас показывает север.

Жаворонок взлетает из-под ног —
крапинка в синеве.
Его трель — единственный звук
в этой громкой тишине.

Солнце клонится к западу.
Тени удлиняются.
На востоке уже темнеет —
там завтра будет рассвет.

Спускаться нужно до темноты.
Но пока —
стоять и смотреть,
как мир расстилается внизу
картой без границ.

 VI. Символистский цикл
*"Мистерии вершин"*

 1. "Алхимия высоты"

В лиловой дымке сна
плывут хребты-призраки,
и каждый камень здесь —
зашифрованное слово.

Туман читает заклинанья
над спящими долинами,
а горы дышат глубоко,
как древние драконы.

Здесь живет иная музыка —
не для слуха, а для души:
симфония ветров в ущельях,
арии облачных теней,
хорал молчащих вершин.

В изумрудных травах
скрыты письмена судьбы,
а в изгибах горных троп —
лабиринты мистерий.

Солнце — это око Бога,
смотрящее сквозь облачную вуаль,
а каждый луч — его перст,
благословляющий камень и плоть.

Душа здесь становится прозрачной,
как горный воздух,
и видит то, что скрыто
от глаз долинных жителей:

как ангелы пасут облака
на небесных лугах,
как горы молятся беззвучно
на древнем языке камня,

как в каждом дуновении ветра
слышится имя Творца,
а в каждой травинке
дрожит отблеск вечности.

 2. "Герметический пейзаж"

Гора — это перевернутый корень
мирового древа,
уходящий в небо
вместо земли.

Облако — мысль Абсолюта,
материализовавшаяся
в водяном паре
и ветре.

Тропа — змея познания,
ведущая от мира явлений
к миру сущностей,
от множества к единству.

Камень под ногами —
кристаллизованное время,
застывший стон
первозданного хаоса.

Тишина — не отсутствие звука,
но присутствие
нерожденного Слова,
ожидающего своего часа.

Высота — не расстояние,
но степень близости
к источнику
всех источников.

 3. "Мистическое восхождение"

На первой террасе души
я оставил желания,
тяжелые, как свинец.

На второй —
отбросил страхи,
липкие, как смола.

На третьей —
расстался с именем,
с историей, с возрастом.

На четвертой —
забыл слова,
стал безъязыким,
как камень.

На пятой —
перестал быть "я",
стал частью ветра,
облака, горы.

На шестой —
исчез последний наблюдатель.
Остался только взгляд
без смотрящего.

На седьмой —
и взгляд растворился
в том, на что смотрел.

Остались только горы,
которые не знают,
что они горы.

*Символизм видит в каждом явлении отблеск иного мира. Горы здесь — не просто геологические образования, но символы духовного восхождения, алтари природной мистерии, места, где тонкая грань между материальным и духовным становится особенно проницаемой. Каждый образ многослоен, каждое слово — ключ к тайне.*

---

 VII. Современный разговорный цикл
*"Без фильтров"*

 1. "Просто горы"

Стоишь на вершине —
и вдруг понимаешь:
все суетное там, внизу,
а здесь только ты и ветер.

Горы не врут.
Они просто есть —
массивные, честные,
без лишних слов.

И хочется остаться,
раствориться в этой
бесконечной простоте
неба и камня.

Мобильный не ловит.
И это прекрасно.
Никто не достанет тебя
своими проблемами.

Здесь можно просто дышать
и не думать о дедлайнах,
о счетах за квартиру,
о том, что скажут люди.

Ноги устали?
Ну и что.
Усталость здесь — другая,
честная, заработанная.

Спустишься вниз —
и снова закрутит,
затянет в воронку
городской суеты.

Но что-то изменится.
В глубине души
останется этот воздух,
эта тишина,

это знание,
что где-то есть место,
где можно быть
просто собой.

Без масок,
без игр,
без притворства —
только ты и горы.

И горы принимают тебя
таким, какой есть.
Они видели всех:
королей и нищих.

Для них ты —
просто человек,
который пришел
послушать тишину.

 2. "Разговор с горой"

— Гора, ты не устаешь стоять?
— А ты не устаешь бегать?

— Но я живой, а ты — камень.
— Кто сказал, что камень не живой?

— Ты ведь ничего не чувствуешь.
— Я чувствую каждый твой шаг.

— Тебе не скучно одной?
— Я никогда не одна. Во мне живут ветер, дождь, снег, звезды.

— А люди?
— Люди тоже. Вы приходите и уходите, но что-то от вас остается.

— Что именно?
— Ваше удивление. Ваша радость. Иногда — ваши слезы.

— И что с этим всем происходит?
— Это становится частью меня. Я расту не только вверх, но и внутрь.

— А когда тебе грустно?
— Когда люди проходят мимо, не замечая. Когда смотрят на экран вместо неба.

— Что бы ты хотела им сказать?
— Поднимите глаза. Я здесь. И я вас жду.

 3. "После спуска"

В машине включил музыку —
режет слух.
Привык к тишине.

В городе —
все слишком быстро,
слишком много,
слишком громко.

Люди спешат,
смотрят в телефоны,
не видят неба.

А у меня в голове
еще звучит ветер,
еще стоит перед глазами
панорама с вершины.

Завтра на работу.
Совещания, отчеты,
дедлайны.

Но теперь я знаю:
это не навсегда.
Горы никуда не денутся.

Они ждут.

И когда станет
совсем невмоготу,
я вернусь
за своей порцией
неба.

*Современная разговорная поэзия — это честность без прикрас. Здесь горы говорят простым языком с простым человеком. Никаких возвышенных метафор — только то, что чувствует каждый, кто хоть раз поднимался в горы. Это поэзия узнавания: "Да, именно так и было".*

---

 VIII. Хайку — дзен-сад из слов
*"Времена года на вершине"*

 Весенний цикл

Горный хребет спит.
Облака — белые птицы
над зеленым сном.

Первые цветы
пробиваются сквозь камень —
упрямство красоты.

Снег на вершине тает.
Ручейки поют песни
о скором лете.

Летний цикл

Ветер в траве шепчет:
"Вечность начинается
здесь, на вершине".

Жаворонок поднимается
выше облаков —
небо зовет небо.

Полдень. Тишина.
Даже горы притихли,
слушая солнце.

 Осенний цикл

Тишина гор.
Только сердце отсчитывает
мгновения покоя.

Желтые листья
падают на тропу —
письма от уходящего лета.

Туман поднимается.
В белой пустоте
исчезаю и я.

 Зимний цикл

Снег на вершинах —
седина мудрых великанов,
видевших все.

Лед на камнях.
Мои следы — единственная
подпись на белой странице.

Мороз рисует узоры.
Дыхание становится видимым —
душа выходит наружу.

Вечные хайку

Утренний туман
стирает границы миров —
остается только дух.

Камень под ногами
помнит прикосновение
первого человека.

Облако плывет.
Его тень скользит по склону —
время становится видимым.

Высота.
В разреженном воздухе
мысли обретают ясность.

Горная тропа
ведет не только вверх —
но и внутрь себя.

Ветер унес
последние сомнения.
Остался только путь.

Солнце за вершиной.
Длинные тени ложатся
на душу странника.

В горах нет
ничего лишнего —
даже одиночество здесь к месту.

Эхо моих шагов
возвращается измененным —
это уже не я.

*Хайку — это поэзия мгновения, схваченного на лету. В трех строках умещается целая вселенная чувств и смыслов. Японская форма удивительно подходит горам — они тоже говорят немногословно, но глубоко. Каждое хайку — это остановленное время, один вдох вечности.*

---

*В горах обостряется особое чувство — чувство масштаба. Внизу, в городе, мы живем в мире человеческих размеров: дома, улицы, парки. Здесь же человек вдруг понимает свое место в огромном мире. И это не принижает — это освобождает. Освобождает от иллюзии собственной важности и дает взамен чувство принадлежности к чему-то большему, чем личные заботы.*

6. Хайку (японский стиль)

Горный хребет спит.
Облака — белые птицы
над зеленым сном.

Ветер в траве шепчет:
"Вечность начинается
здесь, на вершине".

Тишина гор.
Только сердце отсчитывает
мгновения покоя.

Утренний туман
стирает границы миров —
остается только дух.

Камень под ногами
помнит прикосновение
первого человека.

Облако плывет.
Его тень скользит по склону —
время становится видимым.

Высота.
В разреженном воздухе
мысли обретают ясность.

Горная тропа
ведет не только вверх —
но и внутрь себя.

Ветер унес
последние сомнения.
Остался только путь.

Солнце за вершиной.
Длинные тени ложатся
на душу странника.

В горах нет
ничего лишнего —
даже одиночество здесь к месту.

Эхо моих шагов
возвращается измененным —
это уже не я.

 7. Романтический стиль

**"Зов вершин"**

О, Карпаты! Татры! Исполины!
Ваши склоны — лестницы к мечте,
Где среди небесной паутины
Душа находит благодать в высоте.

Здесь каждый камень — древняя легенда,
Каждый ветер — песня о свободе,
И сердце бьется в унисон со вселенной
В этом храме, созданном природой!

Как сладостно душе среди вершин
Забыть о бренности земного мира,
Где суета сжимает грудь тисками,
А здесь — простор для благородных мира!

О, дивный край! Твои хребты как волны
Застыли в мраморе времен,
И каждый пик — как факел, гордый, полный
Огня небесных вдохновений!

Здесь дух мой, словно орел могучий,
Парит над пропастью веков,
И в каждом облаке плывучем
Читает письмена богов.

Пусть в мире правят страсти низкие,
Пусть золото слепит глаза людские —
Но есть места, где души близкие
К истокам бытия восходят!

Татры! Карпаты! Вечные стражи!
В ваших объятиях суровых
Душа очищается от скверны
И обретает силы новые.

Когда спущусь в долину я,
Где люди мечутся в неволе,
Я унесу с собой сиянье
Вершин, познавших божью волю.

И в сердце будет вечно литься
Тот свет, что здесь я обретал,
Где научился я молиться
Без слов — лишь сердцем и душой.



Голоса гор - Продолжение
*Поэтическая коллекция по фотографиям Татр и Карпат*

---

IX. Польский горальский цикл
*"Tatrza;skie (Tatrzanskie) pie;ni(piesni)" - "Татранские песни"*

 1. G;ralska(Goralska) ballada

W Tatrach wysokich, gdzie or;y mieszkaj;,
Gdzie chmury bia;e po szczytach w;druj;,
Tam serce g;rala szcz;;cie znajduje,
A dusza leci hen, w niebo b;;kitne.

Hej, g;ry, g;ry, moje kochane!
Wasze szczyty ;niegiem pokryte,
Wasze doliny zieleni; tkane,
To m;j dom, to moja ;wi;to;;!

Po ;cie;kach g;rskich id; powoli,
S;ucham jak wiatr w trawie szumi,
A w sercu czuj; t; wielk; wolno;;,
Co tylko w g;rach si; narodzi;a.

Kiedy s;o;ce zachodzi za Giewontem,
A gwiazdy ;wiec; jak g;ralskie oczy,
;piewam pie;; o tatrza;skim amorze,
O mi;o;ci czystej jak g;rski potok.

(W Tatrach wysokich, gdzie orly mieszkaja,
Gdzie chmury biale po szczytach wedruja,
Tam serce gorala szczescie znajduje,
A dusza leci hen, w niebo blekitne.

Hej, gory, gory, moje kochane!
Wasze szczyty sniegiem pokryte,
Wasze doliny zielenia tkane,
To moj dom, to moja swietosc!

Po sciezkach gorskich ide powoli,
Slucham jak wiatr w trawie szumi,
A w sercu czuje te wielka wolnosc,
Co tylko w gorach sie narodzila.

Kiedy slonce zachodzi za Giewontem,
A gwiazdy swieca jak goralskie oczy,
Spiewam piesn o tatrzanskim amorze,
O milosci czystej jak gorski potok.)

2. Nad Morskim Okiem

Jezioro ;pi w g;rskiej kotlince,
Odbija niebo w swej tafli czystej,
A ja siedz; na kamiennej ;awce,
Ws;uchany w g;rsk; cisz;.

Tutaj czas p;ynie inaczej,
Tutaj serce bije spokojniej,
Tutaj dusza si; otwiera
Na wszystko, co prawdziwe.

O, Tatry! Wy mnie nauczyli;cie,
;e pi;kno nie potrzebuje s;;w,
;e prawda mieszka w prostocie,
A szcz;;cie — w g;rskim powietrzu.


(Jezioro spi w gorskiej kotlince,
Odbija niebo w swej tafli czystej,
A ja siedze na kamiennej lawce,
Wsluchany w gorska cisze.

Tutaj czas plynie inaczej,
Tutaj serce bije spokojniej,
Tutaj dusza sie otwiera
Na wszystko, co prawdziwe.

O, Tatry! Wy mnie nauczyliscie,
Ze piekno nie potrzebuje slow,
Ze prawda mieszka w prostocie,
A szczescie — w gorskim powietrzu

 3. ;emkowski(Lemkowski) wspomnienie. Лемковський пам'ять

*(о Карпатах на лемковском диалекте)*

На тых горах, што сне снежком крыты,
Жили наши деды, жили прадеды,
И хлопцы на полонинах пасли,
А дївки цвіты рвали.

Тепер уже нас там нема,
Порозійшли ся по світі,
Але горы нас пам'ятают,
І вітер наше імя носит.

Карпатские вершины,
Зелені полонини,
Vy сте наша родина,
Наша молитва щодення.

І колісь, як прийде час,
Повернем ся до вас,
До тых гор, што нас родили,
До земли, што нас вскормила.

*Перевод:*
*На тех горах, что снегом укрыты, 
Жили наши деды, жили прадеды, 
И парни на полонинах пасли, 
А девушки цветы рвали.*

*Теперь уже нас там нет, 
Разошлись по свету, 
Но горы нас помнят, 
И ветер наше имя носит.*

*Карпатские вершины, 
Зеленые полонины, 
Вы наша родина, 
Наша ежедневная молитва.*

*И когда-то, когда придет время, 
Вернемся к вам, 
К тем горам, что нас родили, 
К земле, что нас вскормила.*

---

 X. Экспрессионистский цикл
*"Крик камня"*

 1. "Деформация пространства"

ГОРЫ ПЛАВЯТСЯ!!!
небо течет по склонам
синей краской,
облака — белые раны
на теле атмосферы!

Я стою на краю мира,
где геометрия сходит с ума:
линии изгибаются,
углы кричат,
перспектива рвется
на части!

Мои глаза — два прожектора,
высвечивающие
безумную красоту
искореженного пространства.

Ветер — это не ветер,
это ВИЗГ тектонических плит,
это СТОН поднимающихся масс,
это ВОПЛЬ кристаллизующегося времени!

Горы не стоят —
они РВУТСЯ ввысь,
как застывший крик земли,
как окаменевший экстаз!

 2. "Психопейзаж"

Мои нервы натянуты
между вершинами,
как провода высокого напряжения.

По ним бегут импульсы:
синий-белый-зеленый-страх-восторг-боль-радость!

Внутренний ландшафт
накладывается на внешний:
мои эмоции
проецируются на горы,
а горы вползают
в мои легкие.

Дышу не воздухом —
дышу раскаленным металлом высоты!
Сердце бьется не в груди —
бьется в толще гранита!

Я не смотрю на горы —
я ПРОРАСТАЮ сквозь них
корнями сознания!

 3. "Апокалипсис красоты"

Когда красота достигает
критической массы,
она взрывается!

И тогда горы становятся
не горами,
а ИДЕЕЙ гор,
выжигающей сетчатку!

Облака превращаются
в диких ангелов,
терзающих небо
когтями света!

Тишина ОРЕТ
так громко,
что лопаются барабанные перепонки
души!

А я стою посреди этого
космического бедлама красоты
и понимаю:
мир слишком прекрасен,
чтобы в него поверить!

---

 XI. Сюрреалистический цикл
*"Сны горных духов"*

 1. "Горы-часы"

В этих горах время течет вспять:
с каждым шагом вверх
я молодею на тысячу лет.

На вершине мне три года,
и я смотрю на мир
глазами первочеловека.

Облака — это овцы,
пасущиеся на небесном лугу,
а солнце — пастух с золотым посохом.

Камни разговаривают на языке
геологических эпох.
Я понимаю каждое слово:
"Юра... Мел... Третичный период..."

Тропа превращается в змею,
которая ведет меня
в собственное прошлое.

 2. "Метаморфозы"

Я снимаю кожу усталости
и вешаю ее на ветку
несуществующего дерева.

Теперь я — чистая энергия,
блуждающая между мирами.

Горы оказываются
спящими великанами:
я вижу их веки,
их медленное дыхание,
их сны о летающих рыбах.

В кармане у меня —
звездочка, подаренная
ребенком-облаком.

Она светится и шепчет:
"Не забудь меня,
когда спустишься
в мир прямых линий".

 3. "Алиса в горной стране"

Гусеница-туман сидит на грибе-скале
и курит трубку из тумана:
"Кто ты?" — спрашивает она.

"Не знаю, — отвечаю я. —
В городе я был человеком,
но здесь, кажется,
превращаюсь в ветер".

Чеширский кот-эхо
улыбается невидимо:
"Все здесь с приветом,
иначе как бы ты сюда попал?"

Карты играют в людей:
красные дамы танцуют
на альпийских лугах,
короли считают облака.

А Алиса-я проваливается
в кроличью нору высоты
и попадает в страну,
где все возможно.

---

 XII. Мистический реализм
*"Обычные чудеса"*

 1. "Разговор с облаком"

Облако остановилось надо мной
и заговорило голосом
моей покойной бабушки:

"Внучек, что ты здесь делаешь?
Дом-то далеко".

"Ищу себя, бабушка".

"А что, потерялся?"

"Да нет, просто... хочу понять,
кто я такой".

"Ох, глупенький.
Посмотри на горы —
они ведь не спрашивают,
кто они.
Они просто стоят и радуются,
что существуют".

Облако дрогнуло
и поплыло дальше,
а я остался стоять,
понимая, что бабушка права.

 2. "Камень-рассказчик"

Присел отдохнуть на придорожный камень,
а он вдруг и говорит:

"Слушай, человек, хочешь историю?
Я тысячу лет здесь сижу,
всех видел, все помню.

Вот по этой тропе шел король,
бежал от врагов.
А вот — влюбленные,
им было не до войны.

Проходили пилигримы
с молитвами на устах.
Проходили разбойники
с ножами за поясом.

Все они думали,
что спешат по важным делам.
А я сидел и знал:
самое важное дело —
просто быть".

Встал я с камня,
поклонился ему
и пошел дальше,
но уже не спеша.

 3. "Святая простота"

В этих горах живет святой.
Не в монастыре — прямо в воздухе.

Его не видно, но чувствуешь:
воздух становится плотнее,
дышать — легче,
а в груди что-то светлеет.

Местные пастухи знают о нем.
Говорят: "Дед Иосиф на вершине
за всех молится".

Никто его не видел,
но все верят, что он есть.

А может, это не человек вовсе,
а сама гора научилась
любить и прощать?

Не знаю.
Знаю только, что здесь
становишься лучше
просто потому,
что стоишь на этой земле.

---

 XIII. Постмодернистский цикл
*"Деконструкция возвышенного"*

 1. "Горы как текст"

Читаю горы, как книгу:
глава первая — подъем,
глава вторая — плато,
глава третья — спуск.

Между строк зеленеет подтекст,
а в сносках внизу страницы
мелким шрифтом написано:
"Помни о смерти".

Автор этого текста
скрывается под псевдонимом
"Время",
но все знают, что это
плагиат с первоисточника
под названием "Хаос".

Критики спорят:
относить ли горы к жанру
"философская проза"
или это все-таки
"экспериментальная поэзия"?

А я просто читаю
и наслаждаюсь
хорошей метафорой.

 2. "Пастиш горного романтизма"

О, горы! (обязательное восклицание)
Ваши вершины! (штамп номер раз)
Небесная высь! (штамп номер два)
Душа поэта! (штамп номер три)

Стоп. Перемотка.

Попробуем по-другому:
Горы окей.
Вершины тоже норм.
Небо как небо.
Душа на месте.

Тоже не то.

Еще раз:
Есть такая штука — горы.
Они высокие.
Иногда красивые.
Иногда страшные.
В основном — просто есть.

Как и мы, в общем-то.

 3. "Метагоры"

Это стихотворение о горах.
Нет, это стихотворение
о стихотворении о горах.

Нет, это стихотворение
о том, как невозможно
написать стихотворение о горах,
потому что горы —
это не метафора,
а просто горы.

Но если горы не метафора,
то что тогда метафора?
Может быть, метафора —
это мы,
пытающиеся описать
недескриптивное?

А может, все наоборот:
мы — часть горного пейзажа,
а горы пишут о нас
стихи камнем,
ветром,
облаками?

В любом случае,
кто-то кого-то
описывает неточно.

---

 XIV. Диджитал-поэзия
*"Код гор"*

 1. "Алгоритм восхождения"

```python
def climb_mountain():
    altitude = 0
    motivation = 100
    oxygen = 21
   
    while altitude < summit:
        step = make_step()
        if step == "forward":
            altitude += 1
            motivation -= 0.1
            oxygen -= 0.01
        elif step == "rest":
            motivation += 5
            oxygen += 0.05
        elif step == "photo":
            beauty_level += 10
            battery -= 2
       
        if motivation <= 0:
            return "Descent initiated"
        if oxygen <= 15:
            return "Hypoxia warning"
            
    return "Summit reached. Achievement unlocked!"
```

 2. "Горы в социальных сетях"

@Mountains_Official
; Татры, высота 2499м 
;; Существую уже 25 млн лет 
;; Погода переменчива 
; Подписчиков: 7.8 млрд (все люди) 

**Последние посты:**

*2 часа назад* 
Снова этот турист фоткается на фоне заката. Ну ладно, красиво получилось ; #sunset #nofilter

*1 день назад* 
Дождь весь день. Туристы злятся. А я радуюсь — корни деревьев воду пьют ;; #ecology

*3 дня назад* 
Медведь прошел по тропе. Туристы испугались. Медведь тоже ; #wildlife #friendship

### 3. "QR-код пейзажа"

; ; ; ; ; ; ; ; ; ; 
; ; ; ; ; ; ; ; ; ; 
; ; ; ; ; ; ; ; ; ; 

*При сканировании этого кода 
ваша душа автоматически загружает 
файл "mountain_peace.exe" 
размером в бесконечность.*

*Внимание! Файл может вызвать 
необратимые изменения 
в мировосприятии.*

*Побочные эффекты: 
- спонтанная тяга к путешествиям 
- аллергия на офисные помещения 
- способность видеть красоту 
в простых вещах*

---

 XV. Финальный мета-цикл
*"Поэзия о поэзии гор"*

 1. "Невозможность описания"

Я писал о горах
сотню стихотворений,
использовал тысячи метафор,
примерил десятки стилей.

И понял:
горы неописуемы.

Не потому что плохо стараюсь,
а потому что слова —
это про другое.

Слова — про человеческое,
а горы — про до-человеческое,
до-словесное,
до-поэтическое.

Но мы все равно пишем,
потому что не можем не писать,
потому что красота
требует свидетельства.

И пусть каждое стихотворение —
это неточный перевод
с языка камня
на язык сердца.

Пусть каждая строчка —
это попытка объять
необъятное.

Главное — что мы пытаемся.
Главное — что красота
не остается незамеченной.

 2. "Читатель в горах"

Ты читаешь эти стихи
где-то в городе,
за компьютером,
в метро.

А я писал их
на высоте двух тысяч,
когда ветер листал
страницы блокнота.

Теперь между нами —
мост из слов,
переброшенный
через пространство и время.

Ты видишь горы
моими глазами,
а я делюсь с тобой
своим небом.

Может быть, после прочтения
ты тоже поедешь в горы.
Может быть, напишешь
свои стихи.

А может быть, просто
на минуту остановишься
и посмотришь вверх —
там, где небо.

 3. "Завещание горному ветру"*1

Когда я умру,
развей мой прах
по горным тропам.

Пусть частица меня
останется в каждом камне,
в каждой травинке,
в каждом вздохе путника.

Пусть мои слова
растворятся в воздухе
и станут частью
горной тишины.

А когда придет новый поэт
искать вдохновения на вершинах,
пусть услышит во мне ветра
эхо моих стихов.

И поймет:
поэзия не умирает.
Она просто переходит
из одной формы в другую.

Из слов — в ветер.
Из строчек — в тропы.
Из рифм — в ритм шагов
по каменистой дороге
к небу.

---

**Послесловие автора**

*Горы научили меня главному: красота не нуждается в объяснениях. Она просто есть. А мы, поэты, — только переводчики с языка бытия на язык становления, с языка вечности на язык мгновения.*

*Каждый стиль в этой коллекции — это попытка подобрать ключ к замку невыразимого. Классический стих торжественно возвышает, верлибр доверительно шепчет, хайку молчаливо указывает, авангард дерзко ломает привычные формы. Но все они говорят об одном: есть красота, превосходящая наши возможности ее описать.*

*Эта коллекция — не о горах. Она о том, как горы меняют нас. О том, как высота дает перспективу не только зрительную, но и духовную. О том, что иногда нужно подняться физически, чтобы подняться внутренне.*

*Пусть каждый найдет здесь свой голос — тот, который резонирует с его собственным опытом встречи с вершинами. И пусть эти стихи станут не конечной точкой, а началом собственного путешествия — в горы, в поэзию, в себя.*

*Горы ждут. Они всегда ждут.*

*1 Я не поддерживаю кремацию и свою после смерти
Песни :

https://youtu.be/a6FyjpuVf58?si=J3SJ8Qabu68sz7li

https://youtu.be/LgreNx9yfts?si=4jy8HeF0vZZOKZ83


Рецензии
Поэтическая коллекция "Голоса гор"
*По мотивам фотографий Татр и Карпат*

Дополнил, что удалилось.
II. Авангардный цикл
*"Деконструкция пространства"*

#1. "Геометрия высот"

ГО-РЫ
разрезают
небо
на
треугольники

облака/плывут/по/ребрам/мира

ВЕТЕР=
скорость+тишина
÷
бесконечность

тропа:
┌─────┐
│шаг 1│
└─────┘

┌─────┐
│шаг 2│
└─────┘

┌─────┐
│∞ │
└─────┘

2. "Кубистские Карпаты"

Я
ВИЖУ
горы
одновременно:
сверху
сбоку
изнутри

хребты
раскладываются
на плоскости:
зеленая
коричневая
синяя
белая

ВРЕМЯ
здесь
кристаллизуется
в
геологические
слои

3. "Футуристический манифест горных вершин"

ДОЛОЙ романтику альпийских лугов!
МЫ ВОСПЕВАЕМ:
- динамику тектонических плит
- скорость ледникового движения (0,5 м/год)
- революцию высотной поясности!

ГОРЫ = машины по производству кислорода
ВЕТЕР = двигатель внутреннего сгорания атмосферы
ТИШИНА = индустриальная пауза перед грохотом лавин

Мы требуем:
→ Ускорения эрозионных процессов!
→ Электрификации всех вершин!
→ Интернета для горных козлов!

*Авангард не признает границ. Он взрывает привычные формы и создает новые. В горах авангардист видит не романтический пейзаж, а геометрию пространства, динамику геологических процессов, революцию форм. Здесь слово становится визуальным элементом, а стихотворение — инструкцией по деконструкции реальности.*

**"Карпатская медитация"**

Между землей и небом —
только ветер
и бесконечность взгляда.

Горы молчат
на языке столетий,
а облака читают
их каменные строки.

Здесь время течет иначе:
медленно,
как тень от облака
по склону.

Я иду по тропе,
протоптанной тысячами ног,
и чувствую под подошвами
пульс древней земли.

Трава шуршит секретами,
которые знают только горы:
о том, как рождается утро
в складках долин,
как звезды касаются вершин,
как молчание становится
самой чистой молитвой.

Воздух здесь разреженный —
каждый вдох
как глоток
вечности.

А внизу, где-то далеко,
суетится мир людей,
не подозревающий,
что здесь, на высоте,
время остановилось,
чтобы послушать
как дышат горы.
IX. Польский горальский цикл
*"Tatrzańskie pieśni" - "Татранские песни"*

1. Góralska ballada

W Tatrach wysokich, gdzie orły mieszkają,
Gdzie chmury białe po szczytach wędrują,
Tam serce górala szczęście znajduje,
A dusza leci hen, w niebo błękitne.

Hej, góry, góry, moje kochane!
Wasze szczyty śniegiem pokryte,
Wasze doliny zielenią tkane,
To mój dom, to moja świętość!

Po ścieżkach górskich idę powoli,
Słucham jak wiatr w trawie szumi,
A w sercu czuję tę wielką wolność,
Co tylko w górach się narodziła.

Kiedy słońce zachodzi za Giewontem,
A gwiazdy świecą jak góralskie oczy,
Śpiewam pieśń o tatrzańskim amorze,
O miłości czystej jak górski potok.

2. Nad Morskim Okiem

Jezioro śpi w górskiej kotlince,
Odbija niebo w swej tafli czystej,
A ja siedzę na kamiennej ławce,
Wsłuchany w górską ciszę.

Tutaj czas płynie inaczej,
Tutaj serce bije spokojniej,
Tutaj dusza się otwiera
Na wszystko, co prawdziwe.

O, Tatry! Wy mnie nauczyliście,
Że piękno nie potrzebuje słów,
Że prawda mieszka w prostocie,
A szczęście — w górskim powietrzu.

3. Łemkowski wspomnienie
XIV. Диджитал-поэзия
*"Код гор"*
2. "Горы в социальных сетях"

@Mountains_Official
📍 Татры, высота 2499м
⛰️ Существую уже 25 млн лет
🌤️ Погода переменчива
👥 Подписчиков: 7.8 млрд (все люди)

**Последние посты:**

*2 часа назад*
Снова этот турист фоткается на фоне заката. Ну ладно, красиво получилось 📸 #sunset #nofilter

*1 день назад*
Дождь весь день. Туристы злятся. А я радуюсь — корни деревьев воду пьют 🌧️ #ecology

*3 дня назад*
Медведь прошел по тропе. Туристы испугались. Медведь тоже 🐻 #wildlife #friendship

3. "QR-код пейзажа"

█ ▄ █ ▄ █ ▄ █ ▄ █ ▄
▄ █ ▄ █ ▄ █ ▄ █ ▄ █
█ ▄ █ ▄ █ ▄ █ ▄ █ ▄

*При сканировании этого кода
ваша душа автоматически загружает
файл "mountain_peace.exe"
размером в бесконечность.*

*Внимание! Файл может вызвать
необратимые изменения
в мировосприятии.*

Даниил Лазько   25.08.2025 15:36     Заявить о нарушении
Уже вызвал! Браво, аффтар пеши исчо!

Терджиман Кырымлы Третий   26.08.2025 18:44   Заявить о нарушении
Благодарю!

Даниил Лазько   26.08.2025 19:42   Заявить о нарушении