Два ударения
Как не Каме-реке глазу тёмно, когда
На дубовых коленях стоят города.
В паутинку рядясь - борода к бороде -
Жгучий ельник бежал, молодея, к воде.
Так сейчас не пишут. Не могут. Такой глаз, такие
сложные метафоры – и от глаза, и от Бога – из последних,
могли тянуть, разве что Андрей Вознесенский, да Иосиф
Бродский. Но - не с таким сердцем. А почему? Да
потому что последние строки – задыхание сердца:
И со мною жена - пять ночей не спала,
Пять ночей не спала - трёх конвойных везла.
Вот отчего на Каме-реке - глазу «тёмно», как при
Иване Грозном. Вот отчего - больное, гениальное
зрение «опального» поэта на дубовые колени города ставит.
А вторая строфка – родная мне, старому байдарочнику!
Выступает берег глухой реки из тумана, а у воды –
зелёные малышки-ёлки воду пьют. За ними, вплотную,
уступами поднимаются повзрослее ребята, есть уже и с
паутинками в бородках. Глаз – не оторвать. Тут уже
магия воли. Городские этого не поймут, к сожалению…
А сквозь поэта течёт, течёт, течёт время: и
страшные города, стоящие на коленях, и сладкая воля
безлюдного дикого леса, и три конвоира с женой – и сам -
«с головою в огне», медленно сходящий с ума…
Это – Осип Мандельштам, сочинитель гениальных
загадок, «мучавший наугад жизнь на разрыв аорты»…
Ударение второе
Из поэзии Пастернака. Читаю медленно.
«Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной.
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной.
И это не из удальства
Или из ярости бесцельной,
А чтоб в тоске найти слова
Тебе для песни колыбельной».
Первая строка своей ясной правдой и мужеством признания
не имеет аналогов в русской поэзии.
Это - не «свеча горела на столе», это вся глубина любви –
от мёртвого морского дна до жадных гребешков мятущихся волн…
В одной строке!
И жалуется ветер вместе с поэтом, и рвёт своё сердце,
раскачивая сосновый бор. И никому на всей земле нет дела,
почему заплаканы стекла окон дачи.
Знает только поэт, только он один: это же друг его, ветер,
слова для него ищет! Тихие, нежные слова колыбельной песне.
Тебе, любовь, тебе…
Вот, что такое стихи не из сора, поднятого с земли.
Вот, что такое – поэзия, которая выше всего,
выше даже сотворившего стихи поэта.
Свидетельство о публикации №125082107356