П. И. Чайковский Сентябрь. Охота

   Я взялся за озвучивание этой пьесы П.И.Чайковского без особого энтузиазма. Она мне казалась торжественным маршем, изображающим скорее некое празднество или танец полонез, но никак не охоту. В этом плане она казалась лишённым того изобразительного обаяния, которое чувствуется в других пьесах цикла Времена года.
   Но, как оказалось, я сильно ошибался. Как оказалось, тут виновата традиционная трактовка этого произведения практически всеми музыкантами, которые его исполняют. Тут дело в том, что музыка эта очень ритмичная, а музыканты хотят исполнить её непременно ещё более "выразительно", а не так, как написано в нотах. Это странное желание совершенно сбивает слушателя - сцены охоты он никак представить не может.
   Между тем, если, чётко следуя ритмике, постараться исполнить именно то, что написано в нотах, то мы получим совершенно другой результат. Прежде всего, это относится к исполнению первой части пьесы. Она не имеет чёткой мелодии марша, которую в ней хотят найти, а звучит как оркестровая импровизация, изображающая вольное движение, и Вы услышите его, если прослушаете эту запись  https://disk.yandex.ru/d/kDr70DIfp_aiFw

   Запись сделана программой «Пианола_М» в три слоя. То есть, в 23-х строках мнемонической нотной записи использовались нулевой, первый и второй слои. Это довольно плотная запись, и поскольку в ней содержались многочисленные аккорды из трёх нот, при записи некоторых строк возникали трудности - обозначения нот не помещались в те 78 позиций строки, которые были для этого предусмотрены.
   В таких случаях запись строк приходилось разрывать и помещать отдельные её части в разные слои.
   Как это делается, показано на иллюстрации. Партия правой руки поместилась в нулевой слой целиком, а ноты партии левой руки были разорваны - большая часть первого такта и третий такт помещены во второй слой, а середина партии (обведено красным) разместилась в первом слое.
   Все триоли исполняются стаккато на педали, что увеличивает долготу звучания нот и делает его красивым. В целом, исполнение пьесы Пианолой мне нравится. Если сравнивать его с живым, традиционным исполнением, оно показывает произведение П.И.Чайковского в новом, интересном свете.

__________
21.08.2025

   При записи этой пьесы случился казус, и случился он как раз с той строкой, которая показана на иллюстрации. Когда я уже готовил эту статью, то нашёл в нулевом слое опечатку - вместо указания на триоль (-3) там стояло ничего не значащее сочетание символов - на месте минуса стоял знак подчёркивания (_3), а поскольку общая длительность триолей составляла ровно 2 такта, то эти 2 такта увеличились до трёх, и в конце строки я получил контрольную сумму (количество записанных семплов) 512000 вместо 384000. Контрольные суммы при целочисленном счёте составляют 128, 256, 484 и 512 тысяч для одного, двух, трёх и четырёх тактов, поэтому, получив ожидаемую сумму, подвоха я и не заметил.
   Обычно такие ошибки сразу определяются на слух при совмещении слоёв, однако и тут, при совмещении слоёв я ошибки не обнаружил - музыка звучала ритмично, красиво, и никакого разнобоя заметно не было.
   Дело было в том, что вслед за нулевым я записывал второй слой, и подбирал длину пауз между зелёными фрагментами так, чтобы число семплов в слоях было бы одинаковым (на часто семплов указывает восклицательный знак). Точно так же я подбирал паузу перед началом красного фрагмента - по своему окончанию он находился на нужном месте. И что же произошло в результате?
   В результате проигрыш триолями оказался заменённым на проигрыш обычными восьмыми нотами, его начало не было поддержано аккордами, зато потом они звучали ритмично, попадая не на каждую третью, а на каждую вторую ноту проигрыша. И мне такой, случайно получившийся вариант понравился больше чем тот, который был задуман Чайковским - этот проигрыш повторяется чуть позже, а у меня получилось не просто повторение, а повторение с вариацией. Этот курьёз звучит очень красиво, поэтому я запись с этим курьёзом сохранил, и её можно послушать тут  https://disk.yandex.ru/d/cfa9pPjJLjpWKw
   Не правда ли, некоторые интересные вещи получаются совершенно случайно.


Рецензии
Несколько ритмично получается потому.что раньше охота была на конях.Но Чайковский вложил еще много звуков и нюансов в это произведение.

Ирина Давыдова 5   23.08.2025 18:17     Заявить о нарушении
Я согласен с Вами, нюансов много, именно поэтому нельзя играть это произведение, как кавалерийский марш. А получается как марш. Начинают барабанить с самого начала пьесы. Возьмите хоть кого, хоть Михаила Плетнёва, хоть Валентину Лисицу. А это в принципе лучшие исполнители.
А ритмично да. Конечно очень ритмично. Я при озвучивании ритм совершенно не менял. Но и лишних акцентов не делал, только то, что написано в нотах.

Спасибо за интерес к теме. Компьютерное озвучивание имеет свою специфику, и звук как правило получается интересным и оригинальным. Я озвучил все пьесы цикла "Времена года". Их можно послушать по ссылкам в в моём резюме. Сентябрь был последним.

Геннадий Маков   23.08.2025 18:49   Заявить о нарушении
Мне было интересно ваше мнение потому,что я сама иногда играю эти произведения./разумеется я дилетант/Но вы,наверное,занимаетесь этим профессионально.:)

Ирина Давыдова 5   23.08.2025 20:50   Заявить о нарушении
Нет, я тоже дилетант. Я обратил внимание на то, Сентябрь исполняется торжественно, когда писал стихи, ориентируясь на интонации этой музыки http://stihi.ru/2024/02/18/8462
У меня целый раздел таких стихов http://stihi.ru/avtor/dimamasht1&book=13#13
если Вы исполняете эти произведения, то Вам, наверное будет интересно, как интонации музыки можно приспособить к форме стихов.

Геннадий Маков   24.08.2025 00:48   Заявить о нарушении