По стопам Л. Толстого. Не обозлись на себя!
отвергаешь то, что ложно,
сомневаешься только в том, что сомнительно в самом деле в кругу друзей,
желаешь только добра и пользы,
то ты не будешь негодовать на злых и безразсудных людей.
— Да ведь они воры и мошенники — говоришь ты.
— А что такое вор и мошенник? Ведь это человек порочный и заблудший.
А такого человека жалеть надо, а не гневаться на него.
Если ты можешь, то убеди его
в том, что для него самого нехорошо так жить, как он живёт, и он перестанетъ делать зло.
А если он ещё не понимаетъ этого, то неудивительно, что он скверно живёт - себе и всем назло.
— Но неужто,— скажешь ты,—таких людей не должно наказывать за их зло!?
— Не говори так. А лучше скажи: этот человек заблуждается в том,
что важнее всего на свете. Он слеп не тклесной слепотой, но духовной!
И как только ты себе скажешь это, так ты и поймёшь, как ты был жесток к нему.
Если у человека глаза заболели и он лишился зрения,
то ведь ты не скажешь, что его надо за это наказать.
Так почему же ты хочешь наказать такого человека, который лишен того, что дороже глаз,
лишен самого большого блага— умения жить разумно?
Не сердиться нужно на таких людей….
…старайся, чтобы их заблуждения не обозлили тебя!
Вспомни, как часто ты сам заблуждался и согрешал,
и понегодуй лучше на себя за то,
что в душе твоей гнездятся злоба и жестокость.
______
18 марта
/Из афоризмов великих людей, записанных Л.Н. Толстым./
Если ты такъ счастливъ, что всегда говоришь только то, что есть на самомъ д;л;, отвергаешь то, что ложно, сомн;ваешься только въ томъ, что сомнительно, желаешь только добра и пользы, то ты не будешь негодовать на злыхъ и безразсудныхъ людей. — Да в;дь они воры и мошенники — говоришь ты. — А что такое воръ и мошенникъ? В;дь это челов;къ порочный и заблудшій. А такого челов;ка жал;ть надо, а не гн;ваться на него. Если ты можешь, то уб;ди* его въ томъ, что для него самого нехорошо такъ жить, какъ онъ живетъ, и онъ перестанетъ д;лать зло. А если онъ еще не понимаетъ этого, то неудивительно, что онъ скверно живетъ. — Но неужто,— скажешь ты,—такихъ людей не должно наказывать!
— Не говори такъ. А лучше скажи: этотъ челов;къ заблуждается въ томъ, что важн;е всего на св;т;. Онъ сл;пъ не т;лесной сл;потой, но духовной. И какъ только ты себ; скажешь это, такъ ты и поймешь, какъ ты былъ жестокъ къ нему. Если у челов;ка глаза забол;ли и онъ лишился зр;нія, то в;дь ты не скажешь, что его надо за это наказать. Такъ почему же ты хочешь наказать такого челов;ка, который лишенъ того, что дороже глазъ, лишенъ самаго большаго блага— ум;нія жить разумно? Не сердиться нужно на такихъ людей, а только жал;ть ихъ. ... старайся, чтобы ихъ заблужденія не обозлили тебя. Вспомни, какъ часто ты самъ заблуждался и согр;шалъ, и понегодуй лучше на себя за то, что въ душ; твоей гн;здятся злоба и жестокость. (Эпиктетъ).
Свидетельство о публикации №125082104063