2025
Примите мои почтительные поклоны в пыли ваших лотосных стоп!
Вся слава Шриле Прабхупаде!
Вся слава Вашей Божественной Милости!
Мы все – преданные Кришны. Мы знаем, что мы – не тело и что каждому когда-то придется расстаться с этой оболочкой. Но каждый раз, когда со смертью сталкиваешься лицом к лицу, – это шокирует.
В прошлом году я писал Вам подношение. Из-за дефицита времени, да и, по правде говоря, прокрастинации я откладывал это на потом и, наконец, закончил и отправил в один из последних дней. А еще через несколько дней к нам пришла печальная новость о том, что Ваши проявленные игры закончились. Хотя Вы в тот момент находились в больнице из-за травмы, мы до конца верили, что все закончится благополучно. Мы истово молили Кришну о Вашем выздоровлении. Но Кришна лучше знает, что является благом для Вас и для нас. На протяжении многих лет Вы учили нас, как жить в сознании Кришны, и теперь показали, как в сознании Кришны умирать.
Какой же урок извлек из этого лично я?
Прежде чем рассказать об этом, хотел бы обратить внимание на некоторые моменты. Как я уже писал, все мы смертны. Мы об этом помним, ну, или, хотя бы теоретически, знаем. И чем больше возраст человека, тем больше вероятность того, что этот человек совершит последний переход в самое ближайшее время.
А я не так много раз общался с Вами лично – всего шесть раз вживую и еще один раз через зум. Но те наставления, которые Вы мне давали, всегда были со мной. Я чувствовал с Вами связь, даже если физически Вы были далеко. Я верил, что Вы всегда думаете обо мне и не выпускаете из поля своего зрения.
Ну и, как бы кощунственно это ни звучало, но иногда ко мне приходила такая мысль: когда Вы покинете этот мир, что будет с этой связью? Как я это почувствую? Усилится ли то взаимопонимание, что между нами есть?
Несмотря на все теоретические выкладки, Ваш уход оказался шоком. Но потом, когда шок прошел, я попытался понять, что же я чувствую. И что же я почувствовал?
Ничего! То, чего я ожидал, усиления связи – не произошло. Больше того, я как будто, вообще ее потерял. Я не мог понять, как мы теперь будем взаимодействовать. Связь будто бы исчезла.
Зачем я об этом пишу? Может быть мне как тому, кто считается старшим преданным (увы, только считается; сам-то я знаю, что совершенно не приблизился к этому положению) стоило бы скрыть это ощущение, чтобы никого не разочаровывать? Я бы так и сделал, если бы история на этом закончилась. Но она не закончилась.
Мы, Ваши ученики, всегда ищем опору в Ваших наставлениях. После Вашего ухода одним из таких наставлений стало Ваше завещание. По нему видно, как Вы жили, и из него понятно, чего Вы ждете от нас. И чего же? «Если мне предстоит умереть, я был бы очень рад и благодарен, если бы все мои ученики нашли прибежище у одного из старших преданных в этом движении, не становясь независимыми и следуя системе управления, установленной и обеспеченной Шрилой Прабхупадой».
Когда я это прочел, ко мне пришло озарение. Это еще один пример того, как я получил ответ на свой вопрос, не видя Вас лично.
Я как-то уже пытался разобраться, что из себя представляет гуру-таттва. Гуру – это человек, который является представителем Бога. То есть в нем есть как человеческие, так и Божественные качества. От своих духовных братьев и сестер я неоднократно слышал о Ваших Божественных качествах: о том, что Вы – трикала-гья – знаете прошлое, настоящее и будущее, о том, как в Вашем присутствии происходят различные мистические явления… Я не сомневался в Вашей Божественности. В то же время я замечал, что, помимо Божественных качеств, у Вас есть также человеческие.
Например, на даршанах Вы всегда расспрашивали своих учеников, внимательно выслушивали их ответы и давали соответствующие наставления. Вы призывали учеников задавать вопросы, чтобы взаимодействие с гуру у них строилось на реальном понимании миссии, а не на околомистических домыслах. Однажды я спросил Вас, как можно объединить преданных в ятре. Вы сказали, что должно быть какое-то общее дело, которое всех объединит. «Какое, например?» – спросил я. «Я не знаю, – ответили Вы, – Это Вы сами должны решить». Это «я не знаю» было ценнее множества наставлений: я понял, что должен сам брать на себя ответственность.
И я понял, что, видя через Вас Кришну, нужно также не забывать видеть в Вас человека – не обычного человека, а человека в высшем проявлении этого понятия, Человека с большой буквы!
А прочитав Ваше завещание, я понял, что связь с учителем – это не связь с чем-то неосязаемым. Это связь с Вашими учениками, с Вашими духовными братьями, это связь со всем ИСККОНом. Вы хорошо понимали, как работает такая связь, поэтому особо отметили это в завещании: мы не должны становиться независимыми после ухода духовного учителя, мы продолжаем принимать прибежище в наставлениях старших преданных.
Очень надеюсь, что мне удастся выполнить все Ваши наставления и продолжить служить Вам, где бы Вы ни находились сейчас, и где бы я ни был в данный момент.
Всегда остающийся Вашим слугой Нимай Хари дас, г. Петропавловск, Казахстан.
Свидетельство о публикации №125082101073