Авраам сын Авраама. Евр. рассказ с предисловием
От сорокаградусной жары Иерусалима мы с женой на неделю сбежали в Литву. Группа религиозных евреев арендовала в Друскининкае гостиницу и организовала там временно кошерное питание. Но как можно просто наслаждаться мягким климатом Литвы, великолепной прибалтийской природой и не помолиться на могиле Виленского Гаона ?! Несмотря на большое расстояние от Друскининкая и 100 евро, которых нам стоило такси в оба конца, мы с женой помчались в Вильнюс на старое еврейское кладбище.
Закон гласит , что в молитве у могилы обращаются не к самому мудрецу и праведнику , а к Всевышнему , чтобы отнёсся к нам благосклонно благодаря заслугам человека, здесь похороненного.
История евреев богата мудрецами и праведниками, однако Раби Элиягу из Вильно, который известен миру как Виленский Гаон(гений) , занимает среди них особое место. Согласно традиции, чем древнее мудрец и ближе к творению мира, тем больше его сила в трактовке Закона. Соответственно мудрец поздней эпохи не имеет права спорить с мудрецом эпохи предыдущей . Пожалуй, единственным исключением был Гаон из Вильно, которому в силу колоссальных знаний и остроты ума "дозволялось" спорить из своего 18-го века с великим Рамбамом, жившим в 12-ом . Говорят,что в возрасте 7-8 лет юный Элиягу уже овладел всей Письменной и Устной Торой, а с 9 лет начал изучение Каббалы. По силе мысли и скорости соображения ему не было равных ни в ашкеназской, ни в сефардской диаспоре как своего времени, так и предыдущей эпохи. Гаону хватало на сон два часа в сутки и немного хлеба и воды для поддержания жизни. Всё остальное время он безостановочно изучал Тору во всех Её "лицах" и плакал перед смертью о нескольких потерянных минутах без Торы за всю свою жизнь. Он внёс сумасшедший вклад в копилку интеллектуальной энергии народа, откуда в дальнейшем начали беззастенчиво стричь купоны всевозможные эйнштейны, фрейды, ландау , которые по своей праведности ни на йоту не приближались , как говорят на иврите, даже к щиколоткам Виленского Гаона . Когда останки Виленского Гаона переносили на другое кладбище (именно на то самое , которое я на днях посетил), произошло нечто необъяснимое.
Евреев,как известно, хоронят не в гробах, а холщовых саванах, чтобы тело как можно скорее перегнило и стало землёй ("Из земли ты вышел, и в землю вернёшься").
Когда рабочие выкапывали из могилы Гаона сгнивший саван с костями, они застыли в оцепенении и чуть не лишились рассудка : перед ними открылось тело человека, не тронутое тлением.
Перед смертью (1797 г.) Виленский Гаон завещал похоронить себя не с родителями, а в могиле одного из своих учеников. Тогда же с разрушением старого кладбища останки этого ученика были перенесены и захоронены в фамильном склепе Виленского Гаона. Кроме этих двух , в склепе ещё несколько могил: жены Гаона, сына и четырёх ближайших родственников.
Так кто же этот человек, рядом с которым хотел покоиться величайший из величайших?!
Итак , всё написанное до этого момента было только предисловием . Переносимся в действительность , не имеющую никакого отношения к евреям.. Примерно, 1738-39 год.
Авраам сын Авраама
Испокон веков польские женщины славились своей красотой. Но даже на фоне признанных красавиц не было подобной юной Беате , в жилах которой текла кровь самых привилегированных родов польской знати - Радзивилов и Собеских.
Много юношей из знатных родов пытались добиться благосклонности Беаты, но с тех пор, как однажды на приёме в королевском дворце она увидела молодого графа Валентина Потоцкого и пермолвилась с ним парой слов, больше ни о ком думать она уже не могла. Впечатление от него было незабываемым. Умный взгляд. Живой интеллект. Мужская красота. Благородство. Стать. Чарующий голос. И какая-то особая глубина.
Как больно ни было для неё временное расставание с женихом , она уважала его выбор : знающий в совершенстве пять языков, Валентин Потоцкий хотел продолжения образования в лучших европейских университетах и выбирал между Германией, Францией и Англией, пока окончательно не остановил свой выбор на Сорбонне.
Что же? Она готова его ждать эти годы. Ведь настоящее счастье нужно заслужить. Лишь бы он вернулся. И вернулся именно к ней.
Беата понимала, что не стоит донимать погруженного в учёбу Валентина частыми письмами и удовольствовалась одним письмом в месяц. Но через несколько месяцев переписка вовсе прекратилась, и Беата уже не знала, что себе и думать. Ещё через пару месяцев через некую еврейку - прислугу дома Радзивиллов - пришёл совершенно нелепый слух, что будто бы в парижской синагоге видели человека с чертами лица, очень похожими на "его сиятельство" графа Валентина. Конечно, Беата не принимала всерьёз этот вздор, пока к её родителям не поступила тайная информация от главы Варшавской Жандармерии , что , со слов своего парижского коллеги , молодой граф Потоцкий исчез и среди студентов Сорбонны не значится. А вскоре по тем же каналам пришли уже более достоверные сведения , что подданный Польши Валентин Потоцкий отказался от своего рода , графского статуса, веры и принял иудаизм.
Это был не просто плевок - это был выстрел в самое сердце римско- католической церкви. Если бы речь шла о каком-нибудь захудалом шляхтиче или даже преуспевающем магнате, эту историю можно было бы как-то замять. Но речь шла об отпрыске одного из самых знаменитых аристократических родов польской знати, к тому же о человеке, известном с юных лет своим интеллектом и учёностью . Подобный прецедент своей оглаской мог начисто разрушить авторитет церкви в глазах прихожан, и соображения из разряда "чтоб неповадно было" стали главной причиной для жестокого наказания.
"Найти. Изловить. Вернуть хотя бы в кандалах . А здесь мы уже найдём средства, чтобы он покаялся ".
Но полицейские облавы в еврейской общине Парижа ничего не дали, а также в общинах Лиона, Марселя, Нанта, Бордо и ряда других городов. Даже соглядатые из евреев , которые видели прозелита ещё пару месяцев назад , ничего не могли толком сказать . Проверки в еврейских общинах Польши тоже не принесли никакого результата...
* *
Наконец-то новообращённый Авраам Бен Авраам* (бывший граф Валентин Потоцкий) осуществил мечту своей жизни - учить Тору из уст самого Гаона . Именно для этого он тайным образом пробрался из Парижа в Вильно... А всё начиналось почти за год до этого , когда молодой студент , готовясь к экзамену по философии и роясь в сорбонской библиотеке , обнаружил книги о строении мира и роли еврейского народа в осуществлении планов Творца.. Прочитанное настолько его поразило, что он решил на практике стать соучастником процесса творения . Несмотря на то ,что поначалу он был встречен в еврейской общине Парижа холодно и даже враждебно , пытливый ум и самоотверженное трудолюбие сделали своё дело. Уже через полгода он стал Авраамом ,пройдя тяжёлый экзамен раввинского суда , обрезание , окунание в микве и оставив за бортом всю свою предыдущую жизнь . Авраам бен Авраам обладал удивительным талантом не только запоминать, но и просеивать информацию , выделяя главное. Привитая ему с детства привычка учиться очень помогла в постижении иврита и арамейского языков , что значительно облегчило изучение Талмуда . Но молодой прозелит ставил перед собой всё новые и новые цели, и в сферу его планов вошло уже тайное сокровенное учение. Авраам предчувствовал,что скоро будет объявлен в розыск. Так возникла идея убить двух зайцев: спрятаться от преследований в далёкой от Франции литовской общине и стать учеником величайшего мудреца поколения - Виленского Гаона. Авраам понимал, какую боль и даже страдания он принёс своим решением родителям и ни в чём не повинной красавице Беате, но стремление к истине было сильнее...
Сексоты, отряжённые польскими властями,и информаторы, арендованные католической церковью, рыскали по разным уголкам Европы, где существовали еврейские общины , в поисках беглого графа. Надо отдать должное евреям огромной виленской общины ,что в течение нескольких лет, несмотря на большое вознаграждение, никто не выдал местонахождение "преступника" . Но вот нашёлся мерзкий еврей, который , видимо, решил таким образом поправить свои финансовые дела и сообщил укрытие Авраама властям. История умалчивает его имя и то , сколько серебрянников он за это получил.
* *
Изначально жестокая казнь вообще не планировалась. Властям нужно было покаяние и публичное раскаяние. Они понимали, что граф Потоцкий настолько твёрд и непреклонен в своей новой вере, что , конечно же, от неё не откажется. Всё, что от него требовалось, это чисто внешний жест , который можно расценить как публичное раскаяние и возврат к христианству. От него не требовалось вставать на колени и просить помилования, как спустя четверть века сделал Емельян Пугачёв (что , впрочем, тому не помогло). От него даже не требовалось,как от Галилея , подробным образом развенчать идею гелиоцентрической системы мира, которую тот ранее отстаивал. От него требовалось сказать только несколько слов (раскаиваюсь в..., принимаю....), и казнь была бы тут же отменена .
Но Авраам Бен Авраам не дал властям и церкви ни малейшего шанса. Вместо публичного покаяния он произнёс речь, которая уже третий век подряд цитируется многими раввинами.
" В псалмах Давида ( 117) мы читаем: "Славьте Всевышнего все народы, прославляйте все нации , что Он сделал нам (евреям) милость".
С какой стати должны прославлять Всевышнего за то ,что он сделал евреям милость?!
Ответ прост . Сейчас в этом мире вы творите всё,что хотите, но в будущем заплатите высокую цену за то,что преследуете и истязаете еврейский народ.
В момент освобождения все народы будут прославлять Всевышнего за то ,что Он не дал им осуществить даже малой доли из того, что они замышляли против евреев. Если бы Всевышний не препятствовал их кровавым замыслам, не было бы предела их наказанию. "
Именно эту речь вместо раскаяния и покаяния слышала переполненная центральная площадь Вильно перед публичной казнью путём сожжения человека, который никого не грабил и не убивал, а только осмелился в своём статусе и положении принять еврейскую веру.
Народ на площади безмолвствовал настолько,что можно было слышать тихий плач Беаты, которая вместе с матерью Валентина приехала в Вильно за несколько дней до запланированной казни. Беате, несмотря на её королевскую кровь Собеских и Радзивиллов, не разрешили свидание с женихом . Власти возлагали надежду на мать, графиню Потоцкую, что она сможет уговорить несговорчивого узника публично покаяться. Говорят, их свидание продолжалось очень долго.
-Валэнты, родной мой, - рыдала почти обезумевшая мать. - Умоляю тебя, покайся для виду и спокойно возвращайся к своим евреям.
Она плакала , валялась у него в ногах, а он поднимал её с колен. И так продолжалось несколько часов. В конце концов он чётко сказал:
-Мама, пойми : ты хочешь, чтобы я предал настоящего Б-га , Который мне открылся. При всей любви к тебе я не могу этого сделать.
Но после мамы в ночь перед казнью у узника Авраама был ещё один посетитель.
Этого посетителя никто не впускал и дверей перед ним никто не открывал . Но никакие замки и запоры не могли устоять перед мощью гения тайного учения.
-Рэб Авром, - сказал посетитель, - я вижу ,что вы меня осуждаете , зная , насколько суров запрет использования практической Каббалы. Я долго думал и всё же решил , что это тот редчайший случай в истории, когда ей можно воспользоваться. Более того , поверьте , из ваших заслуг ничего не вычтется: всю страшную и тяжёлую ответственность за трансгрессию тела в пространстве именем Всевышнего я беру на себя. Итак, сквозь эти решётки проник я один, а сейчас мы уйдем отсюда вдвоём.
-Нет , Раби Элиягу. Нет, - подумав , твёрдо ответил Авраам Бен Авраам. - Мне предоставилась редчайшая возможность сделать Кидуш Ашем (Освятить имя Творца на жертвеннике). - Как я могу ей не воспользоваться ?!
Это был первый в истории случай, когда ученик отказал в просьбе самому Виленскому Гаону.
-Я уважаю ваш выбор,- сказал после паузы Виленский Гаон и исчез в пространстве.
* *
Рассказывали, что после церемонии казни красавица Беата без малейшего страха и брезгливости собрала прах казнённого и потребовала от Хевра Кадиша (еврейского похоронного братства ) , чтобы его захоронили по всем законам.( Именно в этой самой могиле через сорок восемь лет завещал себя похоронить великий из великих - Раби Элиягу). А тогда, после казни, работники Хевра Кадиша ,получив от Беаты прах и солидную сумму, сделали всё, как полагалось.
Говорят,что вскоре после этих событий в еврейской общине Варшавы появилась женщина редкой красоты - некая Сарра, внешне как две капли воды похожая на Беату Радзивилл - Собескую.
- - - -
Примечания
*По данной теме желательно послушать балладу Даниэля Клугера.https://youtu.be/6B12ljEgO7w?si=MrwtailNkFLFFXVJ
*Авраам бен Авраам - Авраам сын Авраама
*На фото (слева) я у входа в склеп, где захоронены Виленский Гаон и Авраам Бен Авраам (граф Потоцкий). 13 августа 2025 года .
Справа - внутри склепа- могилы Виленского Гаона и Авраама (графа Потоцкого). Посетители оставляют на этих могилах записки к Всевышнему. По словам сторожа, записок иногда скапливается так много, что приходится время от времени их убирать, чтобы дать место другим.
Свидетельство о публикации №125082005421
Есть вопрос. Почему евреи щепетильно относятся к происхождению?
Ведь в этом случае славянская кровь не помешала Валентину Потоцкому стать полноценным евреем с именем Авраам сын Авраама.
С уважением,
Валерий Бучельников 20.08.2025 18:38 Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое за прочтение, отклик и вопрос!
Графман Леонид Давидович 20.08.2025 19:30 Заявить о нарушении
Графман Леонид Давидович 20.08.2025 22:01 Заявить о нарушении
Просто мои знакомые делились проблемами, связанными с их желанием переехать в Израиль.Так что мой вопрос был от недостатка информации.
Валерий Бучельников 20.08.2025 22:18 Заявить о нарушении