Истории Марты. Экстерны
история тринадцатая
Утро, тихое и безветренное, приветствовало Марту в окне. Хорошо вот так, ни о чём не думая, просто смотреть вдаль. Голова лёгкая-лёгкая.
– Пуста-а-я! – сказала бы баб Тома, кивнув головой для пущей важности.
Взгляд Марты упал на жёлтый листок в косах устоявшей после урагана берёзы. Показалось? – Да нет! Вот ещё: даже два на одной ветке. Это – не те, рыжие, повреждённые ветром, что вот уже месяц осыпаются с деревьев. А эти – самые настоящие осенние, ещё вчера живые, зелёные, сегодня вдруг – ярко-жёлтые. Да, ведь август уже: скоро конец лета и каникулам – конец. И здравствуй, школа!
Из кухни плыл тонкий аромат кофе. Это тёть Поля сварила себе. Марта не любит пока кофе, не понимает его горький вкус, зато любит запах. Потянула носом, потянулась сама: чем бы заняться?
Родители – на работе. Юра тоже нет. У Юры появилась девушка! Настоящая! Она вовсе не похожая на глупую Рапунцель-Мариночку, что приезжала к Тиме. Настоящая девушка Женя, с милой улыбкой и длинными волосами цвета пшеничного поля, что у бабушки за деревней. Женя учится живописи. Юра познакомился с ней недалеко от мостика, на котором они с Тимой собирали деньги на домик для котят. Женя рисовала там пейзаж. Марта улыбнулась, припоминая, как их с родителями пропесочивал за котят Котик. Это было, кажется, так давно – в самом начале лета…
Зазвонил телефон.
– Марта! Что делаешь?
– Ничего не делаю. В окно смотрю.
– Айда ко мне! Покажу кое-что.
– Тёть Поля! Я к Тиме, – обрадованно доложила Марта, и полетела по лестничным пролётам на Тимин десятый. На девятом перевела дух, опасливо покосилась на баб Томину дверь, прислушалась: телевизор гремел на всю площадку. Так вот откуда в их квартире это вечное «бу-бу-бу»! Значит, бабушка Тома совсем плохо слышать стала. У Тиминой двери, на десятом, ещё раз передохнула и нажала кнопку звонка. В ответ за дверью рында бодро отбила склянки: «Тын-тын».
Ничего себе! Уже не квартира у Тимы – корабль!
– А сколько раз они бьют? – указала Марта открывшему на звонок Тиме.
– До полного открывания двери хозяевами.
– Точно?! – усомнилась Марта.
– Проверяй! – предложил Тима.
Марта налегла на кнопку звонка. «Тын-тын, тын-тын, тын-тын» – звонко и весело неслось из квартиры, «тын-тын, тын-тын»! – Настоящий корабль ожил в подъезде, готовясь отчалить: «Тын-тын, тын-тын».
– Долго я буду эту нервотрёпку терпеть?! – донеслось с девятого, – Марта! Ты, небось? – Звоню участковому!
Марта отдёрнула палец от звонка, прижала ладошки к щекам, свесилась вниз:
– Бабушка Тома! Я думала, вас сериал глушит! Простите нас, пожалуйста!
– Сравнила ваши лынды с сериалом! – возмущённо парировали снизу, и дверь громко хлопнула, словно пушка пиратская выстрелила в беззащитный парусник.
Тима быстро увлёк Марту в свою комнату: «Смотри!» На тахте были разложены учебники за пятый класс. Тима решительно отодвинул их в сторону, оставив два: «Всемирную историю» и «Географию», подал Марте. Та, устроившись на тахте, принялась не спеша листать, рассматривая картинки, но Тима торопливо выхватил учебники и отыскал нужные страницы в географии. «Финикийские мореплаватели», «В гаванях афинского порта Пирей», «Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного моря», – неуверенно прочитывала вслух Марта.
Она мало что поняла из этих названий. Вернее – ничего не поняла. Между тем, Тима подал ей учебник истории:
– Смотри!
«Эпоха великих географических открытий», «Как открыли Австралию и Антарктиду», – продолжила Марта немного увереннее.
– И что? – спросила, наконец.
– Ты не поняла?! – даже подпрыгнул Тима. – Это же про корабли, про мореплавателей!
– И про мыс Горн?
– И про Горн!
– И у меня такие будут?
Мартины родители ещё не получали её учебники.
– У тебя – только через два года. Тебе это – рано, – решительно и горячо проговорил Тима.
Марта немного обиделась, и через паузу резонно спросила:
– Тогда зачем ты мне это показываешь?
– Ладно, не обижайся, – Тима примирительно сменил тон, – давай, прочтём всё это до школы. Интересно же!
– Давай, – согласилась Марта. Она всегда соглашалась с Тимой. Но тут его озарила новая идея.
– А давай в школу играть!
– Давай, а как? – Мартина обида улетучилась окончательно.
После недолгих споров условились, что учителем будет-таки Тима. Марта сомневалась, потому что у неё не было ещё ни одного учителя. Все предметы, включая физкультуру, вели учительницы. Но старшинство Тимы разрешило спор. Уговорились, что он, прочитав сначала сам, будет рассказывать Марте и затем – задавать ей домашние задания. Тут же был придуман журнал для отметок и, кое-как разобрав про себя, Тима приступил к первому уроку про финикийцев. Слово это очень понравилось Марте: оно напоминало вкусные, сладкие финики, что покупала мама на рынке. Но когда дошло до карты – «Настоящий моряк должен разбираться в картах» – авторитетно утверждал Тима, – ученица с учителем едва не рассорились вдрызг. Сколько не тыкал Тима новым карандашом в яркую страницу, в голове Марты вертелся единственный вопрос: при чём тут финики? Афины, как ни странно, тоже напоминали о финиках. Ну, хоть плачь! – Не шёл материал в голову ученицы. И строгий учитель решил поставить для начала «двойку», чтобы Марта не витала в мыслях по рынку.
Когда Марта заявила, что дальше не играет, Тима сменил гнев на милость.
Но «Греческие колонии» снова всё испортили, потому что Марта уточнила, не оттуда ли возят в их магазин «Греческий йогурт».
– Ты можешь не думать о еде?! – психанул Тима.
– Не могу! Я уже есть хочу.
– Ладно, тогда вот тебе задание на завтра, выучишь про Финикийских мореплавателей. Завтра – контрольная.
Пообедав, Марта с тоской открыла учебник, данный ей Тимой под честное слово ничем не залить и не заляпать, и с тоской принялась за непонятное чтение. Она смотрела на странные фигурки странных бородатых дяденек в странных одеждах… Полдня она просидела в комнате. Элька позвонила, позвала выгуливать Альфа. Очень хотелось выйти, но бородатые дядьки не лезли в голову, и Марта, представив завтрашнюю «двойку» в журнале, отказалась.
– Юра! А что такое Двуречье?
– А ты чем занимаешься? – недоуменно спросил Юра.
– Готовлю уроки.
И Марта рассказала, что её учебный год уже начался, и прямо с пятого класса, а не с третьего.
– Тимка завтра мне двойку мне влепит.
– Так откажись! Каникулы же!
Но семейная честь была выше всего. И вечером уже вся семья учила злополучный параграф, втолковывая Марте про торговцев и морских разбойников, про рабов-гребцов (ну, про них Марта кое-что слышала) и про оливки.
Короче, Марта получила законную «пятёрку».
На другой вечер семья дружно учила про древний город Библ (не от него ли пошла любимая Мартина библиотека с любимым «Домовёнком Кузей»?) Когда дошли до города Тир, папа попытался сделать отступление, рассказав, как он выбивает «десяточку», но мама благоразумно вернула его в Средиземное море.
Словом, курс географии семья вызубрила так, что даже у тёть Поли от зубов отлетали Сидон и Карфаген, но больше всего ей нравилось про маслины, виноградники и про пшеничные поля.
Маме нравилось про украшения из серебра, про изящные сосуды и благовония. А больше всего – про виссон – тончайшую белую или золотистую драгоценную ткань древности, употреблявшуюся для одежды царей, фараонов.
– Зачем тебе? Ты – даже не дочь фараона! – возражал папа. Папе нравились просто караваны ослов и верблюдов.
Эпоху великих географических открытий взяли измором. Про каравеллы-латины и ошибку Христофора Колумба (искал Индию, а приплыл в Америку) читали по очереди вслух.
– Смотри, Марта! Вот заучишь плохо, и заблудитесь вы с Тимой, вместо Судана приплывёте в Судак, – пошутил папа.
– Судак – это же рыба! – удивилась тёть Поля.
– Судак – это такой город, – подсказала мама.
– А Судан – страна такая, столица – Хартум, – авторитетно заявил Юра.
Через три «пятёрки» вновь позвонила Эля:
– Марта! Ну, ты чего совсем не выходишь?
– Не могу. Мы с Тимой в школу играем.
– Я тоже хочу! – оживиласьЭля.
– Нет. У нас программа сложная. Ты не потянешь.
Эля, конечно, обиделась. Впрочем, тёть Поля, как не была увлечена маслинами и виноградом, заявила в конце, что будет пожаловаться Котику на этих безумных родителей: лето на исходе, а они ребёнка в тюрьме истязают.
– Только в третий класс, а она уже – профессор в очках.
– И никто меня не истязает! – возразила Марта, привычно тронув дужку очков. – Я добровольно.
– Марта, а тебе можно теперь в пятом классе целую четверть по географии и всемирной истории пропустить – сдашь на «отлично» экстерном.
– А кто такие экстерны? Где они сидят! – серьёзно спросила Марта.
– И с чем их едят, – пошутил Юра.
– Не кто, а что, – пояснил папа. – Экстерном, значит без посещения школы.
– Мама, а можно, я вообще экстерном учиться буду? – оживилась Марта. – Вы меня всему и обучите!
– Обучим – инфаркт получим, – молвил папа.
– Нет уж, дорогая. Собирайся-ка ты, в школу! А пока, завтра с утра, срочно – во двор! Там тебя близнецы и Эля давно заждались.
Тёть Поля довольно кивнула.
20.08.2025
Свидетельство о публикации №125082003117
Снова осень и школьную форму
Надевает мой внук не спеша,
Я себя в этом облике вспомню
И волнуется снова душа…
С дружеским теплом и самыми добрыми пожеланиями,
Сергей Кузнецов 32 20.08.2025 15:41 Заявить о нарушении
Желаю Павлу любви и терпения в ох, какой сложной и важной работе! И таких вот примерных учеников, как Марта и Тимофей! Уж не знаю, есть ли сейчас такие)
Тринадцатая история. Ещё бы парочку идей, и можно думать об издании сборника. А идеи... то есть, то нет совсем. Такие перерывы, что начинаю забывать, что Марта, к примеру, носит очки) Сегодня после публикации и прогулки опомнилась- добавила пару предложений)
Спасибо за неизменное тепло и дружбу!
Алла Никитко 20.08.2025 17:36 Заявить о нарушении