Крещение Никиты

   Понедельник 19 августа 1991 года Никита встречал в Самаре. Было ему всего девять месяцев от роду. Он гостил у бабушки с дедушкой, приехав из Москвы с мамой и папой.
   В том нежном возрасте Никита пребывал в своем прекрасном младенческом мире, постепенно соприкасаясь с миром окружающим и постигая его. Он, вероятно, отметил, что утро начиналось несколько необычно. Бабушка с дедушкой, мама и папа были чем-то обеспокоены. А по телевизору вместо привычных утренних мультиков показывали что-то довольно заунывное. Как потом выяснилось, первый акт балета "Лебединое озеро". Мелькание белых пачек под печальную музыку периодически прерывалось появлением строгих говорящих голов, зачитывавших обращение какого-то ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению).
   В семье Никиты в тот день все это совершенно не планировалось. А планировалось совсем другое. Ведь был по-народному говоря Яблочный Спас, праздник Преображения Господня. Именно тогда бабушка предложила Никиту покрестить. И поэтому, невзирая на все тревожные события в столице, после завтрака его усадили в коляску и повезли в Петропавловский собор. По дороге Никита смотрел по сторонам и рулил. Потому что у него в руках был игрушечный руль. А бабушка с папой слушали маленький радиоприемник.
   После утренней службы в крестильне при храме собралось довольно много крещаемых и крестных разных возрастов. Пришел батюшка и начал чин крещения. Иногда он прерывал чтение молитв, живо переговариваясь с сослужащим ему дьяконом о том, что происходило в Москве. Звучало это примерно так:
   "Отрекохся от сатаны? - в ответ хором, - Отрекохся, отрекохся, отрекохся! - В Москве-то танки! Сочетаешься ли ты со Христом? - Сочетаюсь, сочетаюсь, сочетаюсь! - Непонятно, что с Горбачевым. Похоже на госпереворот... - Верую во Единого Бога-Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым... Исповедую едино крещение во оставление грехов, чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь! Слышал? Гдляна* арестовали...
   Крещается раб Божий Никита, во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь!" Окунувшись троекратно в крестильную купель, Никита приободрился, что-то воодушевленно запел и радостно схватил батюшку за рыжую бороду. "Ах ты, проказник!" - улыбнулся батюшка.
   Для Никиты начиналась новая жизнь, в лоне Церкви Христовой. Новая жизнь начиналась и для страны. Увидевшей после "Лебединого озера" трясущиеся руки вождей, услышавшей их дрожавшие от страха голоса. Вождей, давивших танками собственный народ. Великий народ в Москве. Который не смирился, восстал, вышел на улицы и сбросил эту шайку старых маразматиков.
   Да, потом произошло немало не менее трагических событий. Страна не выдержала такого потрясения и распалась. И последствия этого мы ощущаем до сих пор.
   Но тогда, в августе 1991 года, то были дни гражданского мужества и человеческого достоинства. Дни, подарившие и Никите, и его родителям, всем нам - надежду. На достойную жизнь и свободу. Давшие нам возможность жить, не отгораживаясь от окружающего мира, а открываясь ему и становясь его неотъемлемой самобытной частью.
   Как мы всем этим распорядились, другой вопрос...

Борис Бахметьев 19 августа 2025 г.

   *Тельман Гдлян - старший следователь Генеральной прокуратуры СССР, расследовавший коррупцию в высших эшелонах власти, затем демократический политик, депутат. В дни августовского путча ГКЧП был арестован КГБ, после провала госпереворота освобожден (прим. автора) 


Рецензии