Про потомственных дворян

    В последнее время увлеклась я архивными поисками своих корней с опорой на рассказы бабушек  и родителей,  с учетом еще более древних историй прадедов. И это оказалось крайне интересно, даже в некоторой степени детективно. В поисках материалов натыкалась на  дела, очень   характеризуюшие историческое прошлое страны. Вот одним из этих дел хочу поделиться. Но сначала надо рассказать о местечке, в котором все происходит.
     Корни по отцу мои из Бутурлиновки. До подарка Елизаветой  земель у реки Осередь Бутурлину, здесь тоже жили люди, в основном беженцы с Западной Украины, с Галиции. Метрические  книги с фамилиями, похожими на прозвища, это подтверждают. Бежать от польско-автрийского ига было легче людям, не привязанным к земле, то есть ремесленникам и слобода, которую потом назвали Бутурлиновкой, была из ремесленников. Политические конфликты и жесткое навязывание униатства в Галиции способствовали переезду части жителей Галиции на земли, приграничные  территории Московской Руси, которые были объявлены слабожанщиной, то  есть территорией свободной  от налогов. А люди, способные раз сменить место жительство ради свободы, быть крепостными Бутурлина  тоже не захотели. Поэтому, Бутурлин был вынужден частично перевезти на поселение народ из других своих поместий и даже закупить 200 душ из под Харькова.       Надо отдать должное большим изменениям в слободе Бутурлиновке с появлением хозяина земель. Слобода значительно выросла в связи  с  большим количеством привезенных крестьян и местного строительства, в том числе мельниц, развилось сельскохозяйственное производство. Потомки же Александра Борисовича Бутурлина  жили,  в основном, за границей в Испании, а хозяйством в имении занимались нанятые управляюшие. Периодически в неурожайные годы были бунты, которые подавлялись Острогожским гусарским полком. Народ требовал освобождения и был готов выкупится из крепости.  Графья же залезли в карточные и не карточные  долги, и согласились на выкуп. Жители Бутурлиновки вышли из крепостничества почти на 20 лет ранее официального освобождения крестьян, заплатив за свою свободу 2114335рублей, которые выплачивались до 1879 года.
То есть народ здесь жил специфический, активный, развивающий в слободе различные ремесла, так что к концу девятнадцатого века в слободе проживало более 30 тысяч жителей. Развивая свои производства, крестьянину совершенно не обязательно было входить официально в купеческую гильдию, вполне достаточно было платить ежегодный взнос и оставаться в крестьянском сословии. Раскрутившийся крестьянин мог иметь дом значительно больше и круче дома Бутурлина, который был цел  в слободке вплоть до революционного времени. Сапоги, которые шили бутурлиновцы, славились качеством и покупались для Преображенского полка царским двором.
 А теперь сама история.
    Мне попалось делопроизводство и переписка с Бобровским уездным исправником по вопросу высылки крестьянина Якова Кистенёва из слободы Бутурлиновка за оскорбление дворян.  Дело 1890 года.
        Если вы когда либо окажетесь в Бутурлиновке,  то экскурсовод  обязательно покажет вам  дом крестьянина Кистенёва и дом  крестьянина Павла  Нечёсова (младшего брата  Якова, моего прадеда).  Дома хорошо сохранились.  Дом  Кистенева крепкий трехэтажный  из красного кирпича. На первом этаже были помещения для  собраний.  Дом в центре слободки, за ним сад и хозяйственные постройки. Крестьянин Кистенёв имел свой винокуренный завод, на котором работало более 50 человек. Среди хозяйственных построек был и свинарник для семейных нужд.   Слыл крестьянин Кистенёв человеком хлебосольным и не жадным.  В доме своем первый этаж под слободские нужны отдавал бесплатно, коли надо. Ходили к нему бутурлиновцы разного сословия, кто рюмочку выпить, кто по делам торговым, кто денег занять. А кто-то и то, и другое, и третье.  И  дворяне ходили и купцы, и крестьяне. На задний двор редко кто заходил, что гостям там делать? Вот как-то зашел к Якову Павловичу  полицейский пристав, рюмочку выпил, потом еще одну.  Может, заблудился из-за рюмочек-то, что оказался  среди  хозяйственных построек двора. А там свинарник и над свинарником надпись красным « потомственные дворяне». И хоть пристав был после рюмочек, но покоробило его написанное: не порядок! Рюмочка - рюмочкой, но рапорт пристав  Жохов написал своему начальнику -  исправнику Бобровского уезда. Так и так мол, есть крестьянин Кистенев, владелец заводов, но надпись на его заднем дворе способствует…  Что в этой надписи нехорошие призывы. Пристав Бобровского уезда срочно накатал рапорт Губернатору Воронежской Губернии. Потому как: непорядок и возможны народные волнения. Губернатор тоже решил так дело  не оставить и накатал рапорт Министру Внутренних дел Российской империи. Оттуда пришел приказ: выяснить влияние надписи на народные волнения.
        И все необходимые действия для выяснения легли на того же пристава Жохова. И пришлось приставу Жохову проводить дознания всех:  друзей, коллег, приятелей, любителей рюмочки и работников Кистенёва на предмет надписи. В ходе дознания пристав выяснил, что надпись сделал приказчик по своей инициативе из оставшейся краски после маркировки бочек. Что Яков Павлович Кистенёв, поглаживая своих свинок,  называл их крайне ласково:   « почетные граждане». Потому как почет свинкам и уважение, хороший корм и теплая лужа. Выяснилось, что приказчик перепутал  « почетных граждан»  с   « потомственными дворянами». По требованию  пристава Жохова надпись закрасили. Да она никого и не вдохновляла на борьбу с властью,  так как была на заднем дворе и видели ее только работники этого двора.  Но писанины и дознаний на целую повесть хватит. Кистенёва не выселили из слободки, но  намекнули, если что, если дальше будет… 
        При дознании кое-кто из потомственных дворян уезда, что захаживали к Кистеневу на рюмочку, делились с приставом своей обидой на надпись и своими мыслями, почему Кистенев так не любит потомственных дворян. В ходе дознания выяснилось, что Кистенев хотел, чтоб его сын стал председателем местного земства, но эта должность как раз включала требование потомственного дворянства.  А просто хорошее университетское образование, которое Кистенев дал сыну, роли не играло. На дознания  у пристава ушло примерно с месяц, на переписку чуть больше.

Хочу поделиться с вами последним рапортом Его Превосходительству  Господину Воронежскому Губернатору  от  исправника Бобровского уезда. Рапорт гласит: « До слуху моего дошло, что в слободе Бутурлиновке  вверенного мне уезда, крестьяниным  той слободы Яковом Павловичем Кистенёвым, винокуренный заводчиком, была  повешена  над свиным катухом дощечка с подписью   « потомственные дворяне»; в следствии чего мною было поручено приставу 3 стана дознать, действительно ли  имеется над свинятником  Кистенёва подобная надпись.  Пристав  Жохов лично доложил мне, что надпись эта действительно существовала над  свиным катухом  и в настояшее время по требованию его, пристава, уничтожена как неуместная шутка; чтобы не было  цели у Кистенёва повторить подобную надпись.  Высокоблагородию предоставляю что имело и  хочу донести, что эта надпись впечатления на население равно никакого не произвела».

 И подпись: Приставы  Зотына, Жохов.
Вот так работала полиция в 1890 году. Плохо работала,  черте чем занималась.  А впереди  1 ноября 1994 года. Кровавая поступь последующих революционных событий.
2025г.


Рецензии
Здравствуйте, Марина!
Спасибо большое Вам за интересный и познавательный рассказ!
С уважением и радостью встречи,

Ирина 💕

Ирина Борис   18.08.2025 13:53     Заявить о нарушении
И вам спасибо.Увлекательное это дело- копаться в старинных документах. Я за год нашла большое количество интересных историй.А уж про прадедедов , умеющих выживать в исключительных и крайне негативных обстоятельствах, столько интересного узнала.Жаль, что в Бутурлиновке не сохранилось знаний, где был чей дом, кроме некоторых.Но можно поискать в архивах. Хотя многие дома сохранились.И так все близко становится: и прошлый век и девятнадцатый. Так что, Милостивая государыня, спасибо вам, что читаете.Что интересны мои поиски.

Марина Легеня   18.08.2025 18:25   Заявить о нарушении