Пыль партитура тишины
Нас учат видеть в ней тлен, забвение. «И в прах возвратишься». Мы смахиваем её с пожелтевших фотографий, изгоняя призрак запустения. Но что если это не конец, а самая спрессованная форма бытия?
Частица пыли, замершая на вашем плече, могла быть чем угодно. Пеплом сожженной Александрийской библиотеки, крошкой с посмертной маски Тутанхамона, вулканическим стеклом, погубившим Помпеи. Осколком метеорита. Засохшей слезой.
Все это так. Но я помню другую пыль. В доме моей покойной бабушки. Она не была золотистой и летучей, а серой, тяжёлой, слежавшейся. Она покрывала клавиши старого пианино, к которому никто не прикасался двадцать лет. И однажды я провёл по ним пальцем. Тишина не сменилась музыкой — её лишь прочертила немая, тёмная борозда в этом слое молчания. И я понял: эта пыль была не просто прахом истории. Она была кристаллизовавшейся тишиной одной ушедшей жизни.
И в тот миг я усомнился. Не романтизируем ли мы распад? Не пытаемся ли в отчаянной попытке найти смысл наделить его поэзией? Что, если в этом вечном танце нет никакой хореографии, а есть лишь безличный хаос энтропии? Что, если пыль — это не архив мира, а просто шум, помехи в эфире бытия, одинаково безразлично поглощающие и цивилизации, и наши с вами лица? Быть может, всё, что мы слышим — это не тихий шёпот истории, а лишь безразличный треск распада.
Пепел. Кожа. Космос. Сгоревшая звезда. Забытая слеза. Просто материя. Ничего более.
Но даже если и так, то выбор остаётся за нами. Услышать в этом шуме лишь бессмыслицу — или разобрать партитуру. Ведь гениальность, возможно, и есть эта отчаянная, эта великая человеческая способность: вслушиваясь в молчание космоса, собирать хаос распада в симфонию. И глядя на танец пылинок, понимать, что мы сами — тот луч света, в котором безликая пыль на мгновение становится золотом.
Свидетельство о публикации №125081801262