Диоген

ДИОГЕН

Как Диоген, зажегши свечи
и с фонарем идя на свет,
ты ищешь души человечьи,
где их давно в помине нет.

Средь площадной толпы безумцев,
где правит ярмарочный лгун.
Средь ряженых корыстолюбцев
от всех парламентских трибун.

Среди веселых и суровых,
среди пустых и низких сплошь,
пройдешь и, всматриваясь снова,
с последнею надеждой ждешь,

что неизбывным благородством
вдруг очарует чей-то лик,
и ты в душе отыщешь сходство
с тем, от чего весь мир отвык.

Но так же лицемерны речи,
и тот же в них гнетущий бред…
Ты ищешь души человечьи,
где их давно в помине нет.


2007


Рецензии
Здравствуйте, Николай Павлович.

Пишу под одним из свежеопубликованных Вами стихотворений, тогда как все три показались мне связанными настроением и острым ощущением нехватки важных вещей. Если в «Шуме» это нехватка умиротворяющей, дающей отдых и исцеляющей тишины, то в «Сети» и «Диогене» речь о живой душе человеческой, хотя и с разных углов зрения. Как Вы горько правы в том, что ничто не может заменить живого, тёплого человеческого общения. Потому и короток «срок для связей, дружб». Глубокая привязанность формируется при участии всех человеческих природ – и духовной, и душевной, и телесной. Как ребенку нужно много ласки, объятий, добрых слов живым, любящим родительским голосом, что вовсе не отменяет дисциплины и порядка, так и впоследствии, каждому человеку в любом возрасте нужен живой близкий человек рядом, объятия, пожатие руки, интонации голоса, жесты, иногда даже просто звук дыхания. Как хорошо Вы назвали человеческое притяжение золотом веков. Так называемый прогресс мне давно, еще со времен юности, представляется зловещим в том смысле, что всё больше и больше разделяет людей. Когда-то давно, очень давно, мой город славился вечерними чаепитиями. Можно было зайти к знакомым без предварительных договоренностей, просто узнать как дела и засидеться на кухне до темноты за разговорами. А мама рассказывала о жизни после войны в бараке на Шелепихе, как делали компанией уроки в теплые дни во дворе за большим столом, как под вечер выставляли в окно патефон и танцевали. Почти в каждом дворе звучала то гитара, то гармошка, пели часто. Школьная учительница, классный руководитель, приходила знакомиться в каждую семью своих учеников. А я застала педиатра старой школы, она приходила к нам, к маленьким моим детям, не только в день вызова, но и через день сама, если они болели с высокой температурой.

Унесло меня волной воспоминаний, Николай Павлович. А теперь, как Вы справедливо заметили, каждый посажен в сеть, как в тюрьму. И сложно выбраться, уклад жизни другой. А заглушить тоску по живому общению призван, наверное, тот самый информационный шум, о котором Вы написали. Живем как в ловушке. Идут разговоры, что классы в школе не нужны, учить можно при помощи ИКТ. Без комментариев.

И вот, выйдя из сети, вынырнув из волн шума, ищет герой человеческие души (это я, наконец, о том стихотворении, под которым пишу). Ищет живых, искренних, настоящих, глубоких, да еще с печатью благородства. И хочет отыскать сходство «с тем, от чего весь мир отвык». Отвык, Николай Павлович, Ваша горькая правда. Но, думается, подспудно, бессознательно, в самой потаенной глубине своей этот мир безумно, сильно, неизбывно тоскует по утерянному достоинству и благородству. И чем острей душа чувствует потерю красоты и благородства, свою искаженность, тем больше порой злится на всех вокруг. Не у всех, конечно, но часто. Это, с одной стороны, озлобление, бывающее у тяжело больных по отношению к здоровым, а, с другой стороны, массовое эмоциональное заражение определенным состоянием, когда в силу общей принадлежности определенному времени, месту, событиям становится общим душевное состояние. Этому трудно противиться, если нет внутри твердо, самостоятельно и осознанно принятых ценностей. Сейчас многие остаются инфантильными до самого зрелого возраста, а потому являются легко внушаемыми. Есть хорошая мысль у Бродского о том, что мир спасти не удастся, но отдельного человека всегда можно. Сразу вспомнился Макс Волошин, о котором читала недавно, он из приходящей к нему группы красных ли, белых ли выбирал для разговора кого-то одного и группа после мирно уходила. Мне кажется, что вот так и Поэт разговаривает с читателем один на один, только в такой беседе может быть настоящий глубокий контакт. Поэт своими строками, словно фонарем диогеновским, светит в глубину души. А там уж душа решает, хочется ли ей на свет.

Одинокие поиски героем душ человеческих побуждают вспомнить одну библейскую историю, которая меня неизменно вдохновляет и утешает. Это история пророка Илии, а конкретно эпизода его бегства в пустыню и обращения к Богу со словами, что весь Израиль забыл Бога и поклонился Ваалу, пророков убили и последнего Илию ищут убить. А Бог ответил, что соблюл семь тысяч мужей, оставшихся верными. И в жизни так бывает, когда в период потрясений, волнений, изменений на поверхности видно то, что обычно и плавает на поверхности. А настоящее скрыто.
Однако же, Вы правы, Николай Павлович, безумство и бред правят нагло и бесстыдно, а души не могут увидеть друг друга и опомниться.

Не хочется заканчивать письмо так пессимистично, поэтому несколько слов о сказочных героях и их фантастических прогулках.
Отвлекшись от научных исследований, писем, романов и премий, Кролик с Кеном единодушно сошлись на том, что я слишком часто Вас с Вашим героем дергаю и вытаскиваю из дома в то время как, судя по всем признакам, герой Ваш нуждается в длительном и полноценном отдыхе. Хроническую, накопленную с годами, усиливающуюся от безысходности и гнетущую усталость полагается лечить санаторно-курортным методом. Так они заявили, а Линда подтвердила. Удобство данного метода заключается в простоте исполнения – собирать вещи и куда-либо ехать не нужно от слова совсем, как говорится в народных кроличьих поговорках. Ваша задача запастись едой на несколько дней, взять книгу с полки, устроиться поудобнее в кресле и… Там уж на Ваш выбор. Если вытащили томик поэзии серебряного века, можете тут же оказаться в Коктебеле, услышать шум морских волн, чаек, ветра. А если в руку легла «Одиссея», Вас ждет целое морское путешествие, не мне Вам рассказывать. А можно и так: день на улочках Парижа, ночь с неизвестным африканским племенем у костра, под утро слушать начинающийся плач гитары и колокол над реками Гранады, потом спать и видеть во сне Царскосельский сад, античные статуи и растрепанный том Парни, перенестись к Бахчисарайскому фонтану (хан не будет против, а уж как женское население обрадуется!), и снова в Испанию, в Альгамбру слушать шепот легенд. Но для пущей пользы необходимо строгое соблюдение правил и режима, а именно:

1. Ответы в усталом состоянии и неважном настроении категорически не писать, зато читать отклики и письма всех любящих Вас читателей, выбирая понравившееся слова на завтрак, обед, полдник и ужин.

2. Новости не смотреть, разговоры у подъезда и на улице не слушать. Слушать шум листвы, травы, воды, страниц любимых книг и перьев канарейки Клавдии.

3. Вспоминать хорошее объемными, усиленными порциями. После основного приема порций принимать добавки и витамины – любимую музыку, любимые фильмы, любимые записи выступлений и интервью любимых актеров, музыкантов и др.

4. Спать в помещении, предварительно хорошо проветренном музами, под взмахи крыльев Пегаса, отгоняющего дурные сны.

5. Сны впускать строго после предъявления ими (снами) сертификатов соответствия на радужность, благостность и целительность. Без печати и подписей всех шаманянок сертификат не считается действительным.

6. Перед сном включать приемник радости и ловить волны любви, теплого сочувствия, нежной заботы, искреннего участия, добрых пожеланий от населения острова Шаман. Держать включенным не более 10 минут, дабы не утонуть в волнах.

Ну, вроде бы ничего не забыла. Инструкцию мне Линда прочла несколько раз и велела Вам передать и ничего не напутать.

Храни Вас Бог и святитель Николай.

Ника Марич   18.08.2025 08:55     Заявить о нарушении
Дорогие и любимые мои люди - ЛЮДИ, а уже всё остальное потом! Умение понять и прочувствовать, глубина Ваших характеров и убеждений, которые идут рядом, для меня ничуть не меньше, чем таланты, которыми вы оба владеете. Извините, что я часто беззастенчиво включаюсь в вашу беседу, но я не могу пройти мимо этого диалога. Николай, Вы как тот Диоген действительно пытаетесь найти Человека. Диоген говорил:
"Народ кругом, а Человека нет". Он объяснял, бродяжничая по улице днём с зажжённым фонарём, - "Ищу я Человека". Так и Вы, Николай, пытаетесь в суматохе наших безумных дней найти выход. Стихотворение написано много лет тому назад, но сейчас ещё более смутное время. А Ника! Какая умница всё разобрала до последней буковки, ещё раз подтвердив ту горькую правду, о которой мы думаем с великим переживанием. А какую инструкцию ей Линда передала! Точно надо следовать ей и Н.П. и всем нам. Ещё раз, Извините меня,
С уважением и самым искренним участием,
Алла.

Алла Балашова   18.08.2025 14:27   Заявить о нарушении