Исихазм
Подвижник восседает, главу к персям склоняя.
Дыхание смиряет, ум в сердце низводя,
"Господи Иисусе..." - молитва, как струя
Живой воды, течёт непрестанно.
Исихазм - путь древний, от отцов желанный,
Где в тишине священной душа встречает Бога,
Где умная молитва - единая дорога
К Фаворскому сиянью, к свету нетварному.
Григорий Палама, богослов державный,
Учил: есть свет особый - не от мира сего,
Тот самый, что апостолы узрели на Фаворе,
Когда Христос преобразился в горнем взоре,
И ризы стали белы, как снег сияющий.
Сей свет - не символ, но энергия живая
Божественной природы, благодать святая,
Что может озарить и человека тленного,
Коль будет он искать Бога смиренно.
"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий..."
Слова простые эти душу тревожат,
Как капли долбят камень, так молитва
Смягчает сердце, делает открытым
Для благодати Божией приятие.
"...помилуй мя грешного" - в покаянии
Рождается смирение глубокое,
И сердце, прежде к страстям жестокое,
Становится обителью молитвы.
Сначала произносятся слова те устами,
Потом - умом, внимание собрав местами,
Но цель - чтоб сердце само возглашало
Имя Иисусово, и не уставало
Ни днём, ни ночью славить Спасителя.
И вот приходит час для подвижника-молителя,
Когда молитва входит в сердце навсегда,
Как дыхание - естественна она тогда,
Как биение сердца постоянное.
Старец рассказывал о том состоянии:
"Проснёшься - а молитва уже в тебе звучит,
Заснёшь - она в сердце стучит,
Как пульс духовный, неумолкающий.
И вдруг приходит свет, в душе сияющий!"
О, тайна обожения великая!
Когда природа человека дикая
Преображается благодатью Божией,
И становится, по слову святых, по возможности
Богом по благодати, не по существу.
Как железо в огне - само не став огнём -
Приемлет все свойства его: и жар, и свет,
Так человек, в котором Бога след
Молитвой углублён, весь светом наполняется,
Весь в Боге растворяется.
Исихасты видели свет несозданный,
Тот самый, что Моисею был данный,
Что Павла ослепил на пути в Дамаск,
Что озарял святых во всякий час
Их подвига молитвенного.
Симеон Новый Богослов вдохновенно
Писал о свете том: "Он ярче солнца!
И тот, кто зрит его, уж не вернётся
К прежней жизни, ибо видел славу
Божию, пред которой меркнет слава
Всего земного, тленного, пустого."
Но путь исихаста - не для духа праздного.
Сначала - очищение от страстей заразных,
Покаяние глубокое, слёзное,
Борьба с помыслами - дело грозное,
Требующее мужества и воли.
Потом - бесстрастие, когда уж боле
Не властны страсти над душою,
И сердце, чистое росою
Благодати омытое, готово
Принять сияние Христово.
И наконец - созерцание, где ум и сердце
В единстве пребывают, отверзши дверцу
Для света Божьего, что наполняет
Всё существо и преображает
В сосуд божественной любви.
Палама учил: "В светоносной ткани
Божественных энергий, в океане
Нетварного сияния купаясь,
Святые, с Богом соединяясь,
Не теряют своей личности, природы,
Но, как в танце дивном хороводы,
Кружатся вкруг Творца в любви блаженной."
Монах в пустыне, старец вдохновенный,
Годами произносит: "Господи Иисусе..."
И вот однажды, когда в искусе
Последнем дьявол мучит сомнением,
Вдруг озаряется видением:
Свет неизреченный наполняет келлию!
И видит он - о чудо! - не поделию,
Не часть, но всего себя пронзённым,
Насквозь светом тем пронизанным, блаженным.
И понимает: это не извне приходит,
Но изнутри, из сердца происходит
Сияние Христово благодатное.
Слёзы текут - но то слёзы радости,
Что слаще всех земных сладостей.
И чувствует: преобразился весь он,
Хоть внешне тот же - но воскресен
Уже отчасти, предвкушает вечность.
О, человеческого естества беспечность!
Мы созданы для обожения, для света,
А прозябаем в тьме, забыв про это,
В страстях и суете теряя годы,
Когда могли бы быть свободны
От тлена, смерти, греховного плена.
Исихазм - не бегство от мира, не измена
Любви к ближнему, но углубление
В ту бездну, где происходит единение
С Источником любви всесовершенной,
Чтоб после, силой той блаженной,
Служить и ближним, неся свет миру.
Как Серафим Саровский, старец смиренный,
Стяжав Духа Святого, неизменно
Встречал всех словом: "Радость моя!"
И тысячи, к нему придя,
Преображались от его сияния.
Или Паисий Святогорец - в молчании
Молитвы Иисусовой достигший меры,
Что исцелял одним лишь взглядом веры,
И утешал скорбящих без числа.
Так продолжается в веках судьба
Исихастов - быть светильниками Божьими,
Напоминать нам о путях возможных,
О том, что человек призван к обожению,
К преображению, к соединению
С Творцом в любви неизреченной.
Блажен, кто понял истину священную:
Что Бог стал человеком не напрасно -
Чтоб человек мог стать причастным
Божественной природе, света полным,
И Фавор - не только для апостолов,
Но каждому открыт, кто ищет Бога
В молитве сердца, на исихии дороге!
"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
Помилуй мя грешного!" - и может,
Когда-нибудь и нам дано узрети
Тот свет нетварный, что на всей планете
Сияет тайно в душах святых,
Молитвенников, подвижников благих,
Что держат мир молитвою своею,
И благодатью Божией лелеют
Надежду нашу на преображение!
Свидетельство о публикации №125081704424