Графиня
И в частности на литературу, оказал "Девятый вал" Айвазовского,
То обнаруженные обстоятельства способны свести с ума людей
Впечатлительных и, вдобавок, со слабой нервной конституцией.
Репродукция этой картины была самой продаваемой на ярмарках:
Купцам нравилось распивать чай вприкуску, посматривая на такое обилие воды, что и не приснится;
Чиновники приобретали картину из верноподданнических соображений; крестьяне - как правдивое изображение адских мук.
Наверное, такая репродукция висела и на стене кабинета у Антон Палыча Чехова.
Как ещё можно объяснить ту композицию, которую он избрал для своей первой крупной работы -повести "Степь".
Попробуем воссоздать этапы, которые пришлось пройти великому писателю,
Покуда он не написал последнее слово в рукописи "Конец" и не отдал своему издателю.
Наш рассказ будет касаться вообще того, как литераторы расправляются с возникающими в процессе творчества проблемами.
Так Григорович требует создания "крупной вещи", стилизованной под малоросские повести Гоголя.
С названием определились - "Степь". Долго репу чесать не будем - перед глазами "Девятый вал".
Там - обломки мачты в море, у нас - караван в пустыне, вернее не караван, а обоз, везущий тюки с шерстью по степи.
На картине - шесть потерпевших кораблекрушение, и у нас пусть будет шестеро несчастных, у которых всё лучшее - в прошлом.
Шесть - это хорошее число для драматургии. Оно позволяет создать завязку: одна пара - это друзья, вторая - два лица, испытывающие неприязнь друг к другу; третья - массовка, или хор, как в греческой трагедии.
Назовем наши пары: Пантелей и Вася, Дымов и Емельян, и соответственно, Кирюха и Стёпка.
В записной книжке есть с десяток анекдотов, которыми можно одарить персонажей, чтобы они выглядели как живые.
От лица кого бы вести само повествование?- От лица девятилетнего мальчишки!
Да где его взять? - Да долго ли! Шерсть-то не бесхозная, кому-то принадлежать должна! Пусть и будет у неё владелец какой-нибудь Иван Иванович!
А мальчонка пусть племянником ему приходится - учиться в гимназию его попутно с делом везут.
Да как его одного что ли отправили, с рыбарями, как Михайло Ломоносова?
Зачем! Ехал пусть он поначалу с дядей, а потом пересадили, логично?
Да у меня еврейчик один молодой занятный, художник, столько смешных историй от него слышал -
Не знаю,куда бы их вставить! - Да сюда в повесть и вставь! Пусть герои прежде, чем мальчика на воз из дядиной брички пересаживать,
На постоялый двор к жидам заедут - чай попить. - Хорошая идея с постоялым двором! Мой художник-то постоянно на равнодушие окружающих к своим страданиям жалуется,
Вот я и размещу, для смеха, на стенке залы этого двора гравюру - "Равнодушие человеков"!
Хорошо бы тогда гостеприимное это заведение особо грязным показать,
Если уж комедию ломать охота: типа,бунтари живут - сожгли отцовское наследство в печи!
Ага! Прям как Настасья Филипповна у Фёдора! Князь Мышкин! -
Я тебе хочу сказать, что князья да графы хорошо у публики заходят:
Одни Серебряный с Монте-Кристо чего стоят! -
Есть у меня идейка одна с графиней! - Вот и опиши её, и непременно порочной сделай: красота и порок - востребованы на рынке всегда!
Вот и состряпали под милый разговорчик почти роман - осталось записать!
"ИЗ N., УЕЗДНОГО ГОРОДА Z-ОЙ ГУБЕРНИИ, РАННИМ ИЮЛЬСКИМ УТРОМ ВЫЕХАЛА И С ГРОМОМ ПОКАТИЛА
ПО ПОЧТОВОМУ ТРАКТУ БЕЗРЕССОРНАЯ, ОШАРПАННАЯ БРИЧКА..."
Свидетельство о публикации №125081703630