Эстеты

После монументальных полотен Шишкина и Айвазовского,
Чьи габариты чуть ли не два метра на полтора,
Картина Левитана "Березовая роща" (1889) кажется
Просто крошечной - её размеры: 30 x 51!





Но для русской культуры её значение едва ли мало!
До создания этого шедевра никто и понятия в России,
В общем-то, не имел, насколько образ "белой берёзоньки" -
Важный архетип для самосознания русского человека.




Сергей Есенин закрепил в стихах "молоко берёз",
И с тех пор души эмигрантов и заключённых тоскуют
Именно по этой породе дерева, которое, собственно,
Малоценно: в строительстве негодно - только баню топить.





Связано ли это между собой или нет, но факт остаётся фактом:
Это русский писатель Чехов под впечатлением от красот Бабкино,
Подмосковного имения брата российского посланника в Париже,
Своим восхищением, возможно, и надоумил еврея Левитана.





Исаак Ильич пожал плечами и с присущим только его нации вкусом
Изобразил ту прелесть, которая вдохновляет уже почти полтораста лет
Тех, кто если уж и собрался стреляться, то непременно среди берёзок средней полосы.




Пусть эти, вышеприведённые слова, станут небольшим предисловием
К нашему анализу этой живописной работы, не оставляющей равнодушным никого.
Снова - диагонали, снова - поиск конфликта! Линия, на которую стоило бы обратить внимание,
Исходит не из самого нижнего правого угла картины: её начало чуть смещено влево.
На этой воображаемой диагонали расположены в ряд три берёзы.





Линию, должна которая нести идею, конкурирующую с заявленной в образе трёх берёз,
Проведём из нижнего левого угла до точки пересечения условного горизонта с правым краем картины.
Как назло, на ней ничего нет кроме травы и тени от деревьев.
Моя теория об обязательном внутреннем противоречии в пейзаже, как необходимом условии для воздействия на зрителя, в этом случае подвергается суровому испытанию!





Ощутимое воздействие есть, а конфликта - нет! Ни одного объекта,
Ни одной мало-мальски значимой фигуры - только тень и трава!
Собственно это и должно насторожить вдумчивого критика: такое положение несвойственно живой природе.
Обычно берёзы в роще растут среди другой растительности - подлеска.






Одинокими и отдельно стоящими эти деревья могут быть только в условиях,
Если на окраине леса растительность между ними вытоптана скотом.
Второй вариант - это заботливое вмешательство человека, что мы и можем
Наблюдать в парках, где предусмотрены такого рода работы для создания соответствующего впечатления.
Перефразируя немного слова Константина Станиславского, можно сказать:






           ТАКОЙ ПАРК РАСТЁТ И ЦВЕТЁТ ДЛЯ ПРИХОТИ,
           ДЛЯ ГЛАЗ ИЗБАЛОВАННЫХ ЭСТЕТОВ...


Рецензии