Анализ стихотворения Н. Гумилёва Ужас

Как и в прошлый раз, я приведу лишь свою интерпретацию произведения. Мнение читателя может кардинально отличаться от моего. Однако суть любого толкования заключается именно в том, чтобы продемонстрировать, насколько разнообразными могут быть углы зрения. Мой обзор будет коротким и лаконичным. По крайней мере, я на это надеюсь.

Итак, наш лирический герой повествует о некоем пространстве, напоминающем музей. Он в полной тишине движется вперёд по коридору, в нишах которого находятся статуи. Такие слова, как «враг», «враждебный», «пришлец», говорят о том, что герой забрёл на чужую территорию. Слово «тишь» подчёркивает, что своим присутствием он нарушает хрупкий покой этого места.

Стоит заметить, что коридоры, как и лабиринты, олицетворяют строение головного мозга: его извилины напоминают разветвления путей и троп. Следовательно, пространство, в которое попал герой, — это не что иное, как разум. А статуи в нишах — образы и идеи, разложенные по этим коридорам. Герой долго идёт мимо них, и их враждебность обусловлена его безразличием. Если за каждым образом закрепить слово, то эти статуи — слова, которые он обходит, не находя среди них того единственного, что бы привлекло внимание, словно посетитель музея, не способный найти экспонат, перед которым он бы остановился.

Вокруг героя царит статика, смерть, бездействие. Он окружён хламом инертной предметности, сон которой нарушается чёткими последовательными шагами логического раскрытия мысли. Путь к мысли лежит через последовательность. Поэтому шаги сравниваются с зловещим маятником, раскачивающимся из стороны в сторону, — символ диалектического развития.

Самые тёмные глубины здания символизируют подсознательное — закулисье разума, где принимаются основные решения. Здесь находятся колонны, на которых держится кровля здания — личность героя. Это — опыт, память, инстинкты и чувства. Внутри колонн обитает некое существо — тёмный управленец, хозяин этого пространства. Его фигура едва заметна, она скрыта в тени.

Подойдя ближе, герой сталкивается с ужасающей картиной. Перед ним химера — существо с пленительным телом девицы и мордой гиены. Пасть в крови, глаза — зияющая пустота. Это чудовище — и есть владелец этого дома, хранитель «враждебно молчащих статуй» и «угрюмо застывших вещей».

Заметив гостя, оно произносит: «Ты сам пришёл сюда, ты мой». В этих словах — приговор. Герой вошёл в пространство, где встреча с этим существом была предрешена. Здесь звучит знакомый мотив: вход в пещеру с драконом, встреча двух противоположных сил.

Осматриваясь и вслушиваясь, герой понимает: зверь — это он сам. Демон с изящной фигурой и отвратительным лицом — его собственное отражение, размноженное зеркалами. Эхо тревоги разносится по всем углам этого внутреннего дома. Со всех сторон раздаётся ужасающее: «Ты — мой». Герой впервые осознаёт, что страшнейший монстр скрыт глубоко внутри него.

Если считать путь, пройденный героем, сном, то осознание того, что злейший враг человека — он сам, становится своего рода пробуждением. В этом смысле между названием стихотворения и состоянием подлинного пробуждения можно смело поставить знак равенства: ведь глубокое самоисследование, тревожное погружение внутрь себя приводит к ошеломляющим последствиям, превращая человека либо в победителя, либо в побеждённого.


Рецензии