Неявный средний род в иврите

* * *
Если ветер в лицо, и дорога под солнцем –
не имеет значения пол.

Почему дерево – оно, а земля – она? Диван – он, а кровать – она?
Грамматическая категория рода (отсутствующая в современном английском и
подавляющем большинстве других языков мира) первоначально должна была происходить
от преобладания в слове признака, воспринимавшегося как мужской или женский.

В случае их баланса слово получало средний род, без которого славянские и
германские языки, наиболее близкие нам, утратили бы значительную часть своего
очарования и структурного разнообразия в области личных окончаний.

* * *
Пусть не покинут вас и нас
спасительные der, die, das!
От них троих теплей в груди,
чем лишь от пары der и die.

Принято считать, что в иврите нет среднего рода. И вот, на странице 322
переводного учебника Любы Ювилер и Нахума М. Бронзника «Основы иврита» (1993)
мы натыкаемся на понятие существительных общего, т. е. (по сути) среднего рода:
[шЭмэш] (солнце), [рУах] (ветер/дух), [панИм] (лицо), [дЭрэх] (дорога).

И правда, как соотнести солнце с тем или иным началом, если оно вмещает оба?
И если ветер (как символ движения и жизни) и дух не имеют пола, то как может его
иметь Высший Дух Божий? Напомним, в исламе Бог, будучи целостным и совершенным
Существом, пола не имеет. Отсюда рукой подать до утверждения «Бог есть любовь».

Набор существительных общего рода (солнце, ветер, лицо, дорога) легко запомнить
по двустишию, приведённому в начале. А вот утверждение об отсутствии среднего
рода в иврите после всего сказанного оказывается под вопросом. Четырёх названных
слов достаточно, чтобы утверждать, что он:

* * *
Простите, Ваша честь,
в иврите тоже тайно есть!
Пусть не вполне и не сполна,
как незаконная жена,
пока он явно окружён
теплом четы законных жён.

(2025)


Рецензии
Прочла с большим интересом Вашу работу, Василий!

Всегда считала, что Творец / или Бог / настолько совершенное существо /или нечто иное/,что не может иметь пола, в этом мне близко утверждение ислама.

К сожалению, я не знаю ни иврита, ни немецкого, не могу судить
о тонкостях, но согласна – тайны есть в каждом языке...

Вероятно, лингвист, написал бы Вам гораздо более глубокий отклик,
прошу прощения.

С неизменным уважением,
Ирина.

Ирина Тарковская   25.08.2025 12:51     Заявить о нарушении
Большое спасибо за позитивный отклик, Ирина!
Всегда в таких случаях цитирую известную фразу Ошо:
"Не могу Вас простить, потому что Вы ни в чём не виноваты".

И ещё одну: "Бегите от тех духовных учителей, которые говорят вам, что вы
несовершенны. В каждый момент времени вы совершенны ровно настолько,
насколько это в ваших силах. А будете ещё совершенней!"

Лингвисты работают с оболочками мыслей – словами и выражениями. Поэты же
(а все они, как правило, хорошие аналитики) работают непосредственно со смыслами.

Безусловно, совершенное Существо не может быть половинчатым. Поэтому, как говорил
Шри Чинмой: "Бог – это наша Всевышняя Мать и наш Всевышний Отец". Поэтому Он, как
и первый человек, соединяет в себе оба начала – мужское и женское. Он среднего
рода, как То из Иша-Упанишады, которое движется и не движется (как речка),
далеко и близко, внутри и снаружи и т. д.

Это позволяет легко решить вопрос о правильном произношении тетраграмматона ЙhВh.
Их два: [яhвЭ] (м.р.) и [йэhовА] (ж.р). Подобным образом звучат многие ивритские
существительные и прилагательные. Например, [ярОк] (зелёный)/[йэрукА] (зелёная);
[морЭ] (учитель)/[морА] (учительница), [рофэ] (врач)/[рофъа] (учительница).

Не знаю, какой иностранный язык Вам ближе, но очень рекомендую изучение того
из них, который вызывает в Вас самые тёплые чувства. Учиться никогда не поздно!..
Что касается языков, то я заметил, что они позитивно влияют на центры, отвечающие
за стихосложение. Самые лучшие свои стихи я написал в юности после работы с
немецкими текстами.

Иврит хорош его звуковыми подобиями типа [дЭрэх] (дорога), [шамЭнэт] (сметана),
[авИр] (англ. air воздух), [кцат] (чуть), [кровИм] (родственники), [кацАр]
(нем. kurz короткий) и т. д. и т. п., которые являются живыми и волнующими
отголосками праязыка, предшествовавшего разделению на языковые семьи.

Со встречным уважением и наилучшими пожеланиями, В. С.

Василий Слынько   25.08.2025 21:14   Заявить о нарушении