Я живу далеко от грохота поездов

Я живу далеко от грохота поездов,
Точнее, я их просто не слышу.
Но когда-то я жил у больших железнодорожных мостов
И видел вокзальную крышу.

Каждый день прокатывался грохот составов
Гудки возвещали о движении масс.
К этому привыкаешь, что к скрипу суставов,
Изношенных в очередях у железнодорожных касс.

Звуки не подтверждали моего присутствия,
Громыхали о чьих-то жизнях и посылали на…
С ними я обретал толстокожесть бесчувствия,
А по ночам мне снилась тишина.

Однажды я купил билет на поезд,
Чтобы доехать до тишины
Непроницаемой, в которой я буду спокоен,
И с которой мы друг другу нужны.

Конечно, это домик в деревне,
Где скрипучие половицы и потрескавшаяся печь,
Где врастаешь в землю, как было издревле,
Где удобно состариться и умереть.

Где по ночам тишина наваливается слепо,
Поглощая шум ветра, жужжание мух.
Мне снятся стуки колёс и сцепок.
Но мой день плавает в воздухе, как тополиный пух.


Рецензии
Добрый день, Павел.
Решила вам здесь написать. Прочитала оба стих-я, которые вы представили как акцентники. Что могу сказать? Это стих-е мне больше понравилось, чем второе, про естественный отбор. Второе сильно портит финал:

"Помни - акулы и крокодилы придуманы для того,
Чтобы показать кукиш естественному отбору".

Не по смыслу портит, а вот этим глаголом в назидательной форме. Даже если здесь есть ирония, всё равно плохо. Так и просматривается автор, который грозит указательным пальцем: "Поооомни!"

А что касается формы обоих стих-й, то почему вы решили, что это - акцентный стих? Боюсь, что если бы я проводила задуманный конкурс, то не приняла бы их на первый этап. Может и хорошо, что не проводила. Всё же поясните, как вы строили ритм здесь?

Елена Чалиева   16.08.2025 11:05     Заявить о нарушении
В этом стихотворении:
В нечётных строках по четыре акцентных ударных гласных, в чётных – по три.
В каждой строфе в некоторых строках есть по три-четыре безударных гласных.
Почему Вы решили, что этот стих – не акцентный?

Пример:
Я живУ далекО от грОхота поездОв,
ТочнЕе, я их прОсто не слЫшу.
Но когдА-то я жил у большИх железнодорОжных мостОв
И вИдел вокзАльную крЫшу.

Павел Сабинский   16.08.2025 11:26   Заявить о нарушении
КАждый день прокАтывался грОхот состАвов
ГудкИ возвещАли о движЕнии масс.
К Этому привыкАешь, что к скрИпу сустАвов,
ИзнОшенных в очередЯх у железнодорОжных касс.

У- - -У- - -У- - -У-
-У- -У- - -У- - -
У- - - -У- -У- -У-
-У- - - - -У- - - - У-

Пример из инета:

Не ве́рю, что е́сть цвето́чная Ни́цца! (4 ударных слога)
Мно́ю опя́ть славосло́вятся мужчи́ны, (4 ударных слога)
залё́жанные, как больни́ца, (2 ударных слога)
и же́нщины, истрё́панные, как посло́вица. (3 ударных слога)
(Облако в штанах, В. Маяковский)

Павел Сабинский   16.08.2025 11:51   Заявить о нарушении
пардон, последняя строка формулы:
-У- - - - -У- - - - У- -

Павел Сабинский   16.08.2025 11:55   Заявить о нарушении
Я так решила, потому что ваша схема иктов (ударных слов) не получается. Поясню на вашем примере:

Я живУ далекО от грОхота поездОв, - 4 икта, согласна.

ТочнЕе, я их прОсто не слЫшу. - Соглашусь на 3 икта, хотя я бы при чтении сделала икт на "я Их", так как те слова, что вы читаете без ударения автоматически сливаются с иктовым словом. Прочитать как одно "яихпрОсто" - не очень.

Но когдА-то я жил у большИх железнодорОжных мостОв - Здесь точно 5 иктов, так как уж здесь "яжилубольшИх" - ну никак не катит. В этой строке 5 иктов чётко просматриваются: Но когдА-то я жИл у большИх железнодорОжных мостОв.

И вИдел вокзАльную крЫшу. 3 икта, согласна.

Вам надо сделать чётче икты, иначе стих-е превращается в рэпчик. Например, на этом же отрывке:

Я живУ далекО от грОхота поездОв, 4 икта
ТочнЕе, я Их не слЫшу. 3 икта
Но когдА-то я жИл у железнодорОжных мостОв 4 икта
И вИдел вокзАльную крЫшу. 3 икта

Или все строки на 4 икта можно сделать - ритм будет чётче:

Я живУ далекО от грОхота поездОв, 4 икта
ТочнЕе, я Их прОсто не слЫшу. 4 икта
Но когдА-то я жИл у железнодорОжных мостОв 4 икта
И вИдел большУю вокзАльную крЫшу. 4 икта

Елена Чалиева   16.08.2025 11:57   Заявить о нарушении
Елена, если в акцентном стихотворении гоняться за ритмом, то оно превратится в силлабо-тонику.
Я проверял эти стихи программой анализ стихотворений (aapsoftware.ru):
http: // service . aapsoftware . ru/poet2/
(пробелы убрать)
Результаты программы совпали с моими представлениями

Павел Сабинский   16.08.2025 12:06   Заявить о нарушении
У классиков, в том числе у Маяковского, часто можно видеть, что, например, в 4-х иктовом стих-и вкрапляются строки на 3 икта или 5 иктов, т.е. они отступают от определения акцентного стиха, нарушают. Но они классики, а в учебном конкурсе я бы стала требовать акцентные стихи без нарушений, так как прежде чем нарушать правила надо научиться их соблюдать.

Елена Чалиева   16.08.2025 12:06   Заявить о нарушении
Нет, не превратится в силлабо-тонику. В акцентном стихе можно и нужно использовать длинные слова. И не в каждой строке должны быть интервалы между иктами больше трёх - такой обязаловки нет.

Елена Чалиева   16.08.2025 12:10   Заявить о нарушении
С интервалами я согласен, в этом стихе так и есть.
Но с "иктами" - нет. Добавлять ударения для лучшей рифмовки ненужно.

Павел Сабинский   16.08.2025 12:17   Заявить о нарушении
Павел, в акцентном стихе ритм и так очень расшатан - он держится ТОЛЬКО на иктах и рифме. Если ещё и икты "гуляют", то это уже рэп - говорение под музыку с использованием рифм (и то не везде рифмы бывают). Сейчас многие на Стихире так и пишут, называя это тоникой (синоним акцентного стиха) или рифмованным верлибром (хотя такого понятия в теории стихосложения не существует). Именно по этой причине я и хотела провести конкурс по акцентному стиху, чтобы авторы хотя бы понимали, что они пишут. Уж если пишешь рэп, то так и говори, не стесняйся. А проводить конкурс не решилась потому, что в принимающие редакторы приглашать некого. Теорию хорошо знает Тимофей. Хотя он пишет в основном силлабо-тонику, но, думаю, что и в акцентном стихе разбирается. Но не могу же я его два раза подряд просить помогать. Гольгертс знает всё, но ему вечно всё не нравится, особенно если его не выбрали победителем - мне такого принимающего не надо. Просмотрела весь список резидентов - приглашать в принимающие просто некого. И опять самой всё везти - да ну нафиг. Тем более ещё и недовольные появились - указывают тут, кто достоин быть победителем, а кто - нет. Не нравится что-то - так не участвуйте. Я никого в СКП силком не тащу - сами приходят.

Елена Чалиева   16.08.2025 13:22   Заявить о нарушении
Что касается вашего: "Добавлять ударения для лучшей рифмовки ненужно", то вы же понимаете, что читатель, когда начинает читать ваше стих-е, он понятия не имеет, что вы написали именно акцентный стих на 4 и 3 икта. Он просто читает начало, пытаясь уловить ритм. А уловить тот, что вы задумали, он не сможет, потому что он привык делать ударения на всех значимых словах в любой фразе. Вы же не сможете его за руку одёргивать: "Здесь не ударяй, не добавляй ударения для лучшей рифмовки!" Если в середине стих-я, когда ритм понят и принят читателем, что-то ещё могло прокатить без ударения, то в первой строфе нужно ритм чётко задать. И акцентного стиха это касается даже в большей степени, сем в силлабо-тонике, так как ритм более сложный.

Как видите, Павел, как тема конкурса - сложная была бы для наших авторов, для многих не по силам.

Сетевой Клуб Поэтов   16.08.2025 13:47   Заявить о нарушении
Да, Елена, когда пишешь акцентный стих, сбивается "автоматическая" рифмовка и "иктанье", поселившиеся в подсознании в результате длительного написания силлабо-тоники.
Бог с ним, с конкурсом.

Павел Сабинский   16.08.2025 14:54   Заявить о нарушении