63-й урок

Запишем методом Ильи Франка текст 63-го урока из переводного учебника Любы Ювилер
и Нахума М. Бронзника «Основы иврита» (1993), с. 317. Ударные гласные в русской
транскрипции выделены большими буквами. Если ударение не указано, то оно падает
на последний слог. КРУПНО (PDF, DOCX): https://disk.yandex.com/d/_i1UsCcVlOT_HA

ПРИМЕЧАНИЯ

1. И снова мы сталкиваемся с ситуацией, которая едва ли была возможна
в беседе между вассалом (правителем завоёванной страны) и сузереном
(Александром Македонским). Подобная дерзость из уст вассала полностью
исключается, как и разговор на равных, что легко доказывается практикой
современных отношений между начальниками и подчинёнными.

Это уже не первый рассказ в этом самоучителе, где свойства и возможности
праведных раввинов и царей явно преувеличиваются. Даже лёгкая тень неуважения
к Александру закончилась бы немедленной казнью или заточением. Но ведь сказки
тем и хороши, что в них возможно невозможное.

2. Ситуация с кладом, обнаруженным в поле (этот яркий образ использовал и Иисус
Христос в своей притче о жемчужине), выглядит немного и приторно, и комично,
напоминая известный диалог:

– Позвольте мне уступить Вам!
– Позвольте Вам не позволить.

3. Видя подобную взаимную уступчивость и сводящую скулы честность, местный
правитель мог бы изъять клад в пользу царской казны (своей или Александра,
что более вероятно). Но он поддался приступу коллективного благородства и
разделил клад поровну между продавцом поля и покупателем, заодно обеспечив
свадебный подарок их детям. Любопытно, что у покупателя он спросил о сыне
(активное начало), а у продавца – о дочери (пассивное). Сразу вспоминаются
баннеры возле одноэтажных домиков в райцентрах: «Продам. Звонить по тел.».

4. Услышав о кладе, Александр был бы вынужден потребовать его себе, поскольку
недра завоёванной страны принадлежат завоевателю. Не вассальского ума это дело –
клады кому ни попадя раздавать. Но мы ведь говорим о сказке, столь же прекрасной,
сколь и невозможной.

5. А как бы в такой ситуации поступили мы? Позволили бы себе позволить или не
позволили? Превзошли бы в благородстве покупателя, продавца и правителя, вместе
взятых, отдав серебро, золото и драгоценные камни нуждающимся? Где проходит грань
между разумным эгоизмом и самоубийственным альтруизмом? И почему два взрослых
человека не сумели самостоятельно уладить дело так, как им подсказал вассал
Александра?

6. «Если так», – спокойно сказал король, – «то солнце светит и дожди идут в вашей
стране только благодаря скоту, животным и птицам!» (читай: «А не благодаря тебе,
негоднику. И как тебя земля носит?» – Но ведь солнце восходит над злыми и
добрыми, и дожди поливают праведных и неправедных).

Это самое сложное место для понимания (если допустить, что Александр стерпел
такое оскорбление). Здесь природные блага напрямую связываются с моральным
климатом в обществе, отсылая нас сразу к нескольким библейским историям,
в которых Бог карал людей за грехи огнём, водой, неурожаями и т.п.

Если система «человек-природа» содержит взаимную положительную обратную связь, то
можно сделать и обратное утверждение: «Природные кризисы и катаклизмы негативно
сказываются на моральном состоянии общества». Моральный упадок и кара Божия
образуют кольцевую структуру, в которой причина и следствие могут меняться
местами.

Если вулкану суждено взорваться, то высочайшая праведность жителей, населяющих
его склоны, ничего не изменит. Если газовая конфорка включена и горит под
чайником, наполненным водой, никакие молитвы, подаяния и посты не изменят и не
отменят его вскипание. Так через этот учебный текст мы приходим к важному выводу
о взаимозависимости социальных и природных явлений, что неудивительно, поскольку
все они являются частью целостной, единой и неделимой материально-духовной
Вселенной.

* * *
Бишвиль ми (Ради/для кого) зорАхат (светит) ha-шЭмэш (солнце)?

АлексАндэр ha-гадоль (Александр Великий), мЭлех явАн (царь Греции),
каваш мэдинот работ (завоевал страны многие) ба-цафон (на-севере)
у-ва-даром (и-на-юге), ба-мизрах (на-востоке) у-ва-маарав (и-на-западе).

Ми-зман ли-зман (Время от времени/«от-времени к-времени») hая мэвакэр
(он посещал/«был-он посещающим») ба-мэдинот (страны/государства) шэ-каваш
(которые-завоевал-он), ки раца (потому-что хотел-он) леhакир эт ha-мацав
(узнать обстановку/состояние) ми-каров (вблизи) вэ-лиръот (и-увидеть)
эйх митпатхим (как развиваются) ha-иньяним (дела).

пАам ахат (Однажды/«раз один») бикэр алексАндэр (посетил Александр)
бэ-Эрэц ахат (страну одну), шэ-hайта йэдуа (которая-была известна)
бэ-минhагЭhа ha-яфим (обычаями-её прекрасными).

Каашэр яшав (Когда сидел) алексАндэр бэ-армон (Александр во-дворце)
ha-мЭлех шэль ha-Арэц ha-зот (царя страны этой), hофИу (явились) шнэй анашим
(два человека) лифнэй ha-мЭлех (перед царём) ле-мишпат (на-суд). hистакэль ба-hэм
(Посмотрел на-них) ha-мЭлех (царь) вэ-шааль отам (и-спросил их):

– Ма ha-рив (Какой спор/ссора) бэнэйхэм (между-вами)?

анА ha-ришон (Ответил первый):

– Лифнэй хОдэш (Тому-назад месяц) канИти садэ (купил-я поле) мэ-ha-иш ha-зэ
(у-человека этого). Каашэр hитхАльти лахпор (Когда начал-я копать) ба-адама
ha-рака (в-земле мягкой) кэдэй линтОа эц (чтобы посадить дерево), пагАти
(наткнулся) бэ-мАшэhу кашэ (на-что-то твёрдое) митАхат (внизу).

hифсАкти ле-рЭга (Остановился-я на-мгновение). Каашэр hимшАхти лахпор
(Когда продолжил-я копать), мацАти (нашёл-я), ле-hафтаати ha-гдола
(к-удивлению-моему великому), оцар шэль кЭсэф вэ-заhав (клад из серебра
и-золота), тахшитим (украшения) ва-аваним йэкарот (и-камни драгоценные).

Мияд hалАхти эль ha-мохэр (Сразу пошёл-я к продавцу) леhагид ло (сказать ему)
ма шэ-кара (что произошло) у-леhашив ло (и-вернуть ему) эт ha-оцар (клад).
амАрти ло (Сказал-я ему):

«мацАти оцар (Нашёл-я клад) ба-садэ (в-поле). шилАмти леха (Заплатил-я тебе)
рак бэад ha-садэ (только за поле), вэ-ло бэад ha-оцар (а-не за клад). Лефи даати
(По/согласно мнению-моему) ha-оцар шаях леха (клад принадлежит тебе), ки лу ядАта
(ведь если-бы знал-ты), шэ-йэш бо оцар (что-есть там/«в-нём» клад), ло hайИта
мохэр (не продал бы/«не был-[бы]-ты продавшим») ли эт ha-садэ (мне поле)».

авАль, адони ha-мЭлех (Но, государь/«господин-мой» царь), hимших ha-конэ
(продолжил покупатель), ha-мохэр митнагэд (продавец возражает/противится)
ле-даати (мнению-моему) у-мэсарэв (и-отказывается) лакАхат (взять) эт ha-оцар
мимЭни (клад от-меня).

– мадУа ата мэсарэв (Почему ты отказываешься) лекабэль (принять) эт ha-оцар
мимЭну (клад от-него)? – шаАль ha-мЭлех (спросил царь) эт ha-мохэр (продавца).
анА ha-мохэр (Ответил продавец) вэ-hисбир (и-объяснил):

– Нахон (Верно), лу ядАти (если-бы знал-я), шэ-йэш бо оцар (что-есть там/«в-нём»
клад), ло hайИти мохэр (не продал бы/«не-был-[бы]-я продавшим) эт ha-садэ (поле).
;
авАль, лефи даати (Но, по мнению-моему), кэван шэ-ha-садэ нимкар (так-как/
поскольку поле продано) бли шум тнай (без всякого/«никакого» условия), коль ма
шэ-йэш ба-садэ (всё, что-есть в-поле) шАях ла-конэ (принадлежит покупателю).

Шааль ha-мЭлех (Спросил царь) эт ha-мохэр (продавца):
– hа-им йэш леха бэн (Есть ли/«ли есть» у-тебя сын)?

анА ha-мохэр (Ответил продавец): «Кэн» (Да).

Шааль ha-мЭлех (Спросил царь) эт ha-конэ (покупателя):
– hа-им йэш леха бат (Есть ли/«ли есть» у-тебя дочь)?

анА ha-конэ (Ответил покупатель): «Кэн» (Да).

Амар ha-мЭлех (Сказал царь):
– Им кэн (Если так), йиках ha-бэн (возьмёт-[пусть] сын) эт ha-бат (дочь)
ле-иша (в-жёны), вэ-ha-оцар йинатэн (и-клад будет-дан) ле-хатан вэ-ла-кала
(жениху и-невесте) кэ-матана ле-хатуна (как-подарок свадебный/«к-свадьбе»).

Шнэй ha-анашим (Оба/«два» человека), ha-мохэр вэ-ha-конэ (продавец и-покупатель),
hоду ла-мЭлех (поблагодарили царя) вэ-яцъу смэхим (и-вышли радостными)
мин ha-армон (из дворца).

алексАндэр яшав (Александр сидел) коль ha-зман ба-цад (всё время в-стороне)
вэ-ло амар мила (и-не сказал [ни] слова). ha-давар hая ле-фЭле (Эта-вещь была
чудом) бэ-эйнав (в глазах-его). Кашэ hая ло (Трудно было ему) леhаамин (поверить)
ле-холь ма (во-всё, что) шэ-эйнав рау (глаза-его видели) вэ-ознав шамъу
(и-уши-его слышали).

Каашэр шнэй-hэм нишъару (Когда вдвоём-они остались) левадам (одни/наедине),
шааль ha-мЭлех (спросил царь) эт алексАндэр (Александра):

– Лу ата hайИта бимкоми (Если-бы ты был на-месте-моём), ма hайИта осэ
(что бы ты сделал/«что был-[бы]-ты сделавшим)?

– Йэш леха лев рах ([Есть] у-тебя сердце мягкое). Лу бАу ha-анашим ha-Эле
(Если-бы пришли люди эти) лефанай (ко-мне), hайИти мэцавэ (я бы приказал/
«был-[бы]-я приказавшим») лаhарог эт шнэй-hэм (убить обоих-их),
вэ-hайИти локЭах (и я бы взял/ «и-был-[бы]-я взявшим») эт ha-оцар ле-ацми
([этот] клад себе)! – анА алексАндэр (ответил Александр).

– hа-им ha-шЭмэш зорАхат (Светит ли солнце) бэ-арцэха (в-стране-твоей)?
шааль ha-мЭлех (спросил царь).

– Бэвадай! (Конечно!) анА алексАндэр (ответил Александр).

– hа-им йордим гшамим (Идут ли дожди) бэ-арцэха (в-стране-твоей)?
шааль шув (спросил снова) ha-мЭлех (царь).

– Бэвадай! (Конечно!).

– hа-им йэш бэhэмот (Есть ли скот), хайот вэ-офот (звери и-птицы)
бэ-арцэха (в-стране-твоей)?

– Бэвадай! (Конечно!)

– Им кэн (Если так), амар ha-мЭлех (сказал царь) би-рцинут (серьёзно),
ha-шЭмэш зорАхат (солнце светит) вэ-ha-гшамим йордим (и-дожди идут)
бэ-арцэха (в-стране-твоей) рак би-зхут (только благодаря) ha-бэhэмот,
ha-хайот вэ-ha-офот (скоту, зверям и птицам)!

(2025)


Рецензии
"Если вулкану суждено взорваться, то высочайшая праведность жителей, населяющих
его склоны, ничего не изменит. Если газовая конфорка включена и горит под
чайником, наполненным водой, никакие молитвы, подаяния и посты не изменят и не
отменят его вскипание. Так через этот учебный текст мы приходим к важному выводу
о взаимозависимости социальных и природных явлений, что неудивительно, поскольку
все они являются частью целостной, единой и неделимой материально-духовной
Вселенной."

Это рассудочное суждение, в основе которого лежит голая логика.
Но мир сложнее устроен. В нем случаются и чудеса.

Ясерый   17.08.2025 19:17     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!

Вы затронули очень интересную тему. Вообще говоря, Чудо – это "возможность
невозможного", то есть антиномия вида А=не-А или 1=-1. Мы уже встречались с этим
явлением, когда анализировали понятие мнимой единицы i*i = -1 = -1*1, откуда
-1=1, поскольку i=i.

Такой подход резко упрощает анализ и понимание чудес и их соотношение
с обыденными явлениями и "голой логикой", для которых А=А (1=1) и -1=-1.

Обыденное и чудесное соотносятся, как вещественная и мнимая оси комплексной
плоскости всего сущего. БОльшая часть точек на этой плоскости (кроме самих осей)
содержит ненулевые вещественную и мнимую компоненты. То есть чудесное содержится
в большей части обыденных явлений и имеет градации. Чем больше мнимая компонента,
тем явление чудесней. Чем больше вещественная компонента – тем оно обыденней.

Чудеса в максимально концентрированном виде располагаются на мнимой оси, каждая
точка которой содержит множитель i, для которого 1=-1. Такие чудеса имеют нулевую
вещественную компоненту, то есть возможны только в воображении. Это очень важный
вывод, который исключает реализуемость части чудес в физическом мире.

К их числу я бы отнёс замерзание жидкой воды при её нагреве и пример с вулканом,
который должен рвануть. Я не утверждаю, что чудес не бывает. Но бывают чудеса,
возможные только в воображении. Не всякое чудо возможно!..

На уровне чудес двойственность всего сущего проявляется в том, что существует два
типа чудес: реализуемые на практике (в материальной Вселенной) и реализуемые
только в воображении (т. е. мнимые, в буквальном смысле этого слова).

Практика – критерий истины. Если какому-либо праведнику или группе праведников
удастся предотвратить извержение вулкана или землетрясение силой своей святости,
я первый поздравлю их. Но, по-моему, это невозможно. Как же тогда быть
с разгоном облаков силой взгляда, возможность которого я не отрицаю?..

Вероятно, это чудо входит в число реализуемых на практике, то есть содержит
вещественную компоненту, воздействуя на которую можно добиться отклика мнимой.
Но ни один святой не остановит силой воли, мысли, чувства или высшего "Я"
закипание воды в чайнике, поставленном на огонь. Для этого потребуется
либо погасить огонь, либо убрать чайник с плиты.

Что касается одного из главных чудес – воскрешения мёртвых – Ошо считал, что
имело место воскрешение душ, а не тел. Но (как обычно) всё переврали, истолковав
иносказание буквально. Духовное возрождение после состояния духовной смерти,
заменили воскрешением тела. Но нет ни одного случая исцеления от кариеса!..

С уважением, В.С.

Василий Слынько   18.08.2025 00:10   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Василий! Рад Вас видеть.
..........................

«На уровне чудес двойственность всего сущего проявляется в том, что существует два типа чудес: реализуемые на практике (в материальной Вселенной) и реализуемые
только в воображении (т. е. мнимые, в буквальном смысле этого слова).»
...........................

Здесь надо вернуться к вопросу, а что такое практика и как она связана с нашим воображением.
Казалось бы это несопоставимые вещи. Однако мне так не кажется. Практический опыт - еще не «синоним» объективности, потому что он сам также связан с нашим сознанием. Вне сознания нет никакого опыта. Опыт не существует сам по себе. Что такое наш мир вне нашего сознания, никто не знает. Можно лишь догадываться и предполагать, что он из себя представляет. Мир, что мы знаем, ИМХО формируется по большей части (99 %) в голове человека. А видим мы его одинаково только потому, что мозг наш был скроен однажды по одному лекалу. А, что он такое вне головы нашей, одному Богу известно. Говоря о чудесах, нельзя опираться на практический опыт, основанный на голой логике. Все чудеса происходят в душе человека, а не в физическом мире, как, впрочем, и самые простые и обыденные вещи.
Математическая модель мира далека от совершенства, потому что в ней отсутствует главное. В нем нет Души. Или как говорят ученые сегодня - Наблюдателя. А без души мир этот "мертвый", схематичный, бумажный и ненастоящий. Да и существует ли он вообще в таком случае?
....................

С теплом и уважением,

Ясерый   18.08.2025 11:36   Заявить о нарушении
Да, я на полном серьезе полагаю, что мир наш в нашем сознании и находится. А без нас его просто не существует. Или по крайней мере в таком виде, как мы его себе воображаем и представляем, его точно нет.

Ясерый   18.08.2025 13:05   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за отклик!

Отвечаю очередной миниатюрой: http://stihi.ru/2025/08/18/4884

С уважением и длагодарностью, В.С.

Василий Слынько   18.08.2025 15:58   Заявить о нарушении