Пикник
Айрис Мэрдок, Мюриэл Спарк и Берил Бейнбридж - эти леди являются Дамами-Командорами ордена Британской империи, что очень круто!
Благодаря Айрис Мэрдок я узнал о Раймоне Кено (1903–1976) — это
Французский писатель-авангардист, математик и профессиональный "взломщик" литературных правил,
Чьи эксперименты до сих пор будоражат умы. Один из его главных «подвигов»:
«Упражнения в стиле» (1947). Суть этого экзерсиса такова: одна банальная история (мужчина в автобусе) рассказана 99 способами —
Как сонет, математическая формула, оперный либретто и даже «амфибологии» (двусмысленности).
Нечто подобное, своеобразную гениальную прихоть, задал своим шедевром незабвенный Иван Константинович Айвазовский.
Обратимся к академическому описанию: "В основе композиции две пересекающиеся диагонали:
Обломок мачты движется из левого нижнего угла по диагонали в правый угол
К точке схода линий на горизонте, где соединяются две стихии: море и небо.
Три волны пересекают изображение по второй диагонали, из-за чего возникает эффект,
что волны также перекатываются, как и лодка, из левого нижнего угла по диагонали в правый угол.
Гребни волн создают три параллельные диагонали, как бы идущие из правого нижнего угла в левый.
Именно диагональ позволяет показать волны объёмно, помогает воссоздать пространство моря,
В котором пытаются спастись потерпевшие кораблекрушение."
Таким образом, эта композиция задаёт форму, которую можно заполнить каким угодно содержанием:
Я уже привел разбор 5 (пяти!) самых знаменитых полотен российских живописцев в своих микроэссе.
Как это и продемонстрировал Кено: форма важнее содержания, а язык (язык живописного произведения тоже!)-
Это конструктор, который можно разбирать до бесконечности.
Предлагаю вашему вниманию: Алексей Саврасов. Волга (фрагмент). 1874. Калужский музей изобразительных искусств, Калуга.
Итак, ищем, что же изобразил Алексей Кондратьевич на диагонали, которая посвящена у Айвазовского обломку мачты:
Ага! Это деревенская церквушка с колоколенкой. Замечательно! Переходим к пересекающей эту линию диагонали.
У Саврасова на ней образно показан тот участок "семи вёрст",по которым
Иной раз приходилось несчастным путникам "киселя хлебать".
Занятно, на что указывает этот своеобразный вектор: на немногочисленную группу, видимо, состоятельных обывателей,
Которые с нескрываемым удобством расположились на берегу Волги на пикнике.
Снова пересечение диагоналей - конфликт! И как тут не вспомнить поговорку из толкового словаря Владимира Даля:
КАБАК ДАЛЕКО, ДА ИДТИ ЛЕГКО!
А ЦЕРКОВЬ БЛИЗКО, ДА ИДТИ СКЛИЗКО!
Свидетельство о публикации №125081407633