Путешествие по Камбодже

продолжение/кн.7 "У одной реки" отрывок

А впереди ещё один знаменитый храм Байон, с каменными лицами, такой обворожительный и сказочный! И мы с Верой, испытывая на пике сверх высоких чувств самые необъяснимые эмоции, не то, что были шокированы всей этой красотой, нам, словно не хватало воздуха и слов, чтобы выразить все свои искренние чувства. Настолько захватывает дух от общения с этими, по истине, уникальными местами, куда, однозначно хочется вернуться вновь. А Вера, она в пол тона восхищалась всем этим фантастическим зрелищем, но её глаза, словно кричали – «Божественно и неповторимо, это, сказка, в которой хочется жить! Всегда!»
Уму непостижимо и вообразить невозможно, неужели всё это творение рук человеческих! Удивительно, на что только не способен разум, и это в далёкие, доисторические времена; воздвигать подобные шедевры, без особой технической поддержки. Не ошибусь, если подмечу, что в век совершенных технологий, навряд ли кто сумеет повторить подобное. Это невозможно…
Время близится к вечеру, и скоро стемнеет, а мы всё бредём свободным и уверенным шагом, среди заросших в глубине джунглей уникальных Храмов, наслаждаясь каждым мгновением этой неповторимой сказки. Здесь столько изумительных деревьев, в которых неисчерпаемый запас сил к жизни. Прорывая корнями огромные каменные валуны, они, словно, бросают вызов всему живому – «Вперёд, к свету, к возможностям!»
Наши попутчики, с восхищением оглядывая по сторонам всю эту неописуемую роскошь, так же старательно, пытаются запечатлеть на память отдельные моменты программы. У всех на губах искренняя улыбка, а кое-кто с нежностью и понятными чувствами посматривает в сторону моей напарницы. Тут уж, так и подмывает в шутку добавить – «Ох, уж, эта Вера!»
А она, только успевает, словно по команде, то на камень большой залезть, то к дереву величественному умело пристроиться, то среди развалин и величия каменных строений протиснуться и помахать рукой, словно приветствуя весь белый свет на уровне позитивного мышления. И мы с бодрым настроением, продолжаем свой романтический путь. Скоро ужин в ресторане, где группа успела вкусно пообедать, но к вечерней программе, по традиции, нам предложат небольшое шоу с участием местных красоток-апсара, - танец о любви и вечности. Здесь так было всегда, есть, и будет.
Мы успеваем пройти достойно весь намеченный маршрут, рассаживаемся по своим местам в салоне закрепленного за нами транспорта, и уже, на доброй волне понимания продолжаем беседу с Са Рином. А он, как и положено местному гиду, с удовольствием продолжает нас знакомить с интересными событиями их страны, с историческими моментами суровой жизни, и нам ещё предстоит побывать на площади, где вовсю процветал геноцид, тех печальных дней и лет, когда народ истребляли самым зверским способом, дробя по частям и кусочкам. От жутких рассказов в жилах стыла кровь и замирало сердце. Даааа, сколько же этому многострадальному народу пришлось пережить! Подобное невозможно забыть, и такое, не должно повторяться, хотя, кто знает, в последнее время людьми правит лишь злоба и особая жажда наживы, жажда власти и подавления. Всё относительно. Никто не знает и не уверен в своём завтрашнем дне, но всем хочется верить в лучшее. А мы, уже находимся рядом с местом казни огромного количества безвинных жертв того чудовищного режима. Здесь, за стеклом, в память о бесчисленных жертвах, в сооруженном монументе теперь хранятся останки загубленных душ, с проломанными черепами, перебитыми костями; здесь захоронены и тела маленьких детей. Это так чудовищно, и в каждом из нас сейчас закипает жилка особой боли, сочувствия, ненависти, непонимания. В подобные моменты, как никогда, задумываешься о смысле жизни, о назначении человека, о слепых убеждениях, о судьбе, и многом другом. И так хочется сказать, обращаясь к этой многострадальной стране, стране с великой духовной культурой, которую пытались сравнять с землей, втаптывая в грязь и давя под гусеницами тракторов и в пастях крокодилов, а так же прочих истязаниях, земле незабываемой и славной Камбоджи:
- Пусть на твоей окровавленной, но замечательной, исторической и святой территории больше никогда не будет распрей и не льётся кровь, пусть царит в миллионах сердец, лишь великий разум и понимание, а в каждой семье говорят, вместо принятого повсюду выражения – «Ты сегодня ел?», вместо приветствия, обычное для слуха, и приятное – «Здравствуй!» Да, так уж сложились обстоятельства, и народ долгое время испытывал нужду и голод, было время, когда людям не разрешалось поймать, даже обыкновенного кузнечика и съесть его незаметно, за это красные кхмеры могли просто пробить голову мотыгой, если кто-то доносил. И поэтому сейчас стало традицией при встрече спрашивать друг у друга – «Ты сегодня ел?», что означало, раз ты сыт, значит у тебя все хорошо…

мемуары /продолжение следует...


Рецензии