Что посмотреть Фактотум Бента Хамера

Существует множество киноадаптаций Чарльза Буковски. Писатель, не особо желая того, прочно застолбил за собой место мастера слова и успел стать классиком литературы "грязного реализма. Прямо пропорционально его популярности среди многих поколений молодежи, у режиссёров возникало желание придать ярким образам его текстов визуальную точность в экранизациях.

Снимать по-Буковски - одновременно безумно сложная и лёгкая задача по одной и той же причине: в его произведениях практически полностью отсутствует сюжет. Только бесконечный поток пьяного бестолкового сознания лирического героя и точно такой же бесконечный и бестолковый быт, окружающий его. Кто-то справлялся с этим кинематографическим  "челленджем" талантливо (фильмы "Пьянь", "Холодная луна".) , кто-то не слишком (фильмы “Безумная любовь”,  “История обыкновенного безумия”).

Фильм Бента Хамера "Фактотум", по одноименному произведению Буковски, безусловно относится к первой категории. Хамер со сценаристом смогли найти идеальный баланс между авторской интерпретацией и точным цитированием оригинала. Фильм живой, динамичный и обаятельный. Главного героя Чарльза Чинаски (альтер-эго самого Буковски) играет замечательный Мэтт Диллон, прославившийся позже ролью психопата Джека у Ларса фон Триера. Он очень органично смотрится в роли маргинального писателя, часто не имеющего даже денег на выпивку. Не смотря на полное отсутствие сюжета, наблюдать за жизнью его героя очень интересно . А жизнь его проста. Чинаски работает разнорабочим, потом пропивает все деньги, уходит с работы, трахается с первой попавшейся девкой, потом снова пьет, снова находит  работу и так несколько раз за фильм. Такой вот реализм социального низа от Буковски.

Действительно, Буковски - очень пролетарский писатель. Его произведения не претендуют на пафос описания жизни низа, и не возвеличивают этот низ, это вам не соцреализм. Герои Буковски часто выглядят жалкими неудачниками, каким сам Буковски считал себя всю жизнь, но их беспризорную пьяную жизнь он ставит гораздо выше жизни жирных состоявшихся агентов общества потребления.  В конечном счёте, если отбросить всю его мизантропию, Буковски  верит в Личность. Просто эта Личность противопоставляет "голому чистогагу" не идею революции, а бутылку холодного пива и секс с любимой девушкой, такой же потерянной как он сам.  Это и есть настоящий панк!

Поэтому, как говорил Лимонов: "Пейте пиво в знак протеста" и смотрите фильм “Фактотум” про безумного писателя и алкоголика, ни во что не верящего, но обретшего в этом неверии настоящее счастье.

Михаил Кругляков


Рецензии