Треугольник Карпмана

Три маски — три роли

Есть древняя пьеса на сцене судьбы,
Где нет режиссёра, но роли видны.
Три маски, три грани извечной борьбы,
Что держат актёров в узле их судьбы.

Вот первая маска — печальней всех лиц.
То Жертва. Она без вины виновата.
Мир — скопище злобных людей и лисиц,
А жизнь — непосильная, горькая плата.
Она ищет помощи, стонет, зовёт,
И ждёт, кто от бед её тяжких спасёт.

И он тут как тут, в ослепительном свете!
Спасатель на белом коне, он могуч!
Он самый бесстрашный на нашей планете,
И Жертву отмоет, поднимет, спасёт.
Он нужен, он важен, он дарит тепло,
Чтоб Жертва сказала: «Мне так повезло!»

Но свету нужна беспросветная тень.
И третья выходит на сцену фигура.
Преследователь. Он превращает в мишень
Всё то, что не входит в его партитуру.

Он зол, он критичен, он тычет перстом:
«Ты слаб! Ты неправ! Тебе надо в дурдом!»
И Жертва сжимается в страхе своём,
В ней праведный гнев закипает огнём!

И вот в чём ловушка, в  чём парадокс,
Коварнее всех шекспировских строк
Тот круг, что казался устойчив, как дом,
Внезапно актёров  меняет он в нём.

Устав от опеки, вдруг Жертва взорвалась,
И стала Преследователем для того,
Кто только что был ей Спасателем славным —
Спасал, помогал и творил волшебство!
Он вмиг стал унижен, попал в естество
Несчастнейшей Жертвы... И ищет вокруг,
Кто б бросил ему свой спасательный  круг.

И круг замыкается. Снова и снова
Летят по арене три маски, звеня.
И ищут друг в друге предлога такого,
Чтоб не посмотреть... никогда... на СЕБЯ.

*Треугольник Карпмана — это модель психологических игр, в которой три роли постоянно сменяют друг друга: Жертва, Спасатель и Преследователь. В этих играх люди бессознательно вовлекаются в конфликтные сценарии, поддерживая напряжение и манипуляции. Понимание этой модели помогает распознавать такие игры и выходить из них, строя более здоровые отношения.


Рецензии