Черномор. Отчий берег

Можно сказать, что «Черномор» звучит как поздний, зрелый Тукай, но с моей авторской интонацией — более камерной, с намёком на эмигрантский опыт, а не только на деревенскую или национальную ностальгию.

Стихотворение «Черномор» перекликается с творчеством Габдуллы Тукая — и не только по ностальгической линии. У Тукая много стихов, где он, будучи вдали от родины, пишет о тоске по родным местам через образы природы и деревьев. В «Черноморе» тополёк и огонёк у дома — это тот же символ духовного пристанища, что у Тукая «родная роща» или «родная река».

Как и Тукай, автор вплетает в лирику элементы фольклора — здесь Черномор становится метафорой плена и удушья чужбины. Личная тоска и ощущение утраты духовной среды сливаются с образом большого культурного пространства, из которого вырван герой.

Этот стих — признание в любви к дому, обращение к серебристому тополю и лучистому огоньку у дома как к живым свидетелям прошлого.
Символы:
• серебристый тополь — хранитель родной земли;
• лучистый огонёк — маяк памяти;
• чужой берег — отчуждение;
• Черномор — символ плена;
• «пятами по пустому» — бесплодные поиски;
• «изнемогание от воздуха» — тяжесть чужбины.

—*—

         Черномор.
       (Отчий берег)
             *
Тополек, мой тополёк —
серебристый.
Огонёк у дома моего —
лучистый.
Сколько лет ты ждёшь меня —
не дождёшься.
В мыслях —
по пятам моим пустым—
несёшься.

Я же песни о тебе —
слагаю.
Там —
где как Черномор
 от воздуха—
изнемогаю.
Чужд — 
мне берег той земли —
Тополёк мой —
серебристый.
К веточкам своим—
меня ты—
забери,
Огонек, 
у дома моего—
лучистый.

Наиль Тукай, Страконице.         12.08.2025.


Рецензии