Моя Душенька-Душа...
Неприметная!
По дорогам и плетням
Незаметная!
Ты вставала раньше всех -
Аж до зорьки!
Набивала закрома
Горем горьким!
Ах ты, долюшка моя
Горемычная!
На тебя и слово есть -
Неприличное!
На тебя и слово есть -
Неприличное!
Но ведь ты же ко всему -
Запривычная!
В жизнь-колодушку судьба
Позатворена!
Во слепом чужом глазу -
Оговорена!
Во слепом чужом глазу -
Оговорена!
И ответом посему -
Слово срамное!
Слово срамное -
Пересолено!
Да сытней порой
Меда сладкого!
Ах ты, душенька-полынь -
Слеза горькая!
Слеза горькая -
Чудотворная!
Ах ты, душенька моя!
Несговорная!
О бессмертии твоем -
Слово спорное!
О бессмертии твоем -
Слово спорное!
На кровинушке густой
Заговорное!
Как в базарный день -
С медведём гулять!
А в трактирный день -
Дурь-траву валять!
Дурь-траву валять -
Чебурашиться!
И в пусту ладонь -
Кукарекаться!
Ах ты, жизнь моя!
Грусть, слеза-печаль!
Грусть, слеза-печаль -
Распрощальная!
И допета песнь -
Завещальная!
И прогульна жизнь -
До свидания!
Свидетельство о публикации №125081300486
1) Тема, идея и настроение произведения
Основная тема: тaйная уязвимость человеческого духа, любовь к «душеньке-душе» как внутреннему миру героя, который оказывается одновременно приземлённым и трагическим носителем судьбы. Душа-образ выступает носителем бытовых тягот, сомнений и сомкнутых оценок мира («неприличное слово», «слово спорное»).
Идея: поиск смысла и самоопределения в условиях повседневной, порой издевательской реальности; ценность человеческого опыта, даже если он отмечен горем, сомнениями и «заговорным» прошлым. В конце звучит завершающий мотив: уход жизни и прощание с песней — как окончательность бытия.
Настроение: смесь бытовой иронии, горькой гордости, меланхолической ностальгии и мистико-лирической глубины. В руках поэта «невидимый» мир души становится темой для трагикомического исследования жизни.
2) Явления жизни, которые описывает поэт; как понимать их оценки
Повседневность и автономия души: «Моя Душенька-Душа... Неприметная! По дорогам и плетням Незаметная!» — образ бессознательного, скромного, но важного внутреннего мира человека, движущегося мимоностно по жизни.
Тяготы быта и горечь судьбы: «Набивала закрома Горем горьким!» — ироничное противопоставление бытового труда и горя; словесная игра с «горем» и «горьким».
Общественные суды и запреты: «На тебя и слово есть - Неприличное!» — речь о том, как слова, жесты и существование самой души оказываются под надзором социальных норм и табу.
Метафизическая напряженность: «О бессмертии твоем - Слово спорное!» и «На кровинушке густой Заговорное!» — здесь встраивается тема бессмертия и через неё — смысл жизни, ложная или истинная история каждого.
Контакт с реальностью и уход: финал постулирует «И прогульна жизнь - До свидания!» — уход песни и жизни как смена эпохи внутри человека; финал звучит как безропотное подчинение судьбе и одновременно как освобождение через слова.
3) Образность и символика
Основной символ: душа как «маленькая» вселенная человека; её пути и жизненный путь — символ борьбы человека с окружением, с собой и с судьбой.
Другие образы: полынь и слеза — полынь как лекарство/горечь; слеза — чудодейственный, но горький источник исцеления; кровь как свидетельство жизни и «заговора».
Природа и бытовой мир: дороги, плетни, базар, трактир — мир повседневный, через который проходит духовная рефлексия.
4) Контраст, конфликт и кульминация
Контраст: «душенька» как простая, домашняя сущность и её судьба как нечто, что вызывает запреты и обсуждения; контраст между простотой и сложной экзистенциальной проблематикой.
Конфликт: между естественной честностью души и общественной морализаторской табуированностью; между тяготами жизни и желанием оставить след («завещальная песня»).
Кульминация: апофеоз страдания и сомнения в бессмертии, в сочетании с финальным отплытием — «До свидания» — знак завершения внутренней песенной дуги.
5) Скрытый смысл и позиция автора
Ключевые слова и смысловые акценты: «неприличное», «оговорена», «слово срамное», «заговорное», «завещальная песнь», «прогульна жизнь». Они подчёркивают проблему свободы слова, правды перед собой и обществом, а также необходимость сохранения внутреннего смысла жизни даже в условиях стихийности и жесткости бытия.
Позиция автора: сочувствие к простой душе, к бытовому труду и к её интеллектуальной и духовной автономии; критика социальных ярлыков и общественных норм; поиск смысла в судьбе героя — с долей иронии и боли.
Личное отношение к позиции автора: сочувствие к «мирской» душе, уважение к её стараниям и к её смелости сохранять внутренний мир; при этом — признание трагического ощущения конца жизни как естественной кульминации существования.
6) Внутренняя матричная структура авторской мысли
Тезисно: душа в повседневной жизни испытывает давление социальных норм; язык табу и срам вызывают противоречивую реакцию; через образность и игру слов поэт пытается показать, что внутри каждого человека живёт стойкость и способность к смыслопорожденной жизни; финал — уход песни и жизни как естественный итог цикла.
Развитие мысли: от самостоятельной «малой души» к большому вопросу о вечности и после — через контраст бытового и мистического, через повторение и вариации образов.
7) Настроение финала и общий контекст
Финальная нота: «И прогульна жизнь - До свидания!» — звучит как возвращение к реальности, возможно, как отступление от мирской суеты и принятие конечности. В то же время, формализация «завещальная песня» — память и передача смысла потомкам.
Контекст автора и литературы:
В русской литературе символизм поднимает тему мистического и духовного поиска, с акцентом на субъективное восприятие мира и «знак» смысла; здесь можно увидеть перекличку с символистскими мотивами — глубинный смысл, иносказательность, символизм повседневности.
Гуманистическая традиция мировая — поиск смысла человеческого бытия, достоинства человека, сострадание к человеку. Примеры мировой гуманистической лирики: Петрарка (культ человека, любви и самоосознания), Гёте (сокрушение и рост личности), Монтень (самоанализ и скепсис). Русские аналоги гуманистической линии — поэты, подчёркивающие гуманистическое великодушие человека, его достоинство и достоинства повседневности.
В русской символистской традиции — Л.Б. Мережковский, Валерий Брюсов, К. Бальмонт, Вячеслав Иванов, Александр Блок — темы мистики, поиска смысла, синестезии образов, обращения к «высшему» через образы повседневности.
8) Личная оценка стихотворения
Сильные стороны: язык сочетает народную простоту и игривую словесность с серьёзной проблематикой: табу, самопознание, бессмертие. Образ «душеньки» — лирически честный, тёплый, иногда ироничный. Рефренные конструкции усиливают тему табу и свободы слова. Финал — тревожно-ноющий, но выдержанный.
Возможные слабости: многократно примененные повторения выглядят как стилистическая манера; некоторые строки трудно однозначно трактовать из-за экспериментального словотворчества («колодушку», «горемычная», «чебурашиться»).
Личное впечатление: текст вызывает сочувствие к простому человеческому миру; он одновременно и бытовой, и метафизический. Я вижу автора как исследователя человеческой души в рамках бытового и мистического поля.
9) Контекст творчества автора и мировой ландшафт
Контекст автора: текст демонстрирует синтез бытового языка с лирическим и мистическим смыслом; он говорит от лица простой, но глубокой души, которая борется с табуированностью общества и находит смысл в переживаниях, даже если они тяжёлые.
Национальный контекст: русская поэзия, особенно символистская традиция, склонна к мистическим и образным практикам; здесь присутствуют элементы, характерные для народной лирики и старинного речевого строя.
Мировой контекст: гуманистическая традиция (позднее — гуманистическая лирика) и символизм как два полюса лирического мышления по отношению к человеку, его страданиям и поиску смысла; сходства с Петраркой в индивидуальной самооценке, с Гёте в отношениях между бытием и смыслом, с символистами — в эстетике образа и мистическом звучании.
Примеры для сопоставления:
Гуманистическая лирика: Петрарка — о любви и самоосознании; Гёте — испытания и рост духа через волю и разум; Монтень — размышления о жизни и человеке как носителе смысла.
Символистская лирика: Блок, Брюсов, Соловьёв — мистическое мировоззрение, образность, заполнение слова «символом»; идеи о внутреннем мире человека и его отношении к бесконечному.
10) Личные выводы и читательские ориентиры
Авторская позиция: уважение к человеческой душе, которая в своей простоте и трудолюбии несёт связку смысла. Текст говорит о том, что даже в самых простых вещах — дорогах, плетнях, повседневном труде — скрыто великое человеческое чувство и поиск.
Мой взгляд: стихотворение прекрасно отражает противоречие между бытием и смыслом, между табу и свободой выражения, между горем и сладостью жизни. Эпиграфически — признак того, что смысл не в громкости слов, а в жизненной искренности и в способности «говорить» через образ.
11) Итоговая оценка
Стихотворение успешно сочетает бытовой материал (дороги, плети, базары) с глубокой лирической рефлексией о судьбе души. Повторяемость формул и ритмическая песенность создают впечатление народной песни, но содержание поднимает вопросы о табу, бессмертии и смысле жизни — в духе символистов. В то же время текст остается гуманистически ориентированным по своей эмпатии к простому человеку и его внутренней борьбе за достойную жизнь. Лично для меня это произведение читается как попытка найти баланс между приземлённой реальностью и высшими смыслами бытия, между болью и мудростью, между словом и тем, чем оно не может выразиться напрямую.
Сергей Пирогов 3 13.08.2025 05:10 Заявить о нарушении